ДИПЛОМ

развитие образной памяти у младших школьников


ВУЗ - МГУ
Объем работы - 80 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Работа написана в 2013г. Преподаватель доволен. выложена на продажу в связи с неоплатой работы автору
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития образной памяти в младшем школьном возрасте 8
1.1. Память, ее характеристики и виды 8
1.2. Динамика и психологические условия развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах 11
1.3. Психолого-педагогические приемы развития образной памяти у детей младшего школьного возраста 22
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики развития образной памяти у младших школьников 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Описание методик исследования 41
2.3. Обработка и анализ результатов исследования 48
Выводы по второй главе 60
Методические рекомендации учителям по развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста 63
Заключение 69
Список использованной литературы 82
Приложения


Введение
Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, также вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов.
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Изменение образа жизни людей современного общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В статье 14 пункт 1 закона Российской Федерации "Об образовании" говорится: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации..." [15]. Компетентностная парадигма предполагает формирование у подрастающего поколения навыков самообразования, развитие обучаемости.
В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна для преподавателей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки.
Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе с А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания.
Вопрос о развитии памяти впервые в отечественной психологии был широко рассмотрен П. П. Блонским, решавшим эту проблему с позиций выдвинутой им общей концепции развития памяти. Основным в этой концепции является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Считается, что образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Не оспаривая П.П.Блонского, хотелось бы отметить, что слова - по сути своей лишь языковые знаки, обозначающие какой-либо образ, хотя они и отягощены смыслом большим, нежели символическое обозначение предмета или явления. В.В.Виноградов пришел к выводу, что "нет слов и языковых форм, которые не могут стать материалом для образа". Отсюда следует, что слово без образа так же бедно, как картина без красок.
Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической памяти и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее. Ведь ещё А.А.Смирнов указывал на важность совместить деятельность первой и второй сигнальных систем, т.е. зрительное восприятие и слово. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств»[38, с.75].
Мозг человека от природы привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, запахов и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Воспринятое таким образом не стирается без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична, именно она позволяет добиваться хороших результатов в учёбе.
За последнее время вышло множество работ о психическом образе. Но проблема психического образа в этих работах все больше и больше обособлялась от проблемы памяти. Проблема образной зрительной памяти как таковая осталась в тени.
Однако еще в начале прошлого века выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский заметил: "Когда человек повторяет фразу на родном языке, он повторяет её на основе запечатленных мозгом зрительных образов. Если вам предъявить фразу на незнакомом языке, слова которого не возбуждают в мозге зрительные образы, вы даже не сможете ее повторить". Именно поэтому так актуально встаёт проблема развития зрительной памяти детей. Ведь образная память у младших школьников является преобладающим видом памяти, а ее эффективность зависит от развития зрительной памяти.
Проблема: Каковы психолого-педагогические условия развития образной памяти у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: изучение динамики развития видов образной памяти (зрительной, слуховой, двигательной) и особенностей процессов памяти – запоминания и воспроизведения у младших школьников.
Гипотеза: 1) все виды образной памяти у четвероклассников будут развиты лучше, чем у первоклассников; 2) уровень развития образной памяти будет определяться степенью ее культурности, т.е. опосредованности (использование разных средств для целей запоминания).
Объект исследования: процесс развития образной памяти у двух групп детей младшего школьного возраста (учащихся 1-го и 4-го классов).
Предмет исследования: показатели развития образной памяти детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть память как психический феномен.
3. Изучить виды памяти.
4. Провести теоретический анализ факторов, влияющих на эффективность развития образной памяти.
5. Провести сравнительное экспериментальное исследование динамики развития и особенностей процессов образной памяти у младших школьников.
6. Сформулировать выводы и выработать рекомендации учителям по развитию образной памяти у младших школьников
Теоретико–методологическая основа исследования: работы в области общей и возрастной психологии таких авторов, как М.Борисенко, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Ю.З.Гильбух, З.М.Истомина, Н.А. Лукина, Т.А.Топаркова, Г.А.Урунтаева, М.Хальбвакс, Л.В.Черемошкина, В.Д.Шадриков, А.Н.Шлычкова.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, ….. методы математической обработки данных, методы интерпретации данных.
Практическая значимость: материалы работы могут быть полезны педагогам, психологам, студентам.
Место и время проведения исследования: средняя школа №1 г. Москва с октября 2012г по май 2013 г
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.


Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов. - М., 2005
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -М.: Прогресс, 2010. С. 52
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог. - 2001. - № 15. - С. 8-9
4. Белоусова Л.Е. Выучить стихи? Это просто! - СПб.: "Литера", 2008.
5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 2009.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 2001.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М., Академия, 2001.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - Т.3 - М.: Педагогика, 2003.
9. Выготский Л. С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций. – М., Психология, 2000.
10. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. -М.: Знание, 2005.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
12. Дубровина И.В. Практическая психология образования. -М., 2000.
13. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
14. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2008.
15. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Новая школа, 2008.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, в 2-х томах. – М., 2008.
17. Зяблицева М.П. Моментальные приёмы запоминания. Мнемотехника разведчиков. -Р н/Д.: Феникс, 2005.
18. Истомина З.М. Развитие памяти.- М.:Просвещение, 2008.
19. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 2002.
20. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 2007. - С. 15—111
21. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов - М., 2010.
22. Корсаков И.А. Корсакова Н.К. Наедине с памятью. – М: Знание, 2004.
23. Лапп Д. Улучшаем память. М, - 2005.
24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, 2000.
25. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. - М.: Паритет, 2004.
26. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб: ПИТЕР, 2001.
27. Мамаева В.В. Читаем и играем. - СПб.: "Азбука-классика", 2008.
28. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребёнка. -М.: Эйдос, 2003.
29. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. - М.: Эйдос, 2003.
30. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -Волгоград: Учитель, 1999.
31. Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. 2004. № 7. С.158-160.
32. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО "Академия развития", 2006.
33. Память и ее развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М., Психология, 1999.
34. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2008.
35. Психология памяти./Под редакцией Гипенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.- М.: АСТ:Астрель, 2008.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн. - Кн. 1. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
37. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: АСТ, 2001.
38. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 2007.
39. Соколова Е.И. Развиваем речь: звуки и буквы. - М.: ОАО "Молодая Гвардия", ООО "Атберг-98" , 2008.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону, Феникс, 2000.
41. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. – Екатеринбург, Несси-пресс 2001.
42. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей. // Начальная школа. 2007. №6.
43. Туркпен-улы Ж. Основы психологии: учебно - метод. пособие для студ. непсихол. спец. / Ж. Туркпен-улы, Л. Ж. Акмурзина, Ж. А. Абишева.- Алматы: Мерей, 2003.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие.- М.: Академия, 2006.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
46. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
47. Ушинский К.Д. Сочинения. - Т.8 - М.: Педагогика, 2010.
48. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
49. Хромова С.А. Психологические игры для детей. -М."Дом. ХХI век", 2008.
50. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
51. Чистякова М.Н. Психологическая гимнастика. -М.: Просвещение, 1990.
52. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. - СПб, 2005.
53. Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками // Вопросы психологии, 2006. - №4.





Подобные готовые работы:

развитие образной памяти у младших школьников

Психология памяти

Особенности памяти у дошкольников

понятия и виды памяти

Изучение особенностей памяти руководителей

Психологические особенности внимания и памяти человека

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

Особенности кратковременной и долговременной памяти у дошкольников

Исследование развития памяти у детей дошкольного возраста

Психологические условия развития памяти младших школьников

Особенности уровня кратковременной памяти в младшем школьном возрасте

Содержание коррекционной работы по развитию памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи ОНР

ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изучение особенностей кратковременной памяти детей с ЗПР в связи с задачами готовности к школе.