РЕФЕРАТ

Государство и семья: основы взаимосвязи


ВУЗ - КФУ
Объем работы - 20 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….………………………………..3
§1. Теоретический аспект взаимосвязи государства и семьи……….…..5
§2. Современная семейная политика государства………………..……12
§3. Государственная защита семьи……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………………25






















ВВЕДЕНИЕ

Семья и государство принадлежат к базовым элементам институциональной структуры общества, инымисловами: это ведущие социальные институты общества, находящиеся в непрерывной диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Отметим, что в социологическом аспекте взаимоотношения семьи и государстваосвещены слабо. Отчасти это объясняется тем, что в нашей социально-философской и социологической литературе основное внимание уделялась раскрытию взаимосвязи государства с экономикой, определениюроли производства в развитии и смене форм семьи.
Вопрос же о взаимодействии государства с другимиэлементами надстройки и с общественными явлениями, не относящимися ни к базису, ни к надстройке, ккоторым принадлежит семья, почти не разработан. В результате возникла иллюзия, что развитие семьи всецело зависит от экономики, влияние же государства и его политики явно недооценивалось. Равным образомне учитывалось и обратное влияние семьи на экономику, право и государство.Занимая прочное место в системе общественных отношений, семья всегда была объектом особого внимания со стороны государства. Сам характер объективной связи, существующий в триаде: семья – государство – общество, обуславливает сложный, диалектически противоречивый процесс взаимодействия этихчастей.
Цель данной работы состоит в изучении взаимосвязи государства и семьи. Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия государство и семья и проблем их взаимосвязи;
2. рассмотреть современную семейную политику государства;
3. выявить особенности государственной защиты семьи.
В написании работы использовались законодательные акты: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, где прописывается роль государства как защитника семьи и соблюдения прав внутри семьи. В качестве литературы использовались работы А.И.Антонова , С. В. Дармодехина , Е. И. Зритнева и других. На современном этапе развития права вопросы взаимодействия семьи и государства весьма актуальны, государство активно проводит программы по защите семьи, но комплексных работ, охватывающих правовые аспекты взаимосвязи государства и семьи немного.
Объектом работы является теория государства и права.
Предмет работы - взаимосвязь государства и семьи.
При написании работы была выдвинута гипотеза о том, что институт семьи и государства тесно связанны между собой, и эта связь осуществляется посредством государственной семейно политики.
Методологическую базу работы составили методы теоретического анализа правовой и социологической литературы, метод сравнения, аналитические методы.













