КУРСОВАЯ

Исследование профессиональной направленности сотрудников дошкольного учреждения


ВУЗ - КФУ
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………….3
Глава 1. Вопрос о профессионально-важных качествах педагога дошкольного образования в современной психологии и педагогике………………………....6
1.1 Теории профессионально-важных качеств в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………..……………6
1.2 Профессионально-важные качества педагога дошкольного общеобразовательного учреждения…………………………………………….10
1.3 Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности……………………………………………..………………………15
Глава 2. Исследование профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения………………………………….20
2.1 Процедура исследования …………………………………………….……..20
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования ………………..……22
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателя………………………………….….……….…….27
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список литературы………………………………………………………………33
Приложения………………...……………………………………………………35








Введение

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы регионе России он не проживал, к какой социальной группе не принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Поэтому, система дошкольного образования признана быть довольно гибкой, развитой, отвечающей социальным запросам родителей, общества и государства.
Важную роль в оценки дошкольного образовательного учреждения играют ее педагоги и воспитатели, именно от их компетентности, личностных качеств и профессионального мастерства зависит развитие ребенка. Развитие и раскрытие личностного потенциала является важной составляющей становления психолого-педагогической компетентности, где важное место отводиться способности и стремлению к саморазвитию. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.
Проблема: раскрыть механизмы и условия развития профессиональной направленности сотрудников дошкольных общеобразовательных учреждений.
Цель данной работы заключается в исследовании профессионально направленности педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.
Для раскрытия указанной цели и были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть проблемы профессионального и личностного развития педагогов дошкольного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2) Охарактеризовать перечень профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.
3) Исследовать профессионально-важных качеств педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений.
4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию профессиональной направленности педагогов детского сада.
Объектом исследования выступают дошкольные общеобразовательные учреждения.
Предмет изучения представляет профессиональная направленность педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений.
Гипотеза исследования: анализ и интерпретация результатов исследования профессиональной направленности педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений позволит нам разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.
Методологическую базу исследования составили принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип активности. В данной работе были использованы теоретические (анализ литературы) и эмпирические методы исследования (метод продолжи предложение, метод рисунка, опросник педагогов-воспитателей), кроме того были использованы математический и статистические методы.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МДОУ № 49 города Казани.
В написании работы были изучены многие педагогические и психологические концепции профессиональной направленности личности педагога дошкольного образовательного учреждения. К ним стоит отнести: психолого-педагогические концепции профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков), концепция индивидуального стиля деятельности и общения (Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова, В.С. Мерлин, М.Р. Щукин), гуманистические теории самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс).
Научная значимость исследования состоит в том, что проанализировано состояние разработанности проблемы профессиональной и личностной направленности педагогов в работах отечественных и зарубежных исследователей, была охарактеризована структура профессиональных и личностных качеств педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.
Практическая значимость исследования: исследованы профессионально-важные качества воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений, разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.






Глава 1. Вопрос о профессионально-важных качествах педагога дошкольного образования в современной психологии и педагогике

1.1 Теории профессионально-важных качеств в работах отечественных и зарубежных психологов

