КУРСОВАЯ

Форма государства


ВУЗ - Курский государственный технический университет
Объем работы - страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание.
Введение. 3
Глава I. Понятие формы государства 5
Глава II. Понятие и виды форм государственного правления. 8
Глава III. Понятие и виды форм государственного устройства. 12
Глава IV. Государственный режим как составная часть формы государства. 20
Заключение. 24
Библиографический список. 26

















Ведение.

Вопросы, касающиеся понятия, роли и особенностей форм государ¬ства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она со¬относится с другими его сторонами, помимо всего прочего, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Изучить государство с точки зрения его формы — значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.
При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, не¬изменной. Под влиянием множества экономических, социально-полити¬ческих, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и раз¬вивалась. Постоянно менялось и представление о ней.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Цель курсовой работы заключается в исследовании форм государства и их значения в современной действительности.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
• рассмотреть проблемные вопросы понятия формы государства;
• раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
• рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
• проанализировать виды политических режимов;
Предметом исследования является изучение формы государства, её видов.
При написании курсовой работы автор использовал различный круг материалов.
Первую группу составила Конституция Российской Федерации, раскрывающая форму современного российского государства.
Во вторую группу вошли учебная литература.
Учебники под редакцией Марченко М.Н. «Теория государства и права» и «Проблемы теории государства и права» особенно помогли автору в написании курсовой работы.
Третью группу составили научно-публицистические статьи в периодических изданиях. Автором были использованы статьи по изучаемым вопросам таких авторов как Кудрявцев Ю. А., Королев, А. И., Ковальчук А. Статья Кудрявцева А.Ю. особенно помогла в исследовании видов политических режимов.
Глава 1. Понятие формы государства
Категория формы государства показывает особенности внут¬ренней организации государства, порядок образования и струк¬туру органов государственной власти, специфику их территори¬альной обособленности, характер взаимоотношения друг с дру¬гом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой дея¬тельности.
В юридической литературе уже давно правильно указывается на необходимость различать внутреннюю и внешнюю форму государства. По-видимому, к внутренней форме государства можно отнести объективные связи внутри тех элементов, в которых проявляются различ¬ные стороны формы государства, а также связи между данными эле¬ментами, обеспечивающие их единство. При анализе формы государства и права следует учитывать, что она находится в диалектической взаимосвязи не только с их содержа¬нием, но и сущностью. При определении понятия формы государства все юристы, независимо от существующих между ними по этому поводу разногласий, исходят из того, что данное понятие должно учитывать специфику государства в целом, а не его отдельных структурных элементов или функциональных моментов. И это правильно. 1
Научное исследование различных аспектов формы государст¬венности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное стро¬ительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и про¬счеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и матери¬альными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Форма государства - совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке различают три основные формы государства - форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Форма правления характеризует порядок образования и орга¬низации высших органов государственной власти, их взаимоот¬ношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показы¬вает, кто и как правит в государстве. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Форма государственного устройства отражает территориаль¬ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотноше¬ние классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период време¬ни. Итоги политической борьбы за власть находят свое выраже¬ние в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. 2
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государ¬ственности), уровень культуры и те традиции, которые сложи¬лись в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже осо¬бенности ее географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и вли¬яние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и по¬литическом отношении страны используют опыт государствен¬но-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
В юридической литературе в качестве элемента формы госу¬дарства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория политического режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как складывается в результате функциони¬рования как государства, так и политических партий, обществен¬ных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической системы, ис¬пользующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользу¬ется более ограниченным и специфичным набором средств уп¬равленческого воздействия, основным из которых является право.
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают:
• демократические
• недемократические или авторитарные государственно-правовые режимы.
