§1. Теоретический аспект взаимосвязи государства и семьи

Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой. Становление и развитие семьи происходит в результате взаимосвязей и взаимодействия политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества и государства и определяет как образ жизни семьи, так и общества в целом.
Семья — исторически возникший феномен — изначально стала важнейшей структурной единицей социальной организации общества, выполняяобразующую функцию в его воспроизводстве и развитии на протяжениимногих тысячелетий . В силу своей специфики, определяемой отношениямисупружества, родительства, родства и т. д., она является своего рода микросоциумом, в котором формируются соответствующие социальные связи, осмысливаются нормы и принципы человеческих отношений, происходитпервичная социализация .
Семья является уникальным социальным институтом, посредникоммежду индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы,становления гражданских отношений . Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.Именно поэтому обостряется проблема семьи в современной ситуацииглобальных подвижек и изменений условий функционирования общества-сообщества и перехода его в новое состояние, когда нарушаются прежние и
возникают принципиально новые обстоятельства жизнедеятельности и разрушаются многие нормы прежних отношений. В какой степени и как изменялась и изменяется функциональная нагрузка семьи в организации и воспроизводстве нового Социума? И если изменяется, то в какой мере и как?
Учитывая, что семья выступает микросоциумом, практически неделимойединицей социальных связей, совершенно очевидна ее (особая) образующаяроль. Поэтому возникает проблема выявления и раскрытия оснований построения систем новых структурных связей ее в социуме и оптимальныхусловий ее функционирования и действия в нем .
В условиях разрушающихся, разрушенных социальных связей и формирования новых, адекватных рынку гражданских отношений, семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешное развитие. В переходный период, когда государство еще не выработало эффективных механизмов регулирования рыночной экономики и только начался процесс формирования гражданского общества, возрастает
роль семьи в развитии государства и становлении гражданского общества и патриотическом воспитании гражданина России.
Семейная политика социального государства – это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества .
В настоящее время Россия, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития: «...экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями...» . Данное направление основывается на признании непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека. В реальной жизни государство, резко сократив поддержку семей, не обеспечивает адекватные меры для их адаптации, своевременно не осуществило (и мало осуществляет в настоящее время) необходимые структурные преобразования.
При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым экономическим отношениям и выживанию в условиях системного кризиса.
Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи .
В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная.Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни.
1. В рамках этой концепции семья и ее интересы имеют приоритет перед правами и интересами индивидуума. Подчеркивается необходимость создания социокультурных условий для повышения субъектной роли семьи:
«Семье (а не только индивидууму) предоставляется качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее самостоятельного функционирования» .
2.Данный подход, безусловно, играл и играет большую роль в деле привлечения внимания органов власти и общества к проблемам российской семьи, в осознании ценности семьи для индивида и государства. В то же время он не реализуем в политической практике на уровне семейного законодательства, т.к. в настоящее время под воздействием гражданских инициатив корпоративное государство, выражающее интересы тех или иных групп общества, постепенно трансформируется в государство, призванное консолидировать и выражать наиболее значимые, актуальные общественные интересы, и в рамках европейской модели социального государства его первичной клеточкой рассматривается социализированная, социально ответственная личность.
Именно на это обращают внимание сторонники концепции модернизации семьи, отмечая такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи, с господством мужчины и распространенным насилием над другими членами семьи, с экономической
зависимостью женщин и детей от мужчин, к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Ими отмечается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству и выбору числа детей .
