КУРСОВАЯ

Концепции теорий социальной работы на рубеже XX-XXI века.


ВУЗ - КФУ
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Концепции теорий социальной работы на рубеже XX-XXI века
Курсовая работа





Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 7
1.2. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ 8
1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 13
2.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 16
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД 16
2.2. ДИАЛЕКТИКО-КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 17
2.3. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (МАРКСИСТСКИЙ) ПОДХОД 18
3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 20
3.1. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ 20
3.2. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Е.И. ХОЛОСТОВОЙ 22
3.3. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В.М. ФИРСОВА…………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 32





















Введение

Социальная работа как наука характеризуется всеми признаками научных дисциплин, а именно наличием собственных кафедр и организаций, научных журналов и учебных пособий. Достаточно сказать, что в России ныне функционируют более 130 вузов, ведущих подготовку социальных работников. В их числе вузы, имеющие не только кафедры общего характера, но и специализированные кафедры по различным направлениям социальной работы.
Теория социальной работы, или, иначе, социальная работа как наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности: специфической социальной деятельности, практической социальной работе как деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленной на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, их защиту, поддержку и помощь.
Теория социальной работы определяет содержание основных компонентов социальной работы: объекта, субъекта, содержания, функций, средств, целей и управления. Ее основными функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, управленческая (перечень этих функций может быть разным у разных авторов).
Многие социально незащищенные группы людей такие как пенсионеры, инвалиды, мигранты, социально малообеспеченные граждане и др. нуждаются как в экономической так и в социальной и психологической помощи сто стороны государства и общественных организаций.
В такой ситуации, когда положение в стране нестабильное и часто происходят социально-политические и экономические реформы, особенно большое внимание следует оказывать данным слоям населения.
В целом основа социальной работы строиться в правовом и законодательном регулировании социальных и экономических отношений между человеком и обществом, и в оказании психологической помощи в решении личностных проблем.
Пока история социальной работы не достигла в России необходимого уровня и масштаба, объективности и всесторонности.
Однако эти недостатки не отменяют того факта, что в целом в стране был сделан существенный шаг по пути превращения истории социальной работы в относительно самостоятельную область социальной истории человечества как науки.
К настоящему времени в стране сложилась устойчивая, относительно самостоятельная область социально-гуманитарного знания и образования в России — социальная работа со своим конкретным проблемным полем и понятиями. В настоящее время в отечественной социологии на фоне эмпирических исследований социальных проблем и осваивается зарубежная социология социальных проблем и формируются несколько новых, более адекватных современной социологии, подходов. В отечественной социальной работе чаще всего применяется традиционный для отечественной социологии объективистский подход к исследованию социальных проблем в работах ученых: П. Д. Павленока, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Е. И. Холостовой , А. М. Панова , М. В.Фирсова , В. И. Курбатова , И. Г. Зайнышева.
В современном мире нет четкого понимания важности и научной значимости теории социальной работы. Назрела необходимость развития категориального аппарата и теоретического осмысления моделей и методов социальной работы на различных уровнях. В числе актуальных исследовательских проблем современного общества является теоретический и научный анализ социальной работы как одной из форм социальной практики, научных исследований и учебной дисциплины.
Актуальность данной курсовой работы заключена в том, что анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики теорий социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива¬ется гуманистическая направленность социальной деятельно¬сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от¬дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку.
Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду¬ховном параметрах.
Обусловлена совокупностью взаимосвя¬занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Объектом исследования являются теории социальной работы в различных формах ее проявления и на разных уровнях организации в системах социальной практики и социального знания.
Предмет исследования: особенности концепций теории социальной работы в социологии.
Цель анализа - выявление статуса теорий социальной работы как общественного явления, научной теории, формы социальной практики и учебной дисциплины.
В качестве теоретической и методологической базы исследования были использованы различные методы. Во-первых, был изучен широкий круг источников и литературы по изучаемой проблеме, это работы зарубежных исследователей, в которых проводиться глубокий анализ и изучение проблем теории и практики социальной работы, вопросы подготовки социальных работников. Исследованы труды зарубежных и отечественных исследователей по психологии, социологии, педагогике и др. общественным наукам. Кроме того, были использованы нормативные и официальные документы, регламентирующие работу социальных работников и социальной защиты населения.
Во-вторых, был использованы общенаучные методы анализ и синтез, обобщение изученного материала.
В-третьих, был использован сравнительный метод, при рассмотрении различных концепций социальной работы в исследуемый период.


