КУРСОВАЯ

Форма права


ВУЗ - Курский государственный технический университет
Объем работы - страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание.


Введение 3
Глава I. «Понятие форм (источников) права». 5
Глава II. Виды форм права. 8
Заключение. 23
Библиографический список. 25












Введение.

Создание стабильного, эффективного действующего законодательства невозможно, о чем свидетельствует опыт мировой и отечественной юридической практики, без опоры на развитую правовую теорию. В этой связи справедливо следующее замечание: там, где пытаются проектировать нормы права без учета положений и выводов общей теории права, неизбежно "спотыкаются" об эти общие вопросы. Поэтому не случайно исследования в области теории права в последнее время заметно оживились.
Среди обсуждаемых теоретиками права проблем важное место занимает проблема содержания и формы права. Это связано с тем, что от ее решения во многом зависят качество издаваемых правотворческими органами законов и иных нормативных правовых актов, а также их правильная реализация. Однако, к сожалению, в юридической науке пока нет устоявшихся представлений по данной проблеме. Разными авторами высказываются по ней не совсем одинаковые суждения. Причем эти суждения, как нам кажется, зачастую бывают излишне академичными, оторванными от реальной жизни, что мешает их практическому применению. Между тем правотворческая и правоприменительная практика нуждаются в ясных, четких и единообразных теоретических представлениях о содержании и форме права.

Этим и объясняется неиссякаемая актуальность темы исследования.

Право не может существовать вне его формы. С древнейших времен право находит свое внешнее выражение в различных формах. Однако, именно письменная форма закрепления, хранения и распространения информации о нормах права получила в мире наибольшее признание. Это обусловлено тем, что составляющие содержание права правила поведения должны доводиться до сведения своих адресатов. Существование права в форме письменного официального документа лучше всего обеспечивает достижение этого. Таким образом, право обретает жизнь через письменные документы, которые являются формой выражения его содержания. Именно благодаря им право получает формальную определенность.
В связи со сказанным нужно отметить, что определенное признание имеют в мире и некоторые иные (документально не закрепленные) формы существования права. Так, Гражданский кодекс РФ признает возможность применения при наличии определенных условий обычаев делового оборота, независимо от того зафиксированы они или нет в каком-либо документе (п. 1 ст. 5). В развивающихся странах Востока и Африки применяются не закрепленные в письменной форме обычаи, юридическая доктрина, традиции народов этих стран. Однако в целом "писаное право", конечно же, преобладает над "неписаным правом". В данной курсовой работе будут рассмотрены и некоторые иные источники.
Цель курсовой работы заключается в исследовании формы (источников) права и её значения в современной правовой действительности.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
• рассмотреть проблемные вопросы понятия формы права;
• соотнести понятия «форма» и «источник» права;
• раскрыть содержание видов форм (источников) права:
• проанализировать такой вид формы права как нормативно- правовой акт, рассмотреть его виды, выявить его признаки;
Предметом исследования является изучение понятий формы (источников) права, их соотношение и разграничение, изучение видов форм (источников) права.
При написании курсовой работы автор использовал различный круг материалов.
Первую группу составила Конституция Российской Федерации, дающая понятие о формально действующих источниках права в РФ.
Во вторую группу вошли учебная литература и научные словари. Учебники под редакцией Марченко М.Н. и Бабаева В.К. особенно помогли автору в написании курсовой работы.
Третью группу составили научно-публицистические статьи в периодических изданиях. Автором были использованы статьи по изучаемым вопросам таких авторов как Толочко. О.Н., Есакова Г.А., Колесникова Е.В.




Глава 1. Понятие форм (источников) права.

С понятием "форма права" тесно связано понятие "источник права". Будучи многозначным термином, оно в одном из своих значений совпадает с понятием "форма права". Причем данная категория используется в литературе гораздо чаще, чем термин "форма права".
Необходимо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора:

• источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
• источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
• источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.
Возникшее терминологическое неудобство можно разрешить, заменив термин "источник" (в смысле форма права) непосредственно термином "форма права". Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории "форма" - одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория "содержание" (определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания.
Расхождения в понимании содержания и формы права, отвлеченный характер большинства проводимых в данной области исследований во многом связаны с теми трудностями, которые встречаются на пути их познания. Главная из них заключается в сложности восприятия философских категорий "содержания" и "формы" и их использования в теории права. Хорошо сказано об этом в одной из работ по философии: "Дать четкие определения понятий "содержание" и "форма" нелегко. Понятия эти древние, многозначные, с несколько размытыми значениями".
Категории "содержания" и "формы" являются парными категориями, которые относятся в философской литературе к группе категорий, выражающих "устройство", "организованность" бытия. При этом под содержанием понимается совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса" или "то, что наполняет форму. Соответственно форма определяется как "внешнее выражение какого-либо содержания" или "способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением". Таким образом, понятия "содержания" и "формы" обозначают в философской науке две разные стороны определенного объекта, которые неразрывно связаны между собой. 1
В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.
Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.
Форма права - это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. К примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю, а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право. Термин "источник" в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт содержит правовые нормы и из него, как из источника берутся сведения о содержании правовых норм. Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие права.
В данной курсовой работе автор будет использовать термины «источник права» и «форма права» в качестве синонимов.