Глава 2. Понятие и виды форм государственного правления.
Форма государственного правления - это организация верховной суверенной власти в государстве. Исследуя формы правления как одну из разновидностей форм госу¬дарства, следует руководствоваться сложившимся и практически подкре¬пленным представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, включающий порядок обра¬зования и деятельности высших и местных государственных ор¬ганов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением.
В процессе исторического раз¬вития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложив¬шемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.
При монархической форме правления источником власти и ее носи¬телем является монарх. При республиканской источником власти объяв¬ляется народ, а ее носителем — выборные государственные органы
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствова¬ние шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограничен¬ной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному мо¬нарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.
Особо следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создава¬лась насильственно при различной степени зависимости объеди¬няемых территорий от верховной власти.
Различное юридическое положение носителей власти как общий критерий классификации форм правления может выражаться в ответственности их перед народом, нацией, парламентом и т. д. в условиях республики и «полной безответ¬ственности» в условиях существования монархии.
Классифицируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что подразделение форм на монархию и республику является историче¬ской первой и самой общей их классификацией.
В реальной жизни нет форм правления «вообще», существующих не¬зависимо от конкретных государственно-правовых систем, в некоем обоб¬щенном виде. Нет абстрактных монархических или республиканских форм как таковых — это теория. На практике же существуют конкретные фор¬мы тех или иных государств, а также их конкретные обусловленные раз¬личными объективными и субъективными обстоятельствами разновидно¬сти. Основания для такого подразделения форм правления на их разновидности формирует как современная данной форме правления государства действительность, так и прошлая, сформировавшая исторические, национальные и иные традиции современности, уровень развития экономики и культуры обще¬ства жизнь. 3
Монархия.
На современном этапе развития общества и государства различаются монархии
1) абсолютные монархии (самодержавие)
2) конституционные монархии.

1) отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха.
2) власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:
а) Дуалистическая монархия - существуют одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует.

б) Парламентарная монархия - власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.
Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний -Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха. 4
Ресублика.
Республика – это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Статья 1 Конституции РФ гласит «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». 5
В качестве ос¬нований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населе¬ния или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.
В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентар¬ные и президентские и смешанные.
Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; форми¬рование правительства на парламентской основе из числа лидеров по¬литических партий, располагающих большинством голосов в парламен¬те; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентар¬ной республике глава государства не играет сколько-нибудь существен¬ной роли среди других государственных органов. Правительство форми¬руется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республи¬ки в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.
Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и форми¬рования правительства; ответственность правительства перед президен¬том; сосредоточение в руках президента огромной политической, воен¬ной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламен¬та права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной ис¬полнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

В России президентская республика характеризуется наличием чрез¬вычайно сильной власти главы государства — президента. Поэтому фор¬ма правления современной России зачастую именуют суперпрезидент¬ской республикой. 6
Смешанные республики - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики.









Глава 3. Понятие и виды форм госудрственного устройства.
Форма государственного устройства представляет собой внут¬реннее деление государства на составные части — административно-тер¬риториальные единицы, автономные культурные, политические образова¬ния или суверенные государства. Она отражает также характер соотно¬шения государства в целом и отдельных ее частей
Форма государственного устройства это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
В современной юридической и политической литературе, как извест¬но, обычно выделяют две основные формы государственного устройст¬ва — унитарное государство и федеративное (федрацию). В качест¬ве особой формы государственного устройства в настоящее время рас¬сматривается конфедерация. В конце XIX — начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет. 7
В соединениях государств — обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собой юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое,— инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.
Инкорпорация представляет собой полное поглощение одного го¬сударства другим или полное слияние нескольких государств в одно це¬лое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государствен¬ный характер.
В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное под¬чинение одного государства (вассала) власти другого государства (сюзерена).
Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что это явление выступает скорее как межгосу¬дарственное (международное), чем внутригосударственное. А во-вторых, что это дань средневековой истории, но не современности. По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служил переходной политической формой при распадении разнопле¬менного государства на его составные части и б) выступал в качестве одного из средств подчинения слабых государств сильным.
В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, ин¬корпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показа¬тельным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение по сути в 90-е годы Германской Демократиче¬ской Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства.
Среди основных форм государственного устройства наиболее про¬стой и в то же время наиболее распространенной является унитарное государство.
Унитарное государст¬во - это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например Финляндия) . В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония) , где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.
Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.
Федерация.
Более сложной формой государственного устройства в современном мире является федерация.
Отечественные исследо¬ватели отмечали, что «девятая часть государств мира - 21 государст¬во - являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Юго¬славия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода быв¬шие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Ислам¬ская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значи¬тельным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке, Папуа — Новая Гвинея в Океании). Они неодинаковы по характеру со¬циальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых обра¬зует определенную модель федерализма как особой формы государст¬венного устройства. 8
Каждая из моделей имеет как позитивные, так и негативные сторо¬ны.
Итак, федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Основополагающими принципами образования и функционирова¬ния федеративной системы, с позиций которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федеративную систему, представляются следующие:
- добровольность объединения государств или государственных
образований в федерацию;
- равноправие субъектов федерации независимо от величины их
территории, численности населения, экономического потенциала и пр.;
- плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов
федерации между собой и с гражданами. Широкая возможность гра¬
ждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных
и региональных политических процессах;
- принцип законности и конституционности, озна¬чающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами
федерации, федеративными и всеми остальными органами и организа¬
циями обычных и конституционных законов как в отношениях друг
с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, проф¬
союзными и иными общественно-политическими органами и организа¬
циями;
Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3.Территория федерации состоит из: а) субъектов, которые по-разному называются; б) соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.
4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
7.Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, они выступают на международной арене от имени федерации.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.
I. Территориальная федерация.
Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации -Германия).
II. Национальная федерация.
Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:
1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.
4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.
5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “Право наций на самоопределение” . То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется.
Отличия территориальной и национальной федерации.
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.
Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ 9 и конституционными зако¬нами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реа¬лизуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., 10 применяемый в той части, которая не противоречит Конституции РФ, и Декларация о государст¬венном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Конфдерация.
Конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой-нибудь общей проблемы, обеспечения их общих интересов.
Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением. 11
Признаки:
a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией.
б) Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе.
в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.
г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования.
д) Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.
е) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации.
Вывод: при конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.