1. Становление теории социальной работы

1.1. Социальная работа как теория и практика

Социальная работа в качестве научного знания и оказания практической помощи человеку в сложных ситуациях имеет давнюю историю развития, которая проявляется и в национальных традициях, обычаях, закрепивших социокультурные способы реагирования на изменения в жизненном сценарии социума. История Западноевропейской цивилизации дала начало осмыслению значимости каждого отдельного человека. Исторически были выработаны формы и способы оказания помощи и поддержки нуждающимся.
Большое влияние на возникновение социальной работы стала религия. Христианская парадигма знания имеет собственные подходы к рассмотрению социального равенства, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. С течением времени эти религиозные взгляды претерпевают изменения, и постепенно уступают место светским взглядам на социум.
В современном западном мире весьма широко применяется добровольная помощь, которая позволяет определять новые формы и методы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на разных уровнях.
На данный момент времени мы можем отметить особенно сильную тенденцию в мире к расширению методов и приемов, а также теоретических подходов в области теории социальной работы. Данное расширение границ проводиться посредством включения концептуальных разработок смежных общественных областей знания и адаптации их к нуждам и потребностям социальной работы.
В данном случае используется не полностью весь метод с его общей структурой и системой принципов, а только та часть, которая помогает решить конкретные задачи социальной работы. В соответствии с потребностями, в решение задач социальной помощи можно выделить различные аспекты базовых теорий и их сочетание.
Разработанные теоретические подходы различных социальных школ могут использоваться в социальной работе.
В данном случае сама практика вырабатывает различные формы присвоения, если научная основа того или иного теоретического подхода состоит из нескольких базовых концепций.
Делая вывод, следует сказать, что теория социальной работы, прошла длительный социально-исторический путь развития и сегодня представляет собой самостоятельный вид научного знания, который имеет общезначимую ценность.