Но исторический опыт свидетельствует, что первичной структурой общества является все-таки семья, а не индивид. Современные культурно-исторические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья – это партнер государства. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи – это индикатор стабильности общества.
Жестко проблема семьи встала в условиях современной России. Проводимые в 90-е гг. прошлого века реформы российского обществапривели к глубоким изменениям жизнедеятельности семей. Многие из них,лишившись прежней опеки государства, не сумели адаптироваться к новымусловиям существования, оказались неподготовленными к новым социально-экономическим условиям, не выработали механизмов своей защиты,жизненных стратегий, необходимых для выживания .
Особенно сложное положение характерно для семей с несовершеннолетними детьми. Стремительное падение реальных доходов семей обусловило ихмассовую бедность. Кризисные тенденции в жизнедеятельности семей усугубляются дестабилизацией ранее сложившейся в стране социальной инфраструктуры, систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительногоотдыха детей, строительства и распределения государственного жилья, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания. Принимаемые социальные программы недостаточно учитывают реальное экономическое положение семей, неконкурентоспособность многих учреждений социальнойсферы. Крайне низкой остается средняя продолжительность жизни, недостаточно реализуется трудовой и интеллектуальный потенциал населения. Углубилась дезорганизация жизни семей, возросла нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции .
Снизилась роль семьи в социализации детей, в формировании системотношений в российском обществе, когда исторические процессы трансформации семьи переплетаются с возникновением острейших проблем, вызванныхсоциально-экономическими преобразованиями.
Совершенно очевидно, что современное состояние социального института семьи требует принятия неотложных мер по его укреплению и развитию.Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемысемьи эффективнее решаются с помощью специально организованной системы государственной семейной политики. Ее общественная значимость обусловлена специфическими проблемами современной семьи, необходимостьюобеспечения взаимной адаптации государства и семьи, повышения ее роли вобщественном развитии, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи .
Вто же время в нашей стране семейная политика как система деятельностигосударства еще не сложилась, принимаемые в социальной практике мерыне охватывают всего комплекса проблем, носят краткосрочный характер ине представляют собой системно организованного процесса. В результате коренные интересы социального института семьи целенаправленно не учитываются. В связи с этим весьма актуальным является исследование проблем теории и практики семейной политики, научная разработка ее целей, задач,принципов, направлений, механизмов осуществления .
Обновление российского общества сегодня невозможно без актуализации адаптивных ресурсов семьи, в основе которых лежит разумный баланс традиционалистских основ с модернизационными устремлениями к реализации индивидуальности и автономности поведения человека в семье и за ее пределами. Бытийное пространство семейного социума – как лакмусовая бумажка для оценки эффективности государственной семейной политики, играющей приоритетную роль в разработке концепции формирования той или иной модели семьи в модернизирующемся российском обществе. Основными ценностными приоритетами в процессе трансформации российского общества называют автономию личности, демократизацию взаимодействия форм общественного и индивидуального бытия, актуализацию личностных ресурсов человека, его стремления к самореализации.
Методологическую основу проектирования семейной парадигмы составляет, во-первых, общефилософское положение о признании приоритета семьи в системе жизненных ценностей, во-вторых, оценка факторов регулятивного воздействия на функционирование семьи. Объективно обусловленным средством такого воздействия является государственная политика, поскольку базовые признаки гражданского общества не развиты и социальная роль государства в общественной системе пока еще достаточно значима . Государство обладаетмеханизмом регулирования интеграционных процессов в обширном поле семейных взаимодействий различных типов для обеспечения развития социально значимого потенциала семьи. С этих позиций должны осмысливаться новые модели семейных отношений, определяться общественно одобряемые способы их сочетания с сохранением социально ценных компонентов прошлого.