Глава 3. Государственный режим как составная часть формы государства.
Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства государст¬ва отличаются друг от друга своими режимами.
Под политическим режимом понимается совокупность средств и методов и способов осуществления государственной власти.
Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования выс¬ших и местных органов государственной власти или организацией верхов¬ной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой прав¬ления, ни с внутренним строением государства, административно-террито¬риальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Политический ре¬жим выступает как реальное проявление организационно оформ¬ленной власти, как процесс ее функционирования.
Итак, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. 12
Различают два основных вида политического режима:
• демократический
• недемократиче¬ский, или антидемократический
Каждый из этих видов, в зависимости от того или иного этапа раз¬вития общества, сущностных и содержательных характеристик государ¬ства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые раз¬личные подвиды или разновидности.
Например, в качестве разновидностей антидемократических режимов выступают теократические и деспотические режимы Древнего Востока, по¬лицейские режимы феодального государства, тоталитарные и авторитарные режимы современности (фашистские, военно-диктаторские и пр.)
Характерными признаками демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и осуществление социаль¬но-экономических и политических прав граждан и их организаций, су¬ществование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государст¬венной власти, официальное признание принципа законности и консти¬туционности, принципа разделения властей, существование институтов представительной и непосредственной демократии, наличие демократиче¬ского законодательства и др.
Недемократический режим характеризуется ликвидацией или значи¬тельным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государ¬ственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредото¬чением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государст¬венной власти до положения сугубо формальных институтов.
Авторитарный режим сегодня менее всего изучен. Он традиционно рассматривался как переходный, промежуточный режим, лишенный специфических свойств и признаков, сочетающий в себе черты, характерные как для тоталитарных, так и для демократических режимов. Однако такой подход вряд ли можно считать верным. В отличие от демократических и тоталитарных режимов, которые существовали исключительно в виде теоретических конструкций, авторитарные режимы — это реальные политико-правовые системы, сложившиеся и функционирующие в конкретных государствах. Вместе с тем в ряде госу¬дарств авторитаризм рассматривается не как переходная, а как устоявшаяся, стабильная форма политического режима (Китай, Южная Корея). В настоящее время нередко раздаются призывы к переводу российской государственности с демократических рельсов на авторитарные. При этом авторы призывов ссылаются на так называемое чилийское чудо — Республика Чили за короткий срок диктаторскими методами превратилась из отсталой страны в мощное экономически развитое государство. 13
Логически завершенной и наиболее опасной формой недемократиче¬ского режима является фашизм.
Фашистские режимы — показатель резкого обострения социаль¬но-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической вла¬сти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либе¬ральные, демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террори¬стических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские ре¬жимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.
Некоторые авторы выделяют так же административные и конституционные режимы.
Административный режим зарождается и развивается в рамках существующего го¬сударственного строя. Главным отличительным признаком администра¬тивного режима является то, что он «доводит до наибольшего развития гражданскую жизнь, побуждая государственную власть заняться ее по¬лицейским регулированием.
Для административного режима характерно также, преобладание сугубо гражданского управления над всеми другими видами управления, включая военное; полное доминирование админи¬стративной власти над судебной властью; проявление всего государст¬венного управления в виде «гражданской полиции»; административ¬но-полицейская регламентация всех «индивидуальных прав и свобод».
Конституционный режим имеет своей задачей ор¬ганизовать государство в виде морального лица путем выработки фор¬мальных статутов и путем децентрализации суверенитета, с целью дос¬тижения и обеспечения политической свободы.
На конституционный режим следует смотреть как на усилие, которое делает государство в известный момент своей ис¬тории с целью придать себе самому статут морального лица, аналогич¬ный статуту, придаваемому обществам и ассоциациям в момент их учре¬ждени.
Конституционный режим появляется не в лю¬бой момент истории государства, а всегда находится в некотором соотно¬шении с административной централизацией, которой он противостоит в качестве антагонистической силы. Он либо утверждается после пе¬риода административной централизации в виде реакции против последней, либо устанавливается в качестве предупредительной меры, как только административная централизация начинает приобретать угрожающий ха¬рактер прежде, чем она осуществилась, и с целью помешать этому осу¬ществлению. 14