1.2. Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходство и различия

В качестве понятия парадигма мы рассматриваем системы, модели помощи и взаимопомощи, существующие в определенный исторический период в какой-либо конкретной стране. Парадигма характеризуеться:
1. доктриной помощи;
2. организационными формами;
3. субъект - субъектами помощи в их культурно-исторической индивидуальности;
4. объектом помощи.
Западный вариант развития идей социальной помощи и альтруизма, основывается на философии индивидуализма, где высшей и главной ценностью являются чувства и мысли самого человека. Исходя из этого особенности оказания социальной помощи заключается в том, что отдается преимущество именно оказанию помощи отдельному человеку или группе людей.
К примеру, К.Поппер, рассматривая синтез индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, говорил: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это - ядро христианства («возлюби ближнего своего», - сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».
В отечественной парадигме социальной работы большое место отдается идеи соборности. Понятие альтруизма рассматривается с позиции общинного коллективизма, восходит к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Поэтому не случайно наибольшее развитие получили общественные, коллективные формы помощи как в дореволюционной, так и в постреволюционной России.
Философ, А.Ф.Лосев идею соборности описывал так: «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, ...в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом... ».
Исходя из вышесказанного, индивидуальность в отечественной парадигме социальной работы здесь проявляется через общинность, коллективизм и становится основной формой помощи. Данным образом, проявляются специфические социогенетические истоки российской модели оказания помощи и милосердия.
В качестве мировоззренческой парадигмы помощи и в российской и в западной моделях лежали принципы и идеи христианской веры.
В западной модели процесс оказания помощи понимаеться как духовное преображение, которое «предполагает внутреннее изменение, обновление духа, и ведет к «воскрешению» и «возрождению» и превращает грешника-нарушителя в достойного члена общины».
В рассматриваемых подходах кроется индивидуальный путь спасения отдельного человека. Кроме того, отметим, что социальные отношения, социальные идеалы выступают в качестве нормы. И от этого исходит стремление к формированию общественно необходимого поведения, которое воспитывается и понимается в христианской парадигме мышления Запада.
В западной модели социальной помощи участие в судьбе человека принимали различные религиозные конфессии. Противоречия в различных вероисповеданиях привнес в модель помощи эгалитарные тенденции свободы личности.
Философия оказания помощи российской модели рассматривается в основе христианских идей. Например, Русская Православная Церковь долгое время оставалась в роли создателя национального сознания, и накопления национального духовного опыта.
Понятие призрение на долгие годы становиться главным подходом в российской модели социальной помощи. Понятие означает приблизить, заботиться о близких, рядом находящихся людях. От этого и возникает потребность помогать ближним.
К примеру, С.Л.Франк, рассматривая специфику русской духовности, определяет критерий, отражающий сущность моральной нормы, и подходы различных видов и уровней социальной помощи в России. «.. .когда речь идет о русских поисках «блага», где рассматриваются не ценности, которые приносят личное спасение или исцеление, а принцип или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются».
Основой нормы рассматривается не только не сама реальность, а идеальная реальность, подвижная и постоянно изменяющаяся в духовной культуре русского сознания. От этого, скорее всего, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи.
Например, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, а вот реформы Петра I проводятся не учитывая сложившихся традиций, и выдвигаются новые принципы организации помощи. Все это было характерно и для моделей помощи в Советской России и на современном этапе развития России.
Социальная работа в качестве профессии в западной парадигме помощи возникла из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической общественной мысли. Подобная тенденция развития наблюдается и в современной России.
Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.
Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.
Складывание понятийного аппарата социальной помощи в отечественной науке складывалось под воздействием определенных факторов. Допустим такие направления как социальное обеспечение и социальная работа в нашей стране рассматриваются в единстве, включают в себя сферу просвещения, науки, образования, здравоохранения, социальной политики. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Таким образом и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу рассматривают вместе и наравне с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальным здравоохранением.
Отечественная парадигма социальной помощи прошла длительную историю развития, и большое влияние на нее оказала западная парадигма. Экстраполяция идей, политических законов, участие отечественной науки и демократической общественности в процессах западной цивилизации определенным образом отразились на формах социальной помощи.
В период реформ Петра Первого социальные идеи и законы хотя и были декларированы, но тогда еще не было объективных условий для их реализации. Поэтому западная модель социальной помощи рассматривается как своеобразная «абсолютная идея», которая позволяет намечать собственные пути роста и развития. Похожие тенденции развития социальной работы имеются и в современной российской модели помощи.