§2. Современная семейная политика государства

В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений властипо поводу ответственности индивида за свои действия, то есть ответственности индивида перед семьей итем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством.
Проблемы семьи и ее отношений с обществом в силу объективной значимости ее в организации и воспроизводстве любого социума—предмет особоговнимания современного человека. Они находят отражение в философских,социально-политических, религиозных воззрениях, национальных культурах.Многовековые семейные традиции народов мира представлены в Библии,Коране, многих произведениях античных (Платон, Аристотель и др.) и средневековых авторов .
Что касается политики государства в отношении семьи, то вплоть до конца80-х гг. она не являлась предметом специального научного анализа. Новыйэтап в развитии научных взглядов в этой области относится к началу 90-х гг. исвязан с процессами осознания роли семьи в обществе, необходимости осуществления целенаправленной государственной семейной политики .
Последнее обстоятельство связано с отношением государства к семье как к объекту управления иманипулирования, а не как к относительно автономной системе, независимой от государства. С одной стороны, такое восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников. С другой стороны, дает возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, минуя семью, видоизменяет и самосемейное поведение индивидов, их внутрисемейные роли. Именно такие объектно-субъектные отношения (вкоторых государство выступало в качестве субъекта, а семья в качестве объекта социального воздействия)складывались между двумя социальными институтами российского общества – семьей и государством напротяжении ХХ века.
Такое положение вещей в России имеет свои объективные исторические закономерности. Примат государства над личностью, семьей и обществом – это специфика исторического развития нашей государственности. С этой точки зрения, вся история государства Российского – это скрытая и открытая конфронтациимежду государством и обществом. «В нашей истории либо власть «давила» свой народ, либо народ «давил»свою власть. Согласие, объединение этих сторон наступало лишь тогда, когда внешний враг или природныекатаклизмы угрожали самому бытию российского общества, в экстремальных ситуациях его жизни и развития. В отличие от стран Запада, государство в России всегда отличалось чрезмерной авторитарностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию . Именнооно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить и о чем думать и мечтать. Именногосударственная власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой.
Главными целями семейной политики являются:
1. обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
2. повышение качества жизни российских семей;
3. создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
4. обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие .
Государственная семейная политика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности в современных условиях можно свести к следующему:
1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.
2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд и надомное производство .
3. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и в учреждениях.
4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.
6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
7. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития .
Семейная политика затрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизирует общественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном, региональном и локально- территориальном уровнях может объединить или расколоть общество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово к преобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должна быть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит от степени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего от степени социального участия населения, в том числе предпринимателей, финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных и неправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных, культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации, литературы и искусства.
Таким образом, государственная семейная политика—это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи как целостный объект с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством. Такое понимание семейнойполитики выводит семью и государство на качественно новый уровень социальных отношений семьи и общества и отличается от традиционных подходов.
Во - первых, семье как особой целостности (а не только индивидууму) предоставляются качественный новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее функционирования.
Во - вторых, семейная политика осуществляется с помощью специально организованной системы деятельности на основе правового регулирования от ношений семьи и государства.
В - третьих, в компетенцию семейной политики включаются не все общесоциальные, а только специфические, институциональные проблемы семьи.
В - четвертых, семейная политика направлена на семью как особый социальный институт и целостный объект .
В - пятых, семейная политика носит системный, комплексный характер, охватывает основные сферы функционирования семьи в обществе.
В - шестых, государство соблюдает суверенитет семьи, создает условия для наиболее полной реализации ее прав и интересов, роли субъекта политики.Государственная семейная политика призвана системно решать задачиукрепления семьи и семейных ценностей; обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; осуществления экспертизы жизнедеятельностисемьи, а также принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам государственной семейной политики; созданиянеобходимых условий для реализации семьями своих функций на основе собственной трудовой деятельности; активизации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.
Объектом государственной семейной политики выступает семья как социальный институт.Предмет семейной политики включает совокупность специфических проблем семьи, характеризующих ее как социальный институт. Принципиальноважно дифференцировать их от общесоциальных проблем, которые свойственны всему населению страны, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье и решаются средствами социальной политики. Это проблемы,связанные прежде всего с функционированием макроэкономической и социальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости .
Принимаемые в рамках социальной политики меры, конечно, оказываютвлияние на семью, однако они недостаточно учитывают ее интересы как социального института. Семейная политика все более четко дифференцируется в рамках общей социальной политики, становится более целенаправленной в ориентации на конкретный объект — семью как особый социальныйинститут, призвана защищать интересы и права семьи. Именно семейная политика позволяет выявить специфические проблемы семьи и найти им решение. Поэтому отождествление социальной и семейной политики неправомерно и приводит фактически к отрицанию последней.
Необходимо также дифференцировать семейную политику в целом и политику в отношении детей и женщин. При самой тесной объективной взаимосвязи они являются самостоятельными направлениями социальной политики, поскольку в предмет семейной политики включаются только специфические семейные проблемы жизнедеятельности детей и женщин. При соотнесении семейной и демографической политики следует иметь в виду, чторепродуктивная функция — это только одна из многих функций семьи.
Изменение социальных отношений в государстве потребовало выработки соответствующих положений и сохранения определенных принципов.Прежде всего, государство признает социальные права семьи, являющейсяосновой жизнедеятельности человека, и необходимость их законодательного закрепления. При предоставлении семье (а не только индивидууму) полноценного социального статуса ее интересы целенаправленно учитываютсяв процессах социально-экономического и культурного развития общества,деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональныхпрограмм. В законодательство включается комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между индивидуумами—членами семьи, но иотношения семьи и государства. Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе; целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности; создание условий для обеспечения суверенитета семей . По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемахсемьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связис этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной исоциальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.
Государство обеспечивает целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семьи в различных областях общественнойжизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развитиястраны. Реализация цели и принципов государственной семейной политикиконтролируется на основе проведения фамилистической экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.
Государство взаимодействует с семьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности государственных институтов и семьи, создает необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи, включения ее в качестве субъекта в систему социальных отношений .
Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой
семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие
адаптационные механизмы, исключающие патернализм.
Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их потребностей и интересов.