Проблема легитимации политического режима на протяжении истории человечества, начиная с возникновения государственности, всегда оставалась и, думается, еще надолго останется одной из наиболее острых.
Зарубежные исследователи определяют легитимность как способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества, называя легитимацию невидимым гением любого общества. 15
Формирование политической власти должно осуществляться на основе социального консенсуса, являющегося результатом сотрудничества различных социальных сил, партсипации населения, представленного различными организациями и группами давления. Такой процесс ведет к социальному сплочению в обществе и создает условия для превращения власти - насильственного, по существу, явления — в институт, имеющий преимущественно ненасильственный характер. Хотя борьба различных социальных групп в обществе не исчезает и, видимо, никогда не исчезнет, она должна избегать применения насилия и органически сочетаться с поисками социального согласия, уважения прав всех слоев населения, гармонизацией отношений власти и личности.











Заключение.

Подводя итоги исследования, следует сделать следующие выводы.
Форма государства - совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке различают три основные формы государства - форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Форма правления характеризует порядок образования и орга¬низации высших органов государственной власти, их взаимоот¬ношение друг с другом и населением.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь.
Различаются монархии двух видов — абсолютные и конституционные.
Конституционные бывают дуалистическими и парламентарными, выделяют так же такую разновидность, как доминион.
Республика – это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Современные республики разделяются на два вида: парламентар¬ные и президентские и смешанные.
Форма государственного устройства это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройст¬ва — унитарное государство и федеративное. В качест¬ве особой формы государственного устройства в настоящее время рас¬сматривается конфедерация. В конце XIX - начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет.
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Унитарное государст¬во - это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой-нибудь общей проблемы, обеспечения их общих интересов.
Под политическим режимом понимается совокупность средств и методов и способов осуществления государственной власти.
Различают два основных вида политического режима:
• демократический
• недемократиче¬ский, или антидемократический
Демократический характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.
Недемократиче¬ский характеризуется тем, что государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.
Некоторые авторы выделяют так же административные и конституционные режимы.
Королев, А. И.О понятиях сущности, содержания и формы государства и права. //Правоведение. -1973. - № 4. - С. 7 - 16
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999., с. 267
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005.– с. 305
Ковальчук А. Формы государственного устройства и правления.//Отечественные записки, №2,- 2004,- с. 34.
Конституция РФ от 12.12.93г./- М.: Изд. Экзамен»,2003.- с.4
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005.– с. 306
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 195
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005.– с. 308
Конституция РФ от 12.12.1993г./ - М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 64 с.
Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации //Москва, 31 марта 1992 г

Ковальчук А. Формы государственного устройства и правления.// Отечественные записки, №2, - 2004,- с.31
Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского. М. 1998. С 143
Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: Критерии классификации и основные виды.//Правоведение. -2002. –
№ 1 (240). - С. 195 - 205
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. –с 321
Киреева, С. А. Понятие и механизмы легитимации политических режимов :От тоталитаризма к демократии
//Правоведение. -1996. - № 4. - С. 25 - 30
Библиографический список.
1. Конституция РФ от 12.12.93г./- М.: Изд. Экзамен»,2003.- 64 с.
2. Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации //Москва, 31 марта 1992 г
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999., 521с.
4. Киреева, С. А. Понятие и механизмы легитимации политических режимов :От тоталитаризма к демократии //Правоведение. -1996. - № 4. - С. 25 – 30
5. Ковальчук А. Формы государственного устройства и правления.// Отечественные записки, №2, - 2004,- с. 34.
6. Королев, А. И.О понятиях сущности, содержания и формы государства и права. //Правоведение. -1973. - № 4. - С. 7 - 16
7. Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: Критерии классификации и основные виды.//Правоведение. -2002. – № 1 (240). - С. 195 – 205
8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 768с.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005.– 640с.
10. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского. М. 1998, 616с.