1.3 Зарубежный опыт теоретического осмысления социальной поддержки нуждающихся



Представители социальных учений XIX века на первое место ставили проблемы бедности, нищеты, неравенства и несправедливости, эти понятия стали основой построения в дальнейшем теории солидарности или либерализма.
Вместе с общественной практикой, а также с использованием практических методов социологии в этом социально-политическом движении начинают проявляться и направления общественной помощи, которые окончательно сформируются в XX в.
Либеральные идеи XIX в. как философское мировоззрение отражаются в различных концепциях, но было бы неверно считать либерализм как целостную теорию. Все же имеются все основания считать, что центральный постулат данного мировоззрения был связан с ответственностью и моральным долгом государства предоставить все условия для нормальной жизни всех граждан в своем государстве.
Базовые теоретические проблемы касались определения роли государства в деле помощи нуждающимся и отношений государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью. С этих позиций и решался вопрос о «правильной» социальной помощи.
Многие исследователи думали, что государство обязано лишь только организовывать благотворительную деятельность, но ему нет необходимости выступать в роли защитника нуждающихся и бедных слоев, так как государственные деятели, формализуя благотворительность, лишили бы ее гуманизма и человеколюбия, а также формальный подход может быть чреват злоупотреблениями, в данном случае совсем недопустимыми .
Тем не менее государство берет на себя обязанности по улучшению жизни отдельного гражданина, и экономические условия жизни людей должны стать обязательной составной частью государственной политики. Государственная власть в сфере благотворительной деятельности, по мнению таких ученых как Моль, Барон, Луи Блан, должна носить социально активный характер, должна быть главной в оказании социальной помощи нуждающимся.
Данное требование становилось наиболее актуальным, когда бедность и пауперизм выступали в качестве «вербовщиков армии преступности».
Тем не менее, споры о роли государства и частной благотворительности в оказании помощи нуждающимся создают новую тему: «Право личности на помощь». Вопрос о том, кому и как следует помогать, становится одним из основных в последующем развитии теории социальной работы, по ней строятся новые исследования в области государственной политики, изучается личности нуждающегося, способы и методов социальной помощи.
Политические мероприятия в области оказания помощи нуждающимся делали необходимым исследователей изучать как существующие способы финансирования и категории лиц, которым оказывалась помощь, так и репрессивные меры, способные локализовать социальные проблемы, и способы оказания помощи.
Исследователи из США, рассмотрев модели финансирования программ против распространения нищенства в европейских странах, заметили, что основными финансовыми средствами были :
1. налоги,
2. вклады общин,
3. добровольные пожертвования,
4. государственные субсидии.
Но обычный доход не покрывал расходов по поддержке бедных, и во всех государствах приходилось использовать как случайные, так и постоянные дополнительные поступления, в том числе: налог с наследства, штрафные деньги, сборы при венчании, добровольный сбор по домам и т.д.
Научные подходы, которые складываются в данный период, были построены на количественных измерениях, где использовали технику опроса. Данный метод был основным инструментом социологической науки, который позволяет не только получать достоверную информацию о социальных процессах, но и представлять их в целостной системе.


2.Основные подходы к развитию теорий социальной работы

2.1. Профессионально-ориентированный подход

Представители профессионально-ориентированного подхода придерживаются мнения, до сегодняшнего дня социальная работа как практическая деятельность не имела под собой соответствующего теоретического обоснования и системы.
В рамках основы теории социальной работы ученые предлагают сформировать сеть однозначных конкретных терминов (понятий), для того, чтобы язык социальной науки не был отдален от практического языка, так как в противном случае это может привести к проблемам в понимании переводе и образовании.
Сформированные термины и понятия необходимо использовать в построении различных гипотез, которые определят в итоге дедуктивно-эмпирический тип теории. Сторонники данного рассматривают теорию социальной работы таким образом: «Теория социальной работы - это субтеория науки о воспитании, которая, в свою очередь, выступает как субтеория социологии». Данная трактовка объясняется весьма прагматически: процесс социальной работы считается специфической формой управления социальными процессами.
Все это вместе взятое с соответствующими составляет «конгломерат проблем и попыток их решения является областью объекта и исследования теории социальной работы». Теория социальной работы должна уточнять альтернативы действий и употреблять их на практике их в соответствии с установленными целями.
В итоге можно сделать вывод, что теория социальной работы становится основой социальной технологии, которая конституируется в зависимости от поставленных целей и имеющихся средств. Теория социальной работы должна быть основой рекомендаций, используемых для решения представленных задач.
2.2 Диалектико-критический подход