§3. Государственная защита семьи

Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
- расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
- установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
- содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
- развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях .
Семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни .
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.
2. Дифференциация подхода к различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей по типам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица «Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». То есть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальной защиты за помощью .
Семья как социальный институт для многих стала основным источником психологической стабильности, так как после нескольких десятилетий государственно контролируемой экономики приспособиться к рыночной людям удается с большим трудом. Выживание семей имеет большую значимость для выживания и успеха .
Первая проблема – существенное ухудшение здоровья России. Рассмотрим три наиболее важные проблемы.нации и фактическая тенденция к естественной убыли населения. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность.Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (один-два ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Сложившаяся ситуация с рождаемостью дополняется еще и опасностью возрастания у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний. В стране ежегодно рождается не менее 80 тысяч неполноценных детей.
Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.
Вторая проблема, проистекающая из рыночных преобразований экономики, и поляризация доходов и связанное с ней «отсутствие» среднего класса как фундамента стабильности. Поляризация доходов является результатом: 1) существенно возросшей дифференциации заработков, 2) зарегистрированной и незарегистрированной безработицы, 3) сверхприбылей отдельных предприятий, 4) вторичной занятости отдельных групп работников, 5) приватизации, которая обогатила тонкий слой населения. В результате оказались две России не только с точки зрения потребительского рынка – появились люди с различным поведением, идеологией, имеющие разные предпочтения и ориентации в жизни .
Третья проблема является продолжением второй – это экстремальная бедность и маргинализация части населения. Это бездомные и нищие, которые потеряли все ресурсы в новых рыночных условиях. Сюда входят также беспризорные дети и проститутки .
Конечно, некоторые источники этих проблем имеют долговременные причины и связаны с экономической неэффективностью коммунистической системы. Однако резкий переход к капиталистическому образу жизни сделал многих людей беспомощными. Для них общество распалось на куски, и они потеряли устойчивость. Социальная атмосфера, особенно в городах, насыщена стрессами и напряжением, поэтому проблемы антисоциального поведения растут. Во всем этом хаосе наиболее стабильной структурой для многих русских людей остается семья.
Падение общественного производства и рыночные отношения привели к усилению экономических функций семьи. Экономическая значимость семейной ячейки растет с развитием надомничества, формированием семейных производств, расширением самообслуживания семей. Запасы основных продуктов и садовые участки часто являются базой для физического выживания людей. Кроме того, семья выполняет функцию психологического убежища, служит оплотом стабильности в обществе, наполненном враждебностью, агрессивностью и взаимным недоверием. В семье также решаются острейшие проблемы, связанные с группами социального риска – инвалидами, наркоманами, вернувшимися из тюрем, отказниками и безработными .
Семья как институт могла бы стать катализатором формирования среднего класса, столь необходимого для эффективности экономических реформ. Сильные браки были бы в этом большой поддержкой.
Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обострение проблем семьи в современной обществе, с одной стороны, иявно прослеживаемая неадекватность сложившейся ситуации ее функционирования и проводимых государством мероприятий — с другой, полагаютнеобходимость разработки оснований и принципов формирования и введения новой, специально направленной, дифференцированной государственной семейной политики, выполняемой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Необходимость государственной семейной политики обусловлена прежде всего потребностями самого общества и его институтов в повышении ролисемьи в общественном развитии, более полной и эффективной реализацииее социальных функций. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению институциональныхпроблем семьи.
Учитывая вышеназванные обстоятельства развития современного российского общества, характер и прежде всего недостатки проводимой государством в отношении семьи политики, отмеченные, в частности, выше, можновыделить несколько важных направлений и задачв построении реально действенной государственной семейной политики как особой, самостоятельнойсферы общегосударственной политики.
Одним из важнейших направлений в этом плане является научное обоснование необходимости выделения семейной политикив качестве самостоятельной сферысоциальной политики государства. Другим значимым направлением в построении семейной политики является разработка теории семейной политики и теоретическое обоснованиепринципов развития и структурно-содержательной и функциональной нагрузки ее в общей системе управления.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. N 4. ст. 445.
2. Семейный кодекс РФ от 29.12. 1995 № 223 - ФЗ // "Собрание законодательства РФ". 01.01.1996. N 1. ст. 16

II. Специальная литература

1. Антонов, А.И. Семья как социальный институт// Основы социологии.- 2004. – № 2. -С. 15-25.
2. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI веке. –М., 2000. - 278 с.
3. Дармодехин С.В. Семья и государство. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 278 с.
4. Зритнева, Е.И. Социология семьи. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 176 с.
5. Кравченко, А.И. Социология.– М.: Изд-во Проспект, 2005. - 254 с.
6. Радугин, А.А. Социология. – М.: Центр, 2003. - 176 с.
7. Холостова, Е.И. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2006. – 576 с.

III. Справочная и другая литература

1. Юридический словарь / Под ред. В.Н. Додонова, В.Д. Еракова.- М.: Инра-М, 20001.- 543 с.




IV. Интернет-источники

1. Ласько А.И. Семья и государство. // Политика, государство и право. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2012/10/524
2. Бутаева М. Государственная семейная политика // Власть.- 2010.- № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/04/Gosudarstvennaya_semejnaya.pdf