ДИПЛОМ

Взаимосвязь цветовосприятия с развитием мышления у младших школьников


ВУЗ - МГУ
Объем работы - 70 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Работа написана в апреле 2013г. Преподаватель доволен. Работа выложена на продажу в связи с неоплатой работы автору.
Введение 3
Глава 1. Проблема взаимосвязи восприятия цвета с развитием мышления у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Закономерности развития мышления и его особенности в младшем школьном возрасте 6
1.2. Закономерности восприятия цвета и его особенности в младшем школьном возрасте 24
1.3. Связь способности к цветовосприятию с развитием разных сфер личности ребенка (эмоциональной, интеллектуальной, нравственной) 37
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей цветовосприятия с развитием мыслительных операций у младших школьников 42
2.1. Организация исследования, описание методик исследования 42
2.2. Результаты и их обсуждение 48
Выводы по второй главе 55
Методические рекомендации учителям начальных классов по развитию цветовосприятия у младших школьников 58
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 70



Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что гармоничное развитие предполагает эстетическое воспитание личности, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира – восприятия его во всём многообразии и многоцветии. Именно такое комплексное восприятие мира, по словам отечественного педагога В. А. Сухомлинского, и помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру в целом. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, будучи соотнесённым с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории. Таким образом, можно сказать, что формирование дифференцированного восприятия цвета и его оттенков способствует развитию более высокой сензитивности личности в общении с миром.
Восприятие, как и другие познавательные процессы - мышление, память, внимание, речь – играет огромную роль в процессе учебной деятельности. В основе познавательной деятельности лежит интерес к окружающему миру, который реализуется в процессах активного восприятия, осмысления и запоминания разнообразной информации.
В младшем школьном возрасте в психике ребенка происходят серьезные изменения. У учащихся формируются новые представления об окружающем мире, на основе перестройки знаний и представлений, которые сложились о мире ранее. Школьное обучение помогает развитию теоретического мышления в формах, которые доступны ученикам этого возраста.
Вместе с развитием мышления и переходом его на новый качественный уровень происходят изменения и остальных психических процессов. Как писал Д.Б.Эльконин: «Память все более становится мыслящей, а восприятие – думающим». Развитие мышления способствует развитию произвольности всех психических процессов, способности к саморегуляции.и рефлексии.
Взаимозависимое развитие восприятия, памяти и мышления, оказывает влияние не только на интеллектуальную сферу личности младших школьников, но и на все остальные ее составляющие – эмоционально-волевую, мотивационную, поведенческую.
Исследованием закономерностей развития мышления и восприятия младшего школьника, их взаимовлияния, а также поиском способов, методов их эффективного развития в учебной деятельности занимались: М.К. Акимова, Т.В.Башаева, Л.А.Венгер, Т.Н.Волкова, Е. В. Гунина, А.В.Запорожец, З. И. Калмыкова, Б.Б.Коссов, Н. В. Кочелаева, Э.Г.Пилюгина, Е.В.Ольшанская, О. В. Соловьева, Л.Ф.Тихомирова, А.П.Урванцев Чупpикова Н.И. и др.
Известны психологические исследования взаимосвязи восприятия формы предметов и мышления у дошкольников (А.В.Запорожец), о взаимосвязи перцептивных образов и образов творческого мышления (Б.Б.Коссов). Однако, практически нет работ о взаимосвязи восприятия цвета с интеллектуальным развитием школьников, хотя этот аспект представляется достаточно перспективным и интересным для изучения, поскольку известно как сильно эмоциональное воздействие цвета на личность ребенка.
В связи с вышеизложенным была сформулирована проблема исследования: как взаимосвязаны уровни развития мышления и цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь особенностей цветовосприятия с мыслительными операциями младших школьников.
Гипотеза: чем выше уровень цветовосприятия младших школьников, тем выше у них уровень развития мыслительных операций.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
В качестве предмета исследования выступает познавательная сфера, представленная мыслительными операциями и восприятием цвета.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности интеллектуального развития младших школьников;
3. Выявить закономерности восприятия цвета и его особенности в младшем школьном возрасте
4. Подобрать методы диагностики мыслительных операций и особенностей цветовосприятия младшего школьника;
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей цветовосприятия с развитием мыслительных операций у младших школьников;
6. Сформулировать выводы по результатам эмпирического исследования, разработать рекомендации учителям по использованию упражнений на цветоразличение в учебной деятельности.
База исследования: экспериментальное исследование было проведено в МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1. В нем участвовали 30 учащихся 2 «А» класса, в возрасте от 8 до 9 лет.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования,
- эксперимент,
- тестирование,
- методы математической обработки результатов.
Время проведения исследования: с сентября 2012 г по май 2013 г
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи особенностей цветовосприятия с интеллектуальным развитием младших школьников, а также в разработке тренинговых упражнений, которые возможно применять на различных уроках.