Современная государственная политика в области образования в нашей стране предусматривает серьезные изменения в сфере дошкольного образования: предстоит значительная работа по повышению престижа деятельности педагога, который стоит у истоков человеческой личности и имеет дело с особым внутренним миром ребенка, отличающимся особой пластичностью и огромными потенциальными возможностями. Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, наряду с общими для педагогической деятельности чертами, обладает рядом особенностей.
Первая связана с целями деятельности педагога. С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель – развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности .
Эту цель с точки зрения технологии педагогической деятельности реализовать чрезвычайно трудно, поскольку прогнозировать все интеллектуальные и личностные изменения у каждого конкретного ребенка и выразить их в четких параметрах не удается.
Вторая Особенность профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения касается вопроса педагогических технологий. Новые концептуальные подходы к работе с детьми побудили ученых и практиков к разработке программ развивающего характера. Новые же Федеральные государственные требования к содержанию образовательной программы детского сада предполагают не только включение инвариантного раздела, но и вариативного, учитывающего специфику деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения .
Говоря о теориях профессиональных качеств педагогов, следует отметить, что Е.А. Климов, считает, что педагогу дошкольного образования присущи: 1) умение руководить, учить, воспитывать, 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту" .
Третья особенность педагогической деятельности также вытекает из специфики педагогической деятельности как вида деятельности, поскольку это всегда деятельность личности. В случае работы с маленькими детьми, только сочетание теоретических знаний, педагогических умений, способности к профессиональному творчеству и наличие у педагога множества черт, влияющих на безоговорочное его принятие ребенком, позволяет говорить об эффективности этой деятельности.
Поэтому профессиональная работа педагога дошкольного учреждения требует особой иерархии профессионально важных качеств и свойств личности. И, наконец, в дошкольном учреждении любого типа педагог всегда работает с ребенком в условиях его взаимодействия со сверстниками, и только педагог детского сада может влиять на формирование детских отношений в группе.
В более обобщенном виде психолого-педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения .
1. Дидактические способности — это способности преподать детям учебный материал, в доступной, понятной форме, развивать способности к самостоятельному мышлению и интерес к предмету.
2. Академические способности — это способности заниматься определенными науками, естественные науки, гуманитарные, технически. У каждого педагога своя сфера научных интересов.
3. Перцептивные способности — это способность рассмотреть внутренний мир ребенка, его психологические особенности, характер, темперамент ученика, его особенности, видеть изменения его психики и поведения .
4. Речевые способности — связаны со способностями ярко, образно, грамотно передать свои мысли в речевой форме, используя вербальную и невербальную речь.
5. Организаторские способности — это умение организовать деятельность воспитанников, в процессе обучения и воспитания.
6. Авторитарные способности — это умение наладить отношения с воспитанниками посредством волевого воздействия на них, своих психологических качеств, завоевание педагогического авторитета.
7. Коммуникативные способности — это способность наладить контакт с воспитанниками, общительность, умение правильно взаимодействовать с точки зрения педагогики с воспитанниками.
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это умение прогнозировать результаты своей деятельности, строить свою работу в соответствии с ожидаемыми результатами .
В работе педагога дошкольного образования важна также профессиональная рефлексия, которая обеспечивает:
– гибкость в использовании взрослым форм и методов взаимодействия
с детьми, адекватных ситуации, возрасту детей, особенностям самого взрослого, а, следовательно, осуществляющих развивающую по отношению к каждому ребенку функцию;
– устойчивость эмпатических свойств личности педагога, отражающих одну из сторон профессиональной рефлексии и поддерживающих эмоционально-доверительный фон взаимодействия взрослого с детьми и детей между собой;
– развитие и сохранение способности педагога воспринимать каждую ситуацию взаимодействия с ребенком как нестандартную, а, следовательно, требующую актуализации его творческого потенциала;
– открытость педагога ребенку, сфокусированность на нем целей и мотивов профессиональной деятельности;
– стремление педагога к совершенствованию своей деятельности и самого себя.


1.2 Профессионально-важные качества воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения

В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и др. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов.
Ясно, что если существует определенная специфика деятельности, то должны быть и соответствующие ей особенности в структуре профессионально важных качеств (ПВК) личности, избирающей эту деятельность.
Поэтому в большинстве случаев абитуриенты педагогических учебных заведений задумываются над вопросом о том, на какую специальность им поступать, а став студентами, стараются развить у себя необходимые ПВК. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов .
Однако, несмотря на всю важность проблемы специфики ПВК, по профессии учителя начальной школы имеется очень мало исследований, в которых бы раскрывались ее особенности.
Вот почему данная проблема заслуживает внимания. Прежде всего, о самом понятии «специфика ПВК» . В чем она проявляется? По нашему мнению, в трех основных аспектах:
1) в том, что какие-либо качества могут быть нужны только для данной профессии (специальности) и не требоваться для других даже родственных профессий, это можно назвать спецификой самих качеств.
2) одинаковые по своей сути качества необходимы для многих или даже для всех родственных профессий, но на разном уровне своего развития — для одних профессий нужен высокий уровень качества, для других — средний или низкий, имеется в виду специфика уровня развития качества.
3) наконец, своеобразие ПВК может выражаться в том, как они структурированы, какое место занимает в общей структуре ПВК то или иное качество (группа, подструктура качеств), следовательно, речь здесь идет о специфике иерархии качеств, их ранге. Изучение проблемы показало, что ПВК личности учителя начальных классов базируется на общей структуре ПВК учителя, а между различными учительскими специальностями по сути имеется больше сходства, чем различия, так как функции, содержание деятельности разных учителей схожи, и это требует во многом одинаковых педагогических способностей и других ПВК; различия в большей степени определяются спецификой преподаваемых предметов .
Вместе с тем выявилось и своеобразие профессии и ПВК учителя начальной школы кратко оно состоит в следующем. Для учителя младших классов действительно необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками . В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно-математическим, лингвистическим и музыкально
-художественным дисциплинам. Неслучайным является и тот факт, что профессию первого учителя выбирают в основном женщины. Особенности женской, материнской души с ее сердечной добротой, лаской, нежностью, эмоциональной чуткостью также можно отнести к специфическим ПВК учителя начальных классов, поскольку от них в огромной мере зависит успех обучения и воспитания детей .
Своеобразие другой, довольно большой группы ПВК учителя младших школьников состоит не в их сути, а в уровне развития. Так, лингвистические способности нужны, вероятно, всем учителям, но для преподавателя литературы (как предметника) желателен высокий уровень их развития, а для учителя начальных классов достаточен средний уровень данных способностей. То же самое можно сказать в отношении математических способностей, которые в большей степени требуются на физмате и в меньшей — на педфаке .
Всем учителям необходимы развитые во всех отношениях внимание, наблюдательность, память, мышление, воображение. Но именно учителям начальных классов должны быть особенно свойственны внимание к мелочам и деталям, сочетание яркого образного мышления со словесно-логическим, способность вообразить себя не только в роли реальных, но и фантастических персонажей. Нет настоящего учителя без терпения, настойчивости, требовательности, выдержки, общительности, отзывчивости, словом, без педагогического характера .
Учитель же младших школьников должен быть особенно терпелив, чуток, отзывчив и доброжелателен. Его ни в коей мере не должны раздражать детская наивность, подчас глупость, а то и слезы. Ему более всех учителей нужна человечность, необходимо умение увидеть в маленьком человеке будущую личность взрослого. Всем современным учителям полезно владеть игровыми методами обучения. Но учителю начальных классов мало освоить игровую методику, ему надо полюбить игру также, как любят ее дети, т. е. первому учителю надо иметь особую близость к жизни детей.
И, наконец, об иерархии ПВК личности учителя начальных классов. Какие качества здесь наиболее важны объективно и субъективно, с точки зрения самого учителя и с позиции детей? Оказывается, единой и устойчивой иерархии нет.
Она динамична и специфична в соответствии с изменение статуса учителя в социальной жизни. В условиях сегодняшнего дня учитель начальных классов, как и другие учителя, ориентируются на новые запросы школы и общества, на освоение новаторских педагогических идей и технологий. Поэтому большинство учителей младших классов на первые места старят такие ПВК, которые позволяют им добиваться успеха в работе, в широком смысле это педагогическое мастерство, профессиональная подготовленность .
Чисто личностные, человеческие качества попадают на второй план, занимая более низкие ранговые места. Однако при оценке учителей младшими школьниками возникает другая ситуация: дети, прежде всего, хотят видеть свою первую учительницу доброй, любящей их, понимающей, строгой, знающей и умеющей учить, общительной .
Позиция учителей более объективна, но и устами детей глаголет истина. Деловые качества оцениваются полнее самими учителями, специалистами, чисто человеческие качества виднее со стороны, и ожидания, детей в отношении учителя необходимо оправдывать.
Так или иначе, специфика в иерархии ПВК учителя начальных классов также подтверждается. Исходя из сказанного, можно заключить, что выявленную специфику ПВК следует учитывать в профессиональной ориентации, при отбор поступающих в педагогические учебные заведения, а главное, в процессе подготовки будущих специалистов, в деятельности преподавателей педучилищ и педвузов, в работе учителей по профессиональному совершенствованию.






















1.3 Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности

Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно cубъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда. В основе профессионально - педагогической деятельности лежит управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не сообщать готовые мысли, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Сегодня
необходимость системного подхода к решению теоретических и практических проблем, по мнению В. Г. Афанасьева, «диктуется самой жизнью и, прежде всего, высокой степенью интеграции образовательных
процессов», где, как никогда ранее, «всё связано со всем», когда решение
одной проблемы зависит от решения множества других, когда «сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» .
Анализ современных теорий личности свидетельствует о многообразии
определений личности и представлений о ее структуре. В определениях приводятся различные основания, элементы, компоненты личности. Естественно, что за каждым из определений личности стоит представление
о ее структуре. Наиболее развернутые модели личности, В которых отражается ее структура, представлены в прикладных исследованиях.
Теоретическую основу этих исследований во многом определили труды
Л. С. Рубинштейна. В работах Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и B. C. Мерлина конкретизированы представления о структуре личности .
Основным признаком любой зарубежной теории личности являются структурные концепции, исследующие стабильные характеристики, которые личность проявляет в различных обстоятельствах. Следует отметить, что представления о личности, о ее структуре и подструктурах достаточно разнообразны и противоречивы. Объясняется это в первую очередь тем, что категория «структура» – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность .
Представление о структуре предполагает Рассмотрение объекта рассмотрение личности как открытой, нелинейной и динамической системы
обуславливает необходимость поиска адекватного ее представления. В социальных науках в последние годы для отражения многомерных процессов и явлений используют логико-смысловую модель, которая позволяет объединить разнородные компоненты. Таким образом, процессы и явления можно рассматривать с разных сторон, выделяя ведущими разные компоненты. В своей работе мы базируемся на уже разработанную и обоснованную структуру личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности.
Она включает в себя четыре компонента, в которой выделены такие подструктуры, как направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, психофизиологические свойства.
Системное Мышление в структуре личности является компетентностью, Которая в ходе практической деятельности постепенно становится компетенцией личности. А в процессе профессионального становления содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций.
Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.
Т. Н. Лобанова в структуре ключевых компетенций современного специалиста выделяет системное мышление как видение развития процессов: системный и структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных вариантов решений; способность нести ответственность за принятие решений; способность видеть направление развития бизнеса, составлять точный прогноз тенденций развития рынка. Также Т. Н. Лобанова выделяет и аналитические способности, среди которых рассматриваются логичность, рациональность, упорядоченность, умение формально правильно связывать суждения, последовательно мыслить и действовать и др .
Таким образом, рассмотрев основные профессиональные и дичностные черты педагога дошкольного образования можно прийти к следующим выводам.
Развивающееся дошкольное образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации развития творческого потенциала всех сфер личности (эмоциональной, личностной, духовнонравственной), получения знания на основании собственного опыта посредством рефлексии.
Важнейшей задачей отечественного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно -ориентированной модели вариативного образования. Оно рассматривается нами как процесс, направленный на формирование такой картины мира, которая смогла бы обеспечить ориентировку
личности в разнообразных ситуациях постоянно развивающейся и меняющейся реальности.
В современной системе дошкольного образования можно выделить несколько проблем:
1. Проблемы, связанные с обновлением содержания дошкольного образования на современном этапе, включающие следующие вопросы: разнообразие содержания, вариативность форм и методов, характеризующих развитие системы на современном этапе; уход от познавательного диктата в содержании дошкольного образования; повышение внимания к социально - личностному развитию ребенка; программно-методическое обеспечение — создание и распространение учебной литературы; регуляция качества дошкольного образования путем государственной аккредитации, выполнения государственных стандартов дошкольного образования; учет значения национально-культурных традиций в развитии детей дошкольного возраста.
2. Касающиеся кадрового обеспечения системы дошкольного образования: координация и новые подходы к подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений в системе высшего и среднего профессионального образования; преемственность в разработке стандартов дошкольного и профессионального педагогического образования; повышение профессионального мастерства педагогических кадров.
3. Проблемы сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях: негативные тенденции сокращения сети ДОУ и позитивные процессы расширения ее видового разнообразия; привлечение новых, внебюджетных, источников
финансирования; развитие новых форм дошкольного образования, основанных на кратковременном пребывании ребенка в ДОУ.
Перестройка системы дошкольного образования дала новые целенаправленные ориентиры, направленные на формирование профессиональных знаний и компетенцию личности, создание условий для
её развития.
В последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой субъективности, поэтому важно выделить связь между личностным и субъективным. И.А. Зимняя, анализируя категорию субъекта, отмечает, что он в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется . Быть личностью, по утверждению Э.Ф. Зеер, означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение "субъект деятельности" означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей – труда, общения, познания . Личность воспитателя, его мастерство, раскрывается в профессиональной деятельности. В связи с этим возрастают требования к профессионально педагогическому мастерству воспитателя, его педагогической культуре.


Глава 2. Исследование профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения

2.1 Процедура исследования

Можно предположить, что формирование педагогической культуры осуществляется, если воспитатель будет обладать: педагогическими умениями и способностями; самообразованием и самовоспитанием – основой самосовершенствования; педагогической этикой.
В связи с этим задачами данного исследования являются: осуществить анализ проблемы исследования в зарубежной и отечественной педагогике и психологии; выявить сущностные особенности формирования педагогических качеств как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада; определить уровни профессиональной направленности воспитателя.
Для решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; социологические методы (опрос, беседа); прямое наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта . Следует полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые свойства (качества) учителя, они будут по-разному представлены.
Для проведения исследования нами была подобрана группа испытуемых – работники, воспитатели и дети МДОУ № 49 города Казань, республики Татарстан. Всего выборку составили 20 воспитателей и 15 детей.
Для выявления профессионально-личностных качеств педагога, которые являются самыми значимыми для детей, мы выбрали следующие методы.
1. Метод сочинения.
Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: "Мой любимый воспитатель", "Каким я представляю настоящего воспитателя ", "Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего воспитателя ". Данный метод позволил выявить как воспринимают педагогов, воспитателей учащиеся школы.
2.Методика "Продолжи предложение".
Были даны предложения типа: "Я люблю своего воспитателя, потому что он…"
Предлагались качества педагога-воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности.
3. Методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми". По результатам теста, опросника были сделаны выводы о более предпочтительном методе работы с воспитанниками в школе.


2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Рассмотрим полученные результаты исследования. Начнем с вопроса о том, какие качества воспитателя считают наиболее важными старшие дошкольники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что дети подчеркивают в своих воспитателях "доброту", "вежливость", "ум", "красоту", "любовь к детям". И как нежелательные качества учителя "злость", "крики". Многие дети пишут, что им нравится их воспитатель, и они не хотели бы себе другого. В сочинениях дети писали как, по их мнению, не должен поступать воспитатель: "кричать на детей", "говорить одно, а делать другое", "делить ребят на любимчиков и не любимчиков", "обещать и не выполнять" и т.п. воспитатель не должен допускать "неряшливости во внешности", "скуки на занятиях ". В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств воспитателя .
Используя методику "Продолжи предложение" мы получили следующие результаты. Предложение "Я люблю своего воспитателя, потому что он…" имеет следующие варианты дополнения: "добрый", "справедливый", "отзывчивый", "много знает", "красивый", "интересно ведет уроки". Такое качество как "доброта" указали 8 человек из 15.Второе предложение "воспитатель - это …" имело следующие продолжения: "хороший человек", "дорогой мне человек", "друг", "человек, который учит", "человек, который учит и любит детей", "человек, который терпеливо учит детей" .
Можно сделать вывод, что воспитатель является референтным для ребенка. И давая определение воспитателю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.
Предложение "Я хотел (а) бы, чтобы воспитатель был…" имело следующие продолжения: "добрым", "обычным", "красивым", "помягче", "справедливым", "терпеливым", "аккуратным", "такой, какой он есть".
Предложение "Я слушаюсь воспитателя, потому что он …" имело следующие варианты продолжения: "говорит мне слушаться", "добрый", "справедливый", "старший", "наш воспитатель", "старше и умнее", `учит меня".
Предложение "Мне не нравится в воспитателе…" было дополнено следующими вариантами: `что он ругается", "злость", "строгость", "что у него иногда выходит терпение" .
Из этих вариантов видно, что такое качество как терпение необходимо воспитателю.
Предложение "Мне нравится, когда воспитатель…" имело следующее предложения: "добрый", "терпеливый", "говорит", "объясняет", "интересно ведет уроки", "красивый", И не нравится, когда воспитатель: "расстроен", "злится", "ругается", "кричит", "повышает голос", "не спрашивает меня".
Проанализировав ответы детей, полученные методами сочинения и "Продолжи предложение", а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы.