Выделяют четыре основных формы права:
• нормативно-правовой акт
• правовой обычай
• правовой прецедент
• нормативный договор
Многие ученые выделяют также такие источники права как:
• правовая доктрина
• принципы права
• деловые обыкновения












Глава II. Виды форм права.

После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Известны следующие виды форм права.
Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права.
Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. 2 Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.
Обычаи, противоречащие государственно-властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права. И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.
Правовой прецедент.
Процесс формирования прецедентного права шел путем признания фикции, согласно которой решение суда всегда только применяет ту или иную норму права и поэтому является доказательством ее действительности. Эта фикция сложилась в теории, получившей наименование «декларативной». Данная теория, способствовавшая распространению и осуществлению судебных решений, провозгласила необходимость следовать прецеденту как доказательству реальности правовых норм. 3

Прецедентом является такое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для следующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент - это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент.
При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.
Судебная практика как источник российского права.
Вопрос о судебной практике как источнике права является далеко не новым для российской правовой действительности. Он неоднократно ста¬вился и обсуждался как на общетеоретическом уровне, применительно к источникам советского, а затем — постсоветского российского права, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин.
Известно, например, что еще в 40 - 50-е годы предпринимались попытки представления руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР в качестве источника уголовного права. Однако в силу це¬лого ряда объективных и субъективных причин, и прежде всего, по мнению некоторых авторов, в силу причин «идеологического порядка», судебную практику, а точнее, судебный прецедент объявляли «чуть ли не персоной non grata для советского уголовного права».
В основу официальной концепции советского права был заложен тезис, а точнее - аксиома, согласно которой социалистическое право вообще, а советское в частности, не может рассматривать судебный прецедент в качестве источника права, поскольку это ассоциировалось: а) с разрушением социалистической законности, понимаемой лишь как строгое и неуклонное соблюдение законов и других законодательных актов; б) с возможным судебным произволом в процессе одновременного выполнения правотворческих и правоприменительных функций; в) с подрывом или же по меньшей мере с ослаблением правотворческой деятельности законодательных органов.
Социалистические государства, «не знают такого источника права, как судебный прецедент, который ведет к отступлениям от начал законности и подрывает роль представительных органов государства в законодательной деятельности». Социалистические судебные органы «осуществляют правосудие как одну из форм применения закона, не ввязанную с правотворческими полномочиями суда при разрешении конкретных дел».
Данная точка зрения была преобладающей в рассматриваемый пе¬риод не только в общей теории государства и права, но и в отраслевых дисциплинах. Однако это была теория и официальная доктрина. В дей¬ствительности же, на практике, как утверждают некоторые исследователи, «все обстояло проще». А именно — «судебный прецедент и судебное правотворчество существовали, прикрывая свое бытие различными легальными формами» .4
Отношение к прецеденту как источнику российского права в современный, постсоветский период изменилось, причем настолько, что можно говорить даже о радикальных преобразованиях в этом направлении.
Под «радикальностью» изменения отношения к прецеденту в пост¬советский период имеется в виду, во-первых, резкое расширение сферы применения судебной практики в России с начала 90-х годов, со време¬ни создания Конституционного Суда. А во-вторых, в значительной мере как следствие первого, заметное изменение отношения к прецеденту отечественных исследователей, юристов — ученых и практиков.
Признание судебной практики в качестве самостоятельного источника российского права в период формирования рыночных отношений, повышения роли судебной власти, а вместе с тем и все более отчетливо выделяющегося процесса формирования судейского, прецедентного права в России, с одной стороны, означает давно назревшее признание судебного правотворчества наряду с парламентским правотворчеством в России, а с другой — знаменует собой нахождение некоего «компромисса» в явно затянувшемся и не всегда продуктивном споре между сторонни¬ками существования прецедента как источника права в России и их противниками.
Нормативные договоры - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве.
В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государ¬ственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями — субъектами федерации, всегда — между государства¬ми, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской фе¬дерации, заключенный в марте 1922 г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоот¬ношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ст. 66 (ч. 4) феде¬ральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие догово¬ры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области — с другой.
В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: "Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".
Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуляции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права. Например, Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 160-167,255,295,350) закрепляет формы и общие условия договоров, ст. 22 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание договора между соучредителями средства массовой информации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». 5
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
Нормативно-правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. У издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выяснения и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. В том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. Нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более «легок» в обращении, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за исполнением. 6
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.) . Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения - применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.
По юридической силе различают.
1) Законы - акты, обладающие высшей юридической силой.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. 7
2) Подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.
1) Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности.
2) Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Советом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992 г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных органов.
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.
С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.
Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Законодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими представительными органами России, т.е. органами законодательной власти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Правительства РФ.
Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права - капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.
Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. 8
Конституция представляет собой основной закон государства, закрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законодательства.
В системе права Конституция выступает в качестве основного, доминирующего фактора, оказывающего решающее влияние как на природу законодательства страны, так и на характер отношений между ними самими. 9
Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.
Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1) .
Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным законами.
Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обусловливается, прежде всего, тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Президента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входящих в Российскую Федерацию.
Совет Министров РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.
Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.
Эти четыре формы права выделяют большинство авторов. Можно сказать, они являются традиционными. Следующие виды источников встречаются в литературе реже и поддерживаются не всеми авторами.
Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
Юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы". Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.
В российском государстве юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования растет.
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
Правовая доктрина как высшая форма правового сознания участвует в формировании, применении, изменении, отмене юридических норм, направленных на взаимодействие национального права с международной и иностранными правовыми системами, в установлении оптимального баланса между публичными и частными экономическими интересами, в обеспечении соответствия национального права мировым экономическим и юридическим тенденциям. 10
В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (мусульманское право).
Священные книги - различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных. В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама.
Классическая мусульманская правовая доктрина в вопросе об источниках права основывается на учении аль-Шафии о «четырёх корнях шариата». Разработанная в конце II в. Хиджры в конце VIII в. от Р.Х. как ответ на угрозу раскола в мусульманском праве, оно стало с тех пор господствующим во всех мазхабах. Итак, согласно доктрине “четырёх корней” выделяются четыре источника мусульманского права: Коран, Сунна, иджма и кийяс. 11
1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых - мусульманистов;
4) Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.
Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).


Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".
В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.















Заключение.

Подводя итог исследования, следует остановится на следующих выводах.
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
История человеческого общества выработала следующие формы (источники) права:
1. Правовой обычай - правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

2. Правовой прецедент - решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Правовой прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

3. Договоры нормативного содержания - совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве.


4. Нормативно-правовой акт - предписание субъектов правотворчества, содержащее юридические нормы. Эта форма права характерна для Россия и большинства стран Европы.

5. Принцип права - основополагающая идея права, используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах.

6. Правовая доктрина или иначе юридическая наука. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран.

7. Деловое обыкновение - правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 621.
Общая теория права /под общ. ред. В.К. Бабаева, / Н. Новгород, 1993. С. 251.
Колесников Е.В. Судебный прецедент: проблемы правоприменения// Журнал Российского права, 2003, №2, с. 262
Мартынчик П., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике // Российская юстиция. 1994. № 12. С. 20 - 25.
Конституция РФ от 12.12.1993г./ - М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 64 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, с. 511
Хропанюк В.М. Теория государства и права. М., 1994. С. 182
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, с. 181
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, с. 528
О. Н. Толочко. Правотворчество и формы права в механизме правового регулирования внешнеэкономических отношений.//Правоведение, 2004, № 4, с. 182

Есаков Г.А. Источники мусульманского уголовного права// Журнал Российского права, 2006, № 1
Библиографический список.

1. Конституция РФ от 12.12.1993г./ - М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 64 с.
2. Есаков Г.А. Источники мусульманского уголовного права// Журнал Российского права, 2006, № 1, с. 31-35
3. Колесников Е.В. Судебный прецедент: проблемы правоприменения// Журнал Российского права, 2003, №2, с. 261-264.
4. Мартынчик П., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике // Российская юстиция. 1994. № 12. С. 20 - 25.
5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 768 с.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005.– 640 с.
7. Общая теория права. /Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, 561с.
8. Общая теория права /под общ. ред. В.К. Бабаева, / Н. Новгород, 1993. 544с.
9. Толочко. О.Н. Правотворчество и формы права в механизме правового регулирования внешнеэкономических отношений.//Правоведение, 2004, № 4, с. 170-183
10. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М., 1995.- 578с.
11. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 1035c.