Сторонники диалектико-критического подхода стараются избежать обычного описания сферы социальной работы говоря о методах или специфических форм и приемов, ее построения. Они же предлагают структуру, похожую на системно-теоретический подход рассмотрения проблемы, в которой восходящие уровни деятельности социальной работы как субсистемы общества разделяются на три рабочие субсистемы - социальную и общественную политику, социальное планирование, социальное администрирование, социальную терапию.
Представители изучаемого подхода своей целью видят структурное устранение общественного неравенства и основываются на двух основынх принципах (измерениях), таких как: формально-методическое интерсубъективное измерение и измерение с позиции потребностей и ценностных ориентации.
В данном случае основополагающими пунктами являются общественные составляющие системы различного масштаба: например, в социальной терапии говориться об отдельных личностях, малых группах и отношениях внутри и между группами. А социальное планирование направлено на социальную инфраструктуру и общественные институты, в то время как государственная и общественная политика - на аспекты общественной совокупной структуры.
Таким образом:
1. Социальная работа в качестве социальной и общественной политики главной задачей видит полный анализ социальной стоимости общественных недостатков, которые присущи данному политическому и общественному строю; также анализ необходимых расходов на собственные институты и осуществляемых ими социальных инвестиций; развитие системы социального обеспечения через использование альтернативных концепций, допустим изменения законодательной базы и др.
2. Социальная работа в качестве социального планирования и социального администрирования продвигаеться от институционно-центрированной модели деятельности к проблемно-центрированной деятельности. Что делает необходимым создание новой организации социальной работы, где главным является развитие от иерархически определенной к проектно-ориентированной деятельности. Инновационная методология и практическая работа не должны развиваться за рамками администрирования, как, к примеру, планирование инфраструктуры или построение моделей.
3. Социальная работа в роли социальной терапии проводиться на уровне личности, группы, интергрупповых отношений и на уровне всего общества. В социальной терапии внедряются социальные практикумы для клиентов, и они осуществляются по нескольким направлениям: эмансипация посредством знания и образования, посредством смыслового ориентирования и через практический опыт.

2.3 Диалектико-материалистический (марксистский) подход

Сторонники подхода К. Маркса основываются на признаках определенной общественной теории. Анализ позднекапиталистического общества исследуеться с помощью категорий, примененных К.Марксом в «Капитале».
По данной диалектико-материалистической (марксистской) теории, социальная практика как специфический способ существования рассматривается как источник возникновения проблем, и значит, начальным пунктом поиска теоретического познания.
Представители данного подхода исследуют проблему посредством таких понятий как: бедность, используя двойственность понятия бедняк, он, с одной стороны, выступает социальным субъектом, то есть частью общества, но в тоже время, являясь объектом административно-правовых мероприятий, находится вне общества, и не может действовать в качестве как равноправного члена общества.
Бедность может трактоваться как неизбежное проявление буржуазного общества, общественного противоречия между процессом труда и его результатом. Теряя работу, рабочий становится бедняком, нищим, поэтому безработица и бедность могут быть объединены в одну проблему. Цель марксистского анализа бедности, а именно обоснование актуальности нищеты в понятии бедности как общественного субъекта, достигается через интеграцию бедняка как части рабочего класса, жертвы процесса обнищания, который может коснуться каждого рабочего.
Конституирование бедности как центральной категории марксистской теории социальной работы дает обоснование политической социальной работы.
Анализ двух этих подходов к теории социальной работы показывает их альтернативность, которая ни в коей мере не может быть приведена к консенсусу.
Таким образом, развитие теории и практики социальной работы в последние десятилетия носило активный и многосторонний характер, и его тенденции в будущем неопределенны и противоречивы.

3. Оформление отечественной теории социальной работы

3.1 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению

Новая идеология нового и новейшего времени изменяет вопросы рассмотрения взаимодействия между людьми в обществе, и определяет новый взгляд на проблему оказания социальной помощи и благотворительности. Социальная помощь как культурно-историческое явление и конкретное знание не рассматривается отдельно как понятие, а развивается по отдельным отраслям знаний: в педагогике, психологии, социальном обеспечении.
Исследователи выделяют два периода в закреплении идей теории социальной поддержки.
Первый этап – это период с 1919 по 1941 г., после Первой мировой войны и до начала Второй мировой войны. В это время происходит сужение кластеров изучения социальной помощи дореволюционного периода и создание новой модели знания о формах социального обеспечения и социального страхования уже в социалистическом обществе.
Следующий период – 1950 - 1980-х гг., послевоенное время, в этот период наиболее интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Главные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию.
Первыми научными работами в сфере теории социальной работы и социального страхования стали труды ученых Н.Милютина, А.Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, З. Теттенборна и др. С данных трудов формруеться становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию.
Рассматривая традиции научной школы XIX-начала XX столетия, в теоретических и практических подходах социального обеспечения главное внимание направлено различным проблемам социальной патологии, например, как профессиональное нищенство, проблемам беспризорников, девиантным поведениям, преступности.
Основной темой научных и общественных исследований становятся проблемы так называемого инвалидизма (термин взят из зарубежной теории социальной работы) и медицинско-трудовой экспертизы, они уже долгое время изучаются в контексте модели социальной помощи. Весомый вклад в становление данного направления внес Центральный Научно-исследовательский институт организации труда инвалидов.
Следует сказать, вопрос касаемый проблем инвалидов стал предметом изучения широкого круга российских ученых. К результатам их деятельности следует отнести труды А.Авербаха, В.Бурейко, А.Борзунова, А.Третьякова.
В 1950-1960-е гг. в свет выходят фундаментальные труды и научные монографии, напрмер, «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967).
В 1970-1980-е гг. были разработаны принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, которые требуют хирургического вмешательства, этим вопросом активно занимаются ученые И.Фаерман, А.Нарычев и Д.Грицкевич.
Последний на сегодняшний день этап развития теории социальной работы в нашей стране начинается с 1990-х гг. Важным фактором образования этой в новой для нашей страны отрасли науки стали принятые в 1991 г. постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации - социального работника. Данная специальность также была введена в учебные заведения.
Научное исследования всегда начинаются с выяснения научной области познания социальной работы, и определяется поставленными целями и задачами.
На первом этапе мы можем наблюдать достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, не только в определении сущности теории социальной работы, но и в вопросах формирования ее концептуальной схемы, объекта и предмета изучения.
3.2 Концепция социальной работы Е.И. Холостовой


По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в своего рода, «защитников» и в их средства . Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.
В современных условиях, в период становления в России социальной работы как самостоятельной профессиональной деятельности, трудности, возникающие в использовании тео¬рий социальной работы на практике, имеют, на наш взгляд, субъективные и объективные причины. В частности, они обу¬словлены следующим .
Во-первых, многие практические работники прагматически подходят к возможностям использования теорий социаль ной работы в социальной практике, важным критерием и "пользы" считая немедленный эффект.
Во-вторых, существующими традициями социальной пс мощи населению, регламентированными официальным структурами, например, органами по социальному и пенсионому обеспечению населения.
B-трегьих, между различными государственными и общественными организациями идет борьба за сферы влияния социальное поведение индивидов и социальных групп, и оди из результатов успеха этой борьбы, как представляется, многие видят в контроле за практикой социальной работы "подбирая" с этой целью "удобную" теорию
В-четвертых, отдельные теории социальной работы нах дятся еще на начальном этапе своего становления: они лис описывают имеющиеся факты и выдвигают гипотезы относ тельно их интерпретации, т.к существующий понятийш аппарат этой новой отрасли социального знания не позволя еще объяснять и прогнозировать действия социального работника .
В-пятых, в практике из-за отсутствия достаточного количества профессионально подготовленных специалистов по социальной работе происходит эклектическое соединение разных теорий, что приводит порой к результатам, противоположным ожиданию.
Не вызывает сомнения тот факт, что теории социальной работы создаются людьми в рамках социально сконструированной цели, сформированной в определенном социуме. В соответствии с этим происхождение профессии "социальный работник" "проливает" свет на источники фор¬мирования теории социальной работы, которая, в свою оче¬редь, по мере ее использования, оказываег влияние на данную профессию, что, в конечном счете, и спределяет действенность теории социальной работы, которая определяет контекст прак¬тической деятельности социального работника.
По своей природе социальная работа, имманентной харак¬теристикой которой является интегративность, не может опи¬раться на одну какую-то теорию, модель практики или "выходить" из нее Разнообразные формы социальной работы как бы проходят "сквозь" все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики соци-альной работы. Сбалансированность всех компонентов кон¬кретного вида социальной деятельности, степень, до которой они распространяются на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности есть одно из условий, которому должна соответствовать или проверяться им любая теория, используемая в практике социальной рабо-ты. Так, в частности, если описание и объяснение, содержа¬щиеся в определенной теории, помогают понять характер со¬единения различных факторов, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы .
Сегодня важнейшим направлением социальной работы в России должна быть поддержка и помощь наиболее незащищенным слоям населения, прежде всего, в получении ими тех социаль¬ных гарантий, которые определяются новыми нормативными документами. В настоящее время одним из оснований прове¬дения социальной работы по защите наиболее "слабых'' слоев населения рассматривается прожиточный минимум Сегодня минимальная зарплата почти втрое ниже прожиточного ми-нимума, а минимальная пенсия - вдвое. Нам представляется, что одним из механизмов развертывания социальной работы в этом направлении должна быть разработка механизмов ocуществления мер по преодолению малообеспеченности различ¬ных групп населения. Но введение такого пособия вовсе не означает, что любая семья, совокупный доход которой не дотя¬гивает до прожиточного минимума, автоматически получает денежную доплату. Поддержка может осуществляться и в та¬ких, например, формах, как профессиональная переподготов¬ка. выдача талонов на одежду или продукты, получение по льготным иенам услуг первой необходимости.
Следует иметь в виду сегодня, что реальное состояние дел в России по осуществлению социальной защиты населения невозможно схватить и оценить унифицированной официаль¬ной статистикой. Регионы при всей однородности показателей социального развития отличаются друг от друга социально- экономической деятельностью, географическим положением, степенью развитости коммуникации, культурнообразовательным уровнем развития населения.

3.3 Концепция социальной работы В.М. Фирсова
Фирсов В.М., автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитием письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, у Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в развитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматривает становление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так же отмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового, произошло при Петре Великом . Фирсов говорит, что с этого периода начинается пересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа .
Социальная работа как специфическая область познания претерпевает большие изменения. Происходит разрушение устоявшихся подходов. В свое время они были сформулированы в логике ныотоно-картезианской парадигмы науки, и сегодня, находясь на стадии оформления своего предметного языка как средства познания действительности, социальная работа стоит перед проблемой новых языковых понятийных структурализаций и формализации. Они связаны с парадигмой новой реальности, пришедшей на смену ньютоно-картезианским представлениям.
В практике социальной работы Фирсов выделяет следующим методы работы: индивидуальная работа с конкретным случаем; работа с группой; работа в микросоциальной среде .
Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные .и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.
Ситуация «один на один», предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».
Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. На схеме представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.
Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. Прежде всего между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем.
Согласно подходу Г.Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме .
Термин «социальная групповая работа» был предложен Г.Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция применять методы групповой психотерапии в практике социальной групповой работы, что расширяет ее границы, в связи с чем различаются понятия «групповая терапия» и «групповая работа».
Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.
Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.














































Заключение


В заключении следует сказать, теория социальной работы как область научных знаний должна рассматривать общественно-теоретические основополагающие особенности своих действенных императивов, и проблемы клиента (адресата) в определенных (конкретных) жизненных условиях.
Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практика развития общества наглядно показывала, что наличие бедных и нищих связано с реальными экономическими законами общества. Поэтому происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция, определив проблематику «поддержки» и «человека нуждающегося», фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.
В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. Можно проследить, как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных, получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к чему подталкивала и профессиональная деятельность в социальных институтах.
Взаимоотношения между академическими научными дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений.
Таким образом, теория социальной работы включает в себя теоретические аспекты социальных институтов и специфические методики. В целом, теория социальной работы должна получить свой собственный научный статус и значение в среде общественных наук.
На сегодня теория социальной работы представляет собой область социально-научных, социальных и прикладных наук, цели, задачи, содержание и дальнейшие перспективы развития которой формируются вместе с развитием практики социальной работы, и во взаимосвязи с областью государственной социальной политики и выражает общественно-исторические тенденции развития.
Так, построенная на поставленных задачах концепция теории социальной работы структурируется на основании исторического и системного подходов.
На практике данная концепция осложняется не только объемом поставленных вопросов, но также и различных общественно-теоретических подходов и их политико-практических интересов. Все это в итоге приведет к к развитию концепции теории социальной работы как предоставляющей услуги.
История развития теории социальной работы в дальнейшем рассматривается в качестве инструмента современного общества для решения задач в области образования, оказания поддержки и помощи в рамках структурных социальных противоречии. Где мы видим противоречия между задачами социального государства и политически и экономически обусловленной структурой власти, между возможностями современной сферы социальных услуг и связанной с ними опасностью отчуждения клиента (адресата) от реализации жизненных возможностей.
Значительный вклад в разработку теории социальной работы и практики ее реализации в современной России внесли профессора Московского государственного социального университета В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, П.Д.Павленок, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова. Их труды стали учебными пособиями по подготовке социальных работников в вузах страны.
Подводя итог, можно говорить о том, что социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфики социальной деятельности. Одна из важнейших задач социальной работы как науки – анализ форм и методов социальной работы, разработка оптимальных технологий и методов разрешения социальных проблем общества. Социальная работа как наука соединяет в себе теоретическую (эмпирическую) и прикладную систему знаний. Причем прикладная часть в ней преобладает, что отличает ее от других научных дисциплин.



























Список литературы

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 2008. – 267 с.
2. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы // Социальная работа в системе наук. - Барнаул, 2009. - 654с.
3. Жуков В.И., Социальное образование: взгляд в будущее//Ученые записки МГСУ. - 2008. - № 1. – С. 23-34.
4. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению - М.,2009. – 178 с.
5. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.В. Войтенко. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 673с.
6. Основы социальной работы: Учебник /Под ред. П.Д. Павленок. - М., 2008. – 267 с.
7. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: АКАДЕМИЯ, 2009. - 652с.
8. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.,2009. – 367 с.
9. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 234 с.
10. Социальная работа. Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова.- Ростов - н -Д.:ФЕНИКС, 2008. 563с.
11. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. В.И.Жукова, И. Г. Зайнышева, Е. И. Холостовой. - М., 2008. – 545 с.
12. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.:ИНФРА, 2009. - 768с.
13. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: В 3 т. - М., 2008. – 345 с.
14. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). - Воронеж, 2009. – 288 с.
15. Шанин Т.В. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 2, № 3. - С. 313.
16. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 2009. - 678 с.





Подобные готовые работы:

Концепции теорий социальной работы на рубеже XX-XXI века.

Анализ современных теорий кредита

Критический анализ современных теорий кредита

Эволюция теорий денег, кредита и банков

Разнообразие теорий происхождения государства и права.

Связь теорий мотивации с теорией «человеческих отношений»

Основные этапы развития базовых теорий управления предприятием

Проблемы адаптации финансовых теорий и мыслей к формирующимся рынкам

Проблемы адаптации финансовых теорий и мыслей к формирующимся рынкам.

Понятие и система частных криминалистических теорий (идентификация и диагностика).

Основные этапы развития базовых теорий управления предприятием на примере

Ценообразование с позиций теорий стоимости, факторов производства, предельной полезности

Проблемы применения теорий мотивации персонала в практике управления российскими предприятиями

Разработка концепции товара

концепции современного естествознания