№ Показатели % ответов
1 Доброжелательный 95
2 Терпеливый 83
3 Любит детей 64
4 Справедливый 51
5 Отзывчивый 57
6 Интересно ведет занятия 36
7 Хорошо объясняет занятия 21
8 Много знает 10
9 Требовательный 7
10 Аккуратный 3

Обработка результатов анкетирования воспитателей показала, что молодые преподаватели, воспитатели в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы. Большинству воспитателей свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.
Таким образом, проведя данные методики в исследовании профессиональной направленности педагогов дошкольного образования можно выделить те умения и навыки, которые были выделены.
В первую группу компонентов профессиональной направленности вошли - педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.
Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает воспитатель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности воспитателя принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка) .
Вторую группу компонентов профессиональной направленности педагогов составили педагогические знания и мышление. Педагогическую культуру определяли не столько наличием знаний, сколько отношением к ним, отношение к знаниям определяли уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие собучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.
К третьей группе компонентов профессиональной направленности отнесли профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Группы умений включают в себя:
1. информационные умения - включают в себя умение отобрать и скомпоновать информацию;
2. умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную деятельность;
3. организаторские умения;
4. коммуникативные умения;
5. умения проводить анализ и самоанализ;
6. умения морально-волевойорганизации;
7. владение педагогической техникой (жесты, мимика);
8. прикладные умения. Общие черты опыта творческой деятельности
9. запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся;
10. забота о развитии личности учащегося;
11. опора на активность личности учащегося .
Показатели творческого опыта показали наличие следующих показателей:
ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности); умение разрабатывать методы и средства, отличные от традиционных.
К четвертой группе компонентов педагогической культуры отнесли саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения (в первую очередь, педагогический такт).
Уровни профессионального мастерства педагогов характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней педагогического мастерства:
1. высокий, или профессионально-творческий, уровень — педагог добивается высоких результатов и проявляет необходимые личностные качества;
2. профессионально-адаптивный уровень — педагог умеет пользоваться методической литературой, освоил педагогическую теорию, но не вышел на уровень мастерства, результаты работы средние;
3. низкий, или репродуктивно-профессиональный, уровень — педагог не достигает поставленных целей и не проявляет необходимые личностные качества.
Итак, формирование педагогической культуры как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада имеет прямое отношение к решению кадрового вопроса. Воспитатели детского сада способны самостоятельно или с помощью старшего воспитателя решать и вопросы, связанные с обновлением содержания дошкольного образования. Успешное решение перечисленных проблем во многом способствует решению и проблем сохранения и развития конкретного образовательного учреждения в современных социально-экономических условиях.





2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателя

Наша деятельность, предполагающая творческое осмысление, овладение методами педагогического мастерства и формирование педагогической культуры, активное участие педагогического коллектива в эксперименте, послужило началом инновационной деятельности детского сада. Безусловно проведенное исследование не исчерпывает содержание многоаспектной проблемы развития профессионального мастерства воспитателя дошкольного учреждения. В качестве оптимальной системы формирования педагогической культуры воспитателя детского сада необходимо разработать структурно-функциональную модель, отражающую цель, принципы, задачи, этапы, условия, компоненты, функции и средства исследуемого процесса.
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
— обращайтесь по имени;
— занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле...);
Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени.
Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
— Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
— Не возникает ли желание его перебить?
— Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
— Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.
Проанализируйте собственную речь:
— исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
— обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
— постарайтесь избавиться от слов-"паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)
Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз," ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение, Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату.;
Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.
Для убеждения вам необходимо:
— быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
— ясно и понятно излагать доводы детям;
— проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна" высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей .
Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
— требований ("Не мешайте", "Перестаньте ссорится");
— наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
— нотаций ("Сколько раз тебе можно повторять?");
— оценки, которые несут в себе характер иронии ("Ну я таки знала, что это сделал опять Петров");
— возмущения ("Вы только посмотрите, что вы наделали!");
— предвосхищающей отрицательной оценки ("От тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
-вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему.
Используйте следующие приемы:
— предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
— ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
— выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
— разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть :
— непонимание психологической ситуации, настроения детей;
— недостаточная саморегуляция;
— несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
— механическое копирование стиля общения коллег.


Заключение

Представленная работа посвящена изучению профессионально- важных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
М.Монтень утверждал, что подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, по утверждению В.А. Сластенина, необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит мыслить и действовать, самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать его - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к тому, кто опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом человек встречается с трудностями. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания педагога зачастую как бы разложены по полочкам, т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагог часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских обыденных представлений о педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащихся, включая его мировоззрение и способности. Мастер – это человек, "особенно сведущий или искусный в деле своем". Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Педагогическое мастерство, это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, это слагаемые педагогического
мастерства.










Список литературы

1.Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя // Школа и производство. -2001. -№8. - С.2 - 6.
2.Андриади И.П.Основы педагогического мастерства. - М.: Академия,1999. - 245 с.
3. Березняк Е. А. Авторитет учителя: из чего он складывается // Учитель. - 2007. - №3. - С.6 - 12.
4. Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога. // Правда. - 2007. -23 сентября. - С. 12-13.
5. Белкина В.Н., Степанова Т.А. Теория и методика профессионального образования // Вестник Ярославского университета. - 2012.- № 2.- С. 12.
6. Вавилов Ю. П.Специфика профессии учителя начальных классов // Педагогическое образование и наука. - 2002.- №1. - С. 33-35
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология.– Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 480с.
8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Академия. -2002. - 208с.
9.Климов Е.А.Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.- 159.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник.– М.: Гардарики, 2004.-528с.
10.Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
11.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело,2004.-216 с.
12.Невежина И. Как вернуть учителю авторитет? //Первое сентября. - 2009.-18 декабря. - С.2-4.
13.О значении авторитета в воспитании // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Академия, 2002. - 400с.
14.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Омега, 2004. -345 с.
15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию .- М.: Просвещение,2001.-144 с.
16.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - М.,2008. - 256 с.
17. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства.– М.: Академия, 2009. – 256с.




















































Приложение 1.


Методика "Продолжи предложение"

1. Я люблю своего воспитателя, потому что он …
2. Воспитатель - это …
3. Я хотел (а) бы, чтобы воспитатель был…
4. Я слушаюсь воспитателя, потому что он…
5. Мне нравиться в воспитателе…
6. Мне нравится, когда воспитатель…
7. Мне не нравится, когда воспитатель…





 
Приложение 2.


Методика "Моя воспитательница"

Цель: изучение отношения детей к воспитателю.
Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу.
Результат исследования оценивался исходя из:
а) графического расположения
б) использование цветовой гаммы
в) комментарий ребёнка во время рисования и после.














 
Приложение 3.
Методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"

Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;
в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".
4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
8. Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Обработка ответов
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Таблица 2. Обработка ответов
12 3 4 5 6 7 8 9 10 А23 2 2 3 1 2 3 1 2 Б31 3 1 2 2 3 1 2 1 В12 1 3 1 3 1 2 3 3
Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:
-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;
-19 - выраженность либерального стиля общения;
- 9 - выраженность авторитарного стиля.





Подобные готовые работы:

Исследование профессиональной направленности сотрудников дошкольного учреждения

Исследование коммуникативной компетенции у студентов-менеджеров, как условия эффективного делового общения в профессиональной деятельности

Управление профессиональной карьерой менеджера

«Особенности профессиональной деятельности телевизионного редактора»

Возрастные особенности профессиональной направленности руководителей

Стрессоустойчивость как фактор успешности в профессиональной деятельности

Правоотношения по профессиональной подготовке непосредственно на производстве

Психосоциальная работа в решении проблемы профессиональной деформации

Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Кодекс профессиональной этики адвоката: общая характеристика

Взаимосвязь особенностей коммуникативности и профессиональной направленности менеджеров

отчет о прохождении производственно-профессиональной практики в ресторане

Исследования профессиональной идентичности среднего медицинского персонала

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА – ПРАВОВЕДА»

Психологическое консультирование в профессиональной деятельности психолого-образовательной сферы