Список литературы
1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова–М.: Академия,2002 – 256 с
2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с
3. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. СпБ.: Речь, 2005. - с.125
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук). Ярославль. 1997.
5. Богуславский, Г.Б. Корнетов. Сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори. М.: «Карапуз». – М.: 2002 – с. 87
6. Бондаренко, Е.А. Методы формирования критического мышления учащихся / Е.А. Бондаренко // Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / Ин-т содержания и методов обучения. - М., 2006. - C. 139
7. Боно Э. де. Шесть шляп мышления. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - 256с
8. Бpушлинский А.В. Мышление: пpоцесс, деятельность, общение. М., 1982.
9. Веккеp Л.М. Психика и pеальность. Единая теоpия психических пpоцессов. М., 1998.
10. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер— М.: Прогресс, 2007 – 231
12. Водзинский, Д.И. Ум человека и его развитие: пособие / Д.И. Водзинский. - Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. - 104 с.
13. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – с. 121
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., исп. - М.: Лабиринт, 1999 – с. 150
15. Габриелян, Ж. Еще раз о цвете // Реклама. 1999. №4. с. 28-30с.75
16. Гамезо, M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007 – с. 23-26
17. Грегори Р. Разумный глаз. М., 2003.
18. Григорьева, Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение / Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, В.А. Толстова // Физиология человека. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 33 – 38
19. Гунина Е.В. Использование цветных пятен в коppекционной pаботе с детьми. /Возможности пpактической психологии в обpазовании. /Под pед. Пилипко Н.В. М., 1997.
20. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 240 с, с.33
21. Денисов В.С., Глазова М.В. Восприятие цвета
22. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. – 128с
23. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2005 – с. 205
24. Занков, М.И. Обучение и развитие./ М.И. Занков – М.: Гардарики. 2005 –с. 3
25. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т.1. М., 1986.
26. Зинченко В.П Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
27. Ильин Е. П. Психология для педагогов – СПб: Питер, 2012 – с. 58
28. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества
29. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З.И.Калмыкова. — М, 2001- 200с
30. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. – М.: Прогресс, 1983 – 205с
31. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с
32. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М., 1997.
33. Кочелаева Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте. Дисс…канд.психол.наук. М., 1997.
34. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний//Психология эмоций: Тексты. - М.; 1984 - С 108
35. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008 –с. 164
36. Маланов, С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 480 с.
37. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005 – 335с
38. Москвин В.А. Межполушаpная асимметpия и пpоблемы цветовоспpиятия. //Вопpосы психологии. 1997. N6.
39. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Владос, 2004 -687с
40. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. - М.: Первое сентября, 2004. – 585с
41. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496с.
42. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82
43. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию
44. Ремезова Л.А. Методическое пособие - Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения
45. Рубин В. Построение образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1975.
46. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду
47. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – интеллект. – СПб., 2001. – С. 16
48. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 22–34
49. Староверова, Н.Н. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в процессе решения умственных задач / Н.Н. Староверова // Когнитивные штудии: сб. ст. / редкол.: В.В. Голенков и др. - Минск: НЕССИ, 2002. - Вып. 2: Когнитивная психология и искусственный интеллект. - С. 126
50. Старовойтенко, Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни/ Е. Б.Старовойтенко. — М.: Академический проект, 2001. - 544 с
51. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников //Вопросы психологии. 2003. №5. С.47-55.
52. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.- М.: Рольф, 2000. – 320
53. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – с. 110
54. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с
55. Урванцев А.П. Психология восприятия цвета. Ярославль. 1981.
56. Фpилинг Г., Ауэp К. Человек - цвет - пpостpанство. Пpикладная цветопсихология. М., 1973.
57. Цвет. Форма. Количество / Альтхауз Д. Дум Э. - М. .: Просвещение, 1984 - с.145
58. Цвет в нашей жизни. Хpестоматия по психологии. Куpск. 1993.
59. Чупpикова Н.И. Психология умственного pазвития: пpинцип диффеpенциации. М., 1997.
60. Шадpиков В.Д. Ментальное развитие человека М.:Аспект-Пресс, 2007.
61. Яньшин В.А Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СГПИ, 1996.





Подобные готовые работы:

Взаимосвязь цветовосприятия с развитием мышления у младших школьников

Виды цен и их взаимосвязь

Взаимосвязь мировых и внутренних цен

Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности

Взаимосвязь между инфляцией и безработицей

Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности

 Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности

Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчётности

Взаимосвязь конформного поведения и психологических Эго защит.

Взаимосвязь механизма ценообразования и налоговой системы

Взаимосвязь нравственных ценностей и потребностей человека

Взