КУРСОВАЯ

Облачные технологии в преподавании гуманитарного цикла


ВУЗ - ЕГПУ
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

План

Введение………………………………………………………………….…….….3
Глава 1. Теоретические основы понятия и применения облачных технологий в образовательном процессе…………………………………….……5
1.1 Понятие и история возникновения облачных технологий……………….5
1.2 Облачные технологии в образовательном процессе………………………9
Глава 2. Внедрение облачных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе…………………………………………………15
2.1 Использование облачных технологий на уроках русского языка, литературы и истории…………………………………………………………15
2.2 Использование веб - технологий на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………….18
2.3 Результаты применения облачных технологий на уроках гуманитарного цикла……………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………………….30
























Введение

Иформатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы.
Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Исследование сущности и основных характеристик облачных технологий актуально на сегодняшний момент, в целях возможности и целесообразности их применения в образовательном процессе современной школы.
Цель данной работы состоит в анализе применения облачных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и историю возникновения облачных технологий;
2. Охарактеризовать виды облачных технологий для образовательных учреждений;
3. Проанализировать способы и результаты применения облачных технологий на уроках гуманитарного цикла в школе.
Объектом изучения выступают облачные технологии как форма информационных технологий.
Предмет изучения - облачные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе.
Методологическую базу исследования составили теоретические и эмпирические методы. К первым следует отнести анализ литературы и опыта внедрения облачных технологий на уроках по гуманитарному циклу. Исследование проводилось на базе МБОУ № 40 г. Казани. Основу эмпирических методов составили анкетирование учащихся, родителей и учителей, анализ показателей качества обучения по предметам: история, русский язык, литература, иностранный язык.







































Глава 1. Теоретические основы понятия и применения облачных технологий в образовательном процессе
1.1 Понятие и история возникновения облачных технологий


Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Три года назад Дуглас Минифи получил пост ИТ-директора в крупной компании The Schumacher Group, которая занималась управлением отделениями неотложной помощи больниц и организацией труда врачей. Перед ним встал вопрос: «Чем все-таки должна в первую очередь заниматься наша фирма — разрабатывать программное обеспечение или использовать его для управления медицинскими ресурсами?.”
С этого вопроса и началось в The Schumacher Group исследование совершенно нового ИТ-феномена под названием “облачные вычисления”. Они видят в новой технологии угрозу своим вычислительным центрам и даже персоналу. Все это в итоге сдерживает развитие рынка облачных вычислений .
Но что бы там ни говорили об облачных вычислениях, ясно одно: развитие этой технологии просто невозможно игнорировать. Стоит отметить, что идея аренды приложений, платформ разработки, вычислительных мощностей, хранилищ и любых других “облачных” сервисов повторяет путь Интернета от экспериментальной системы к серьезному пользовательскому инструменту. Технология облачных вычислений способна в корне изменить облик информационных технологий.
Проанализируем сущность и основные характеристики облачных технологий для того, чтобы обосновать возможность и целесообразность их применения в образовательном процессе современной школы.
Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology — NIST) в документе «NIST Definition of Cloud Computing v15» определил облачные вычисления как модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг . При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках,
мобильных устройствах и т. п. Для построения облака используют одну из трех базовых моделей: программное обеспечение как сервис, платформу как сервис, инфраструктуру как сервис.
Инфраструктура как сервис (IaaS, infrastructure as a service) — предоставление компьютерной инфраструктуры как услуги на основе концепции облачных вычислений. На этом уровне пользователи получают базовые вычислительные ресурсы. Например, процессоры и устройства для хранения информации используют их для создания своих собственных операционных систем и приложений. Одним из примеров такого подхода является Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) — организации могут использовать эту инфраструктуру, устанавливая на виртуальных машинах
linux-серверы, и при необходимости наращивать вычислительные мощности . Такая модель подразумевает бесплатное предоставление ресурсов хранения данных, функций электронной почты и систем совместной работы, что может быть интересным для образовательных учреждений. Платформа как сервис (PaaS, platform as a service) — это предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений как услуги. Здесь пользователи имеют возможность устанавливать собственные приложения на платформе, предоставляемой провайдером услуги. В качестве примера можно привести сервис Google Apps Engine, позволяющий разработчикам создавать и устанавливать приложения на языке Python. Этот тип облачных вычислений в настоящее время не актуален для образовательных учреждений .
Программное обеспечение как сервис (SaaS, software as a service) — модель развертывания приложения, которая подразумевает предоставление приложения конечному пользователю как услуги по требованию. При этом в облаке хранятся не только данные, но и связанные с ними приложения, а пользователю для работы требуется только веб-браузер. Именно этот уровень
представляет наибольший интерес для образовательного процесса. Лучшими примерами такого подхода являются системы Google Apps for Education и Microsoft Live@edu, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие, как электронная почта, электронные таблицы, приложения для обработки текстов и т. п.
В настоящее время в мировой практике реализуются четыре модели развертывания облачных систем:
1. приватное облако(private cloud) — используется для предоставления сервисов внутри одной компании, которая является одновременно и заказчиком, и поставщиком услуг. Это вариант реализации облачной концепции, когда компания создает ее для себя самой, в рамках организации;
2.публичное облако(public cloud) — подразумевает развертывание инфраструктуры с необходимым программным обеспечением и предоставление механизмов доступа к ним за пределами инфраструктуры учреждения;
3. гибридное облако (hybrid cloud) — состоит из двух и более облаков различного типа;
4. общественное облако (community cloud) — вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Примерами общественных облаков является платформа Windows Azure, веб-сервисы Amazon, Google App Engine и Force.com .










































1.2 Облачные технологии в образовательном процессе



Для образовательных учреждений наиболее подходящими являются публичные и общественные облачные системы. Несмотря на относительную новизну облачных технологий (первый проект был реализован в 1999 г.), уже накоплен опыт, пока незначительный, их применения в образовательном процессе учебных заведений разных уровней.
К использованию данных технологий переходят некоторые зарубежные образовательные учреждения. В Литве Каунасский технологический университет (Kaunas University of Technology) в течение трех последних лет использует облачные сервисы, предоставляемые Microsoft Live@edu. В США
целые штаты переходят на использование облачных технологий. Так, в университете Хофстра (Hofstra University) используют облачные сервисы, предоставляемые Google Apps. Также университету была предоставлена возможность поддержки электронной почты для своих студентов и преподавателей .
Еще одним вариантом использования облачных сервисов, который начинает распространяться в сфере образования, является перемещение в облако систем управления обучением (Learning Management Systems, LMS). Передача поддержки таких LMS, как Blackboard, Moodle и т. д., внешним провайдерам имеет смысл для образовательных учреждений, которые не могут позволить себе покупку и поддержку дорогостоящего оборудования и программного обеспечения .
Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания учащихся.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением вышеописанных проблем является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей. И только сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями – внедрение этих технологий в образовательный процесс .
В основе концепции облачных сервисов лежит идея переноса основной нагрузки по производству, поддержанию, обработке и обеспечению безопасности ресурсов, используемых школой, из информационной инфраструктуры в дата-центры производителей сетевых сервисов. Эта идея хорошо знакома – услугами облачного сервиса электронной почты пользуются все из нас, у кого есть Вебмейл аккаунт на gmail.com, mail.ru, yandex.ru и т.д . Современные облачные сервисы стремятся довести идею «доверения» внешнему интернет-сервису до абсолюта. И трудно не согласиться с тем, что у интернет-гигантов, таких, как Google, Yandex, IBM или Amazon, гораздо больше возможностей по хранению, защите от вирусов и хакеров (а иногда и обыкновенных воров) и обработке наших данных, чем у администраторов школьных сетей, да и у нас самих.
За последние годы пользователи компьютеров все меньше сохраняют на своих жестких дисках то, что можно сохранить в сети – тексты, фото, видео, а из двух одинаковых программ выбирают ту, которую не надо инсталлировать на компьютер, а можно использовать онлайн. На смену девизу «найти в Интернете и сохранить на свой компьютер» приходит другой – «создать и поделиться в облаке сетевых сервисов».
Облачные сервисы задают новое измерение для учебной ситуации, в которой у каждого ученика есть свой, подключенный к сети, ноутбук. Как только сеть выходит за пределы компьютерного класса, обнаруживается, что предела-то больше и нет. Сеть может быть где угодно – в спортивном зале, в коридоре, на улице. И, с точки зрения модели «1 ученик - 1 компьютер», – это очень существенный рывок вперед. Что же сегодня происходит в мире образовательных облачных сервисов? Впереди всех бодрым шагом идут, задавая планку в этой области и подкупая комплексностью своих решений, Google Apps for Education .
Где-то рядом – продукт Hewlett Packrd «HP SchoolCloud». Идея та же. Hewlett Packard производит «облегченный» ноутбук Hp Mobile Thin Client, от которого требуется только поддержка браузера (для этого используется ОС Windows Embedded Standard). Все остальное – учебные программы, среда для проектной работы и многое другое – работает «в облаке», подключаться к которому учащийся может как из школы, так и из дома .
В самом общем виде, образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность. Ситуация, когда пользователю удобнее сохранить данные в сети, чем на своем компьютере, возникает в последнее время очень часто. Как правило, это связано с тем, что у крупных компаний, предоставляющих такие сервисы, гораздо больше возможностей по организации больших хранилищ – репозиториев. Особенно большое значение это приобретает в тех случаях, когда хранимая информация значима не только для одного человека, но и для группы – рабочего коллектива или сообщества. В этом случае размещаемые в репозиториях материалы, как правило, предоставляются для доступа всего сообщества, что существенно увеличивает их ценность и востребованность. При использовании в качестве репозитория файлового сервера локальной сети в модели «1 ученик: 1 компьютер», на нем могут размещаться электронные версии учебников и храниться работы учащихся, созданные в цифровых форматах .
Сервисы облачной обработки данных освобождают руки и дисковое пространство пользователя для других дел и проектов. Самое в этой области востребованное направление – антивирусное программное обеспечение. Доверив, при условии его достаточной надежности, облачному сервису заботу о безопасности своей системы, пользователь может чувствовать себя достаточно защищенным. Все более актуальными становятся также системы программирования, вычислительная часть которых осуществляется «в облаке». Это имеет большое значение для аппаратной части модели «1 ученик - 1 компьютер». Компьютер учащегося, подключенный к облачному сервису, может быть освобожден от ненужного программного обеспечения и становится менее требователен к ресурсам и мощности. Яркий пример этому – операционная система Google Chrome, в которой эти возможности заложены изначально .
Совместная деятельность, осуществляемая «в облаке», является, пожалуй, самым востребованным направлением с точки зрения концепции модели «1 ученик - 1 компьютер» . По-настоящему возможности сети проявляются в тех учебных ситуациях, в которых учащиеся имеют возможность работать сообща над коллективными проектами. В этом случае облачные сервисы становятся той основой, на которой создается мобильная образовательная среда.
Основные преимущества, которые могут дать облачные технологии школам: будущая экономия средств на приобретение ПО (использование технологии Office Web Apps); cнижение потребности в помещениях; выполнение многих видов учебной работы, контроля и оценки online; экономия средств на оплату технических специалистов в школах; экономия дискового пространства; открытость образовательной среды для учителей и для учащихся.
Диагностика сформированности у учащихся знаний и умений в области совместной работы с применением облачных технологий (итоговый контроль результативности методической системы) осуществляется посредством экспертной оценки коллективных проектов, выполненных ими.
В настоящее время в рамках данного исследования проводится опытно-экспериментальная работа на базе Института информатики и информационных технологий Уральского государственного педагогического университета . В образовательный процесс, в том числе и в процесс обучения информатике, использование облачных технологий приходит с задержкой и еще не нашло широкого применения. Несмотря на ряд очевидных достоинств, их распространению препятствует ряд объективных факторов. Традиционно большинство отечественных образовательных учреждений с недоверием относятся к аренде виртуальных мощностей, предпочитая работать с конкретным, желательно собственным, оборудованием, программным обеспечением и данными, которые хранятся локально и доступны в любой момент времени.




 
Глава 2. Внедрение облачных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе

2.1 Использование облачных технологий на уроках русского языка, литературы и истории

Информационные технологии все активнее внедряются в образовательные учреждения. Основное внимание в последнее время фокусируется на проблемах создания электронных образовательных ресурсов. Электронный ресурс позволяет реализовать такие формы представления материала, которые недоступны традиционным учебным пособиям.
В настоящее время многие образовательные учреждения города применяют в своей работе различные электронные образовательные ресурсы, используя для этого интерактивные доски и приставки Mimio . Мы в своей работе также активно используем электронные образовательные ресурсы как готовые, так и созданные нашими педагогами.
Электронные образовательные ресурсы с использованием графического планшета MimioPad – являются еще одним эффективным инструментом, который можно использовать в образовательном процессе. Технология MimioPad помогает повысить заинтересованность, активность детской аудитории. Беспроводной планшет MimioPad позволяет представлять электронные образовательные ресурсы, на интерактивной доске с любого места в группе . Он поставляется в комплекте с беспроводным приемником USB, который автоматически связывается с системой Mimio. Удобство данной системы в том, что педагог или ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять, а также может работать с изображением на доске с расстояния до 9 метров. Свободно передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более эффективно управлять их вниманием. К одному компьютеру также можно подключить несколько планшетов. Дети могут использовать планшет MimioPad по очереди и управлять содержимым на белой доске, не вставая с места. Это облегчает работу с робкими, застенчивыми детьми, стимулирует пассивных детей.
Кроме того, система MimioPad может быть очень удобна для работы с детьми с ограниченными возможностями, ведь она позволит ребенку принимать участие в работе, оставаясь на месте.
Использование современного интерактивного оборудования в работе с электронными образовательными ресурсами позволяет педагогам сделать образовательный процесс более увлекательным, качественным, дифференцированным.
Здесь мы рассматриваем пример применения устройства Mimio на уроках русского языка и литературы. Например, при помощи инструментов Mimio мы можем сделать работу на разных стадиях урока более яркой и динамичной. "Сквозные темы" в школьном курсе русской литературы трудны для школьника, так как произведения, связанные с ними, читаются на разных ступенях обучения; взрослея, ученики многое забывают, а многое начинают воспринимать по-новому. Возможность создать с помощью инструментов Mimio запоминающий образ, динамично организовать повторение, переосмыслить изученное ранее - цель работы над мимио-альбомом "Литературные дуэли XIX-XX веков".
Особое внимание можно обратить на возможности инструментов Mimio при проведении интегрированных уроков русского языка и литературы, где основное внимание должно быть уделено Слову, но в то же время возникает необходимость использовать сведения из теории языкознания, расширить жизненный опыт учащихся. Создание яркого зрительного образа, возможность сделать понятным то, что кажется сложным и непостижимым, можно продемонстрировать на примере мимио-альбомов "Период как основа стиля Л.Н. Толстого" и "Сочинение-эссе по картине В. Перова "Старики-родители на могиле сына".
Активное использование устройства Mimio позволяет по-новому организовать весь процесс урока, расширяет возможности учебного процесса.
На уроках истории и обществознания можно применять портал Uztest.ru . Uztest.ru. это сайт, организованный в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по истории. После регистрации на этом сайте, добавляются классы со списками учеников, затем добавляются тренинги, тесты, тексты, источники по истории. Когда каждый ученик получит логин и пароль для доступа на сайт, они могут самостоятельно выполнять задания и получать отметки. Результаты проведенных заданий моментально отображаются в электронном журнале. Данный проект хорош тем, что его ученики могут использовать не только на учебных занятиях, но и дома, например, если учащийся болен или на соревнованиях, мероприятиях и вынужден пропускать занятия.












2.2 Использование веб - технологий на уроках иностранного языка


Использование облачных сервисов в образовательной деятельности не является чем-то новым, ведь сервисом электронной почты пользуются практически все и учащиеся и преподаватели. В докладе рассматривается реализация интегрированного проекта «Scotland» по английскому языку и информатике. Проект осуществлялся в два этапа.
Организация работы в проекте выполнялась следующим образом: в рамках школьной программы по информатике для 8 класса учащиеся овладевали навыками работы с приложениями Microsoft Office и Интернет. Школьниками были также созданы личные электронные ящики (на тот момент они уже обладали навыками работы с электронной почтой).
На одном из уроков английского языка учащиеся знакомились с общими сведениями по учебной теме «Scotland».
Затем учащиеся делились на группы, каждой из которых достался определенный аспект темы и поставлена задача: используя материалы учебного пособия «New Opportunities» и информацию, полученную на шотландском сайте www.visitscotland.com в режиме онлайн, разработать тематические маршруты по Шотландии. Каждая группа занималась своим маршрутом.
До защиты проекта дальнейшее общение учащихся друг с другом и преподавателями осуществлялось через общий e-mail, логин и пароль которого был известен всем участникам проекта.
Учащиеся отправляли свои тексты, презентации, буклеты на этот адрес, а преподаватели проверяли выполненные работы и оставляли свои рекомендации и комментарии. Так осуществлялась обратная связь между учителями и учащимися.
Таким образом, первый этап позволил вовлечь всех учеников в активное общение на английском языке, овладеть навыками чтения и письма, а также применить информационные технологии пакета MS Office и использование электронной почты на практике.
Следующий пример проведения внеклассного мероприятяи по английскому языку с применением веб-технологий. На занятиях с применением информационных технологий ученики виртуально посетят зоопарк, лес и фермы. Цифровой образовательный ресурс – это тематический веб-квест, который включает в себя 2 песни, мультфильм, стихи о животных и интерактивные задания.
Данное занятие, рассчитанное на 2 учебных часа, целесообразно провести с использованием средств мультимедиа и веб-технологий, которые дают хорошую возможность наглядно обогатить урок. Данная модель позволяет оптимально задействовать все рецепторы: зрительные, слуховые. Большой плюс – это создание языковой среды (просмотр мультфильма, исполнение песен).
В начале занятия создается проблемная ситуация, дети сами формулируют цель, на 1 слайде они находят неточности, в течение занятия повторяют материал, а в последнем задании происходит рефлексия, смогли ли достичь цели, решили ли мы проблему.
Материал занятия представлен в форме веб-квеста, который используется на определённых этапах урока. На втором слайде каждой картинке соответствует этап урока. Здесь мы можем выделить 4 самостоятельных блока: закрепление названий животных, зоопарк (мультфильм+кроссворд), лес совмещается с физкультминуткой и животные фермы. С помощью гиперссылок с каждой картинки мы используем необходимый материал с веб-сайта. Например, «стоп»: нам необходима песня про животных, чтобы уточнить всех ли мы назвали.
Новым в работе является создание интерактивных заданий к определенному материалу с помощью конструктора «LeaningApps», с необходимым лексическим материалом.
1 задание – кроссворд. Оно способствует развитию зрительной памяти. В мультфильме проговариваются и прописываются 5 названий животных, которые нужно найти в этом кроссворде, положение слов каждый раз меняется. Данное задание целесообразно выполнять маленькими группам по 2-3 человека на отдельных компьютерах.
2 задание тоже групповое. Оно рассчитано на развитие фонематического слуха и развития памяти. Каждой картинке нужно подобрать звук и название животного.
3 задание по форме работы может быть и фронтальным, и групповым. Разместив животных по «домам», мы проводим рефлексию: все ли мы усвоили, правильно ли сделали, достигли ли мы цели.
После каждого этапа нужно сделать перерыв и физкультминутуку.
Данный метод облачных технологий можно применять в любых классах средней школы при изучении и повторении темы «животные» по иностранному языку.












2.3 Результаты применения облачных технологий на уроках гуманитарного цикла
Теоретическое изучение проблемы применения облачных технологий на уроках гуманитарного цикла определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение третьей учебной четверти 2012-2013 гг. в МБОУ № 49 г. Казани. В проведении исследования были задействованы учащиеся 5, 6,7, 8, 9 и 10 классов, которые стали использовать облачные, информационные технологии на уроках русского языка, литературы, истории и иностранного языка. Кроме того, в исследовании приняли участие учителя и родители, для выявления эффективности применения информационных технологий в образовательном процессе.
Целью исследования явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и качества обучения в начальном этапе и выявление ее изменения в результате внедрения информационных технологий. На первом этапе были поставлены следующие задачи:
1. Определить, какой мотив является ведущим при изучении предметов гуманитарного цикла;
2. Чем руководствуются учащиеся при изучении предметов;
3. Выявить какие условия, способствуют возникновению и укреплению мотивации изучения предметов гуманитарного цикла;
4. Определить степень готовности (потребности) в работе с компьютером, который составляет основу в новых информационных, облачных технологиях.
В целях решения поставленных задач были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, анализ уроков по русскому языку, литературе, истории и иностранному языку, анкетирование учащихся, родителей и учителей, анализ качества обучения по указанным предметам после внедрения информационных технологий.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический. На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения предметов гуманитарного цикла.
На первом, прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий.
На первом этапе было проанализировано 8 уроков у 4 учителей по русскому языку, литературе, истории и английскому языку. Для анализа были выделены следующие критерии:
1. Использование на уроке различных педагогических технологий.
2. Психологический климат урока, стиль общения с учащимися.
3. Приемы поддержания интереса на уроке.
В диаграмме1 выделены результаты анализа уроков учителей и уровень использования информационных технологий на уроках.

Вместе с наблюдением использовалось анкетирование педагогов для того, чтобы узнать мнение учителей. Для анкетирования был выделен следующий круг вопросов:
1. Какие педагогические технологии вы преимущественно используете на уроках?
2. Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока?
3. Назовите ведущий мотив посещения школьниками ваших уроков?
4. Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к вашему предмету.
5. Владеете ли вы компьютером?
6. Как часто Вы используете компьютер на уроке?
На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные педагогические технологии превалирует, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.
В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными педагогическими технологиями, то есть они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.
При ответе на третий и четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к изучаемому предмету необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению предмета, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, то есть применение новых технологий обучения.
Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новых информационных технологий. Выяснилось, что большинство учителей либо не владеют компьютером (50%), либо владеют компьютером, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%),и только 20% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе. При анализе исходного уровня мотивации учащихся использовались следующие методики: «Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой. На основании данных методик, нами была проведена беседа с учащимися .
Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников с 7-го по 10-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась - она значительно возрастала в 8-м и 9-м классах. Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению. Результаты показаны на диаграмме 2.

Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на диаграмме 3.











Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения предметов гуманитарного цикла, обусловила проведение формирующего эксперимента.
После завершения формирующего этапа эксперимента, возникла необходимость подвести итоги, что обусловило переход к следующей стадии опытно- экспериментальной работы - итоговой.
Целью итогового этапа стало выявление эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе. На основании цель нами были выдвинуты следующие задачи:
1. охарактеризовать изменения в мотивах изучения предметов гуманитарного цикла;
2. выявить особенности воздействия информационных технологий на основе сравнения с прогностическим этапом .
По сравнению с первым этапом в классах произошли видимые изменения: учащиеся стремились прийти на урок, не хотели уходить, активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода. Произошло смещение акцентов с мотива получения отметки на мотив получения знаний и на мотив общения Сравнение данных по показателям констатирующего и итогового экспериментов можно предстаешь в виде диаграммы 4.


Из нее видно, что заинтересованность в получении знаний выросла на 15%, в общении - на 13%, интерес к оценке немного уменьшился 20%; такие мотивы, как мнение друзей и мнение родителей потеряли около 19% и 5% соответственно. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении предметов, а более весомыми становятся мотивы внутренние.
Следующим этапов было проведение анализа уровня качества обучения по предметам гуманитарного цикла за год до и после применения информационных технологий . Для этих целей были проанализированы отчеты по успеваемости за последние годы учителей истории, иностранного языка, русского языка и литературы.

Учебный год Предмет Качество обучения
(% обучающихся на «4» и «5» в общей численности обучающихся) Успеваемость (%)



2011 - 2012
История 58% 100%
Русский язык 45% 100%
Литература 44% 100%
Иностранный язык 38% 100%



2012-2013 История 71 % 100%
Русский язык 60 % 100%
Литература 70 % 100%
Иностранный язык 65 % 100%

По итогам анализа уровня качества обучения можно сделать выводы:
1. Повысился уровень качества обучения по всем предметам гуманитарного цикла, низкие показатели качества по русскому языку, литературе, иностранному языку повысились до оптимального и высокого уровня.
2. Возросла активность школьников на уроке.
3. У учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.
4. Новые информационные технологии формируют, и развивают мотивацию учеников.
Последним методом исследования стал опрос родителей по теме использование информационных технологий на уроках. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Кто в больше всего в вашей семье пользуется компьютером?
3. В каких целях используется домашний компьютер?
4. На ваш взгляд, есть необходимость использования компьютерной техники на уроках в школе?
5. Хотите ли вы, чтобы Ваш ребенок посещал дополнительные занятия по информатике?
В анкетировании приняло участие 46 родителей. По итогам опроса по первому вопросу, у 68% учащихся есть в наличие дома компьютер, у 32% нет. На второй вопрос о том, Кем больше используется компьютер дома? 75 % родителей ответили, что детьми. На третий вопрос были получены следующие ответы: для развлечений компьютер используется у 71%, для общения в интернет – 66%, для работы с учебными образовательными программами – 56%, для сбора дополнительной информации 35%. Время занятий за компьютером варьируется от 1 часа до 5. На вопросы об использовании компьютера на уроках 85% родителей ответили положительно, и только 25% затрудняются; посещать кружки и факультативы по информатике в школе хотели бы 72% учащихся. На четвертый вопрос 81 % родителей ответили, что необходимость в использовании на уроках компьютерной техники есть, остальные 11 % - нет. По последнему вопросу: 78 % родителей хотели, чтобы дети посещали кружки и факультативы по информатике в школе, 22 % - воздержались от ответа или считают, что их ребенок и так неплохо разбирается в информатике.







Заключение

Облачные технологии дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.
Проведенный анализ применения облачных технологий на уроках гуманитарного цикла показал эффективность использования данных информационных технологий. На уроках истории, русского языка, литературы, иностранного языка повысился уровень качества обучения, изменились мотивы изучения предметов у большинства учащихся. Опрос родителей показал, что учащиеся все больше времени проводят за компьютерами, и что информационные технологии необходимо активно внедрять и в образовательном процессе. Введение информационных технологий диктуется временем и необходимостью введения новых образовательных стандартов, где главная роль отводиться формированию личности и самостоятельности учащихся, и именно информационные технологии и правильное их использование служит развитию этих качеств у детей.

Список литературы


1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.- СПб.: Питер, 2006 - 351 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М., 2009.- С. 76.
3. Интерактивные доски Mimio // http://mimioclass.ru/
4. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании.- М., 2012.- 123 с.
5. Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. - 2011. - № 9. - С. 11-15.
6. Сейтвелиева С.Н. Облачные решения в бизнесе / С.Н. Сейтвелиева // Развитие национальной экономической системы в условиях глобализации: материалы всеукр. конф., 11 марта 2011 г. – Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2011. – С. 355–356.
7. Смирнов Д. Возможности облачных технологий в процессе проникновения ИТ в обучении. - М.: PC Week Review: Образование и ИТ. – август 2011.
8. Соловьев А.В., Меньшикова А.А. От регламентов традиционного формального образования к «золотым клеткам» виртуальных учебных сред и свободе облачных сервисов
// Дистанционное и виртуальное обучение.- 2011. - № 12. - С. 12-23.
9. Тесты по истории // http://uztest.ru/
10. Учебный проект Scotland // http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:Scotland
11.Шрайберг Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века: ежегод. докл. конф. – Москва: ГПНТБ России, 2011. – 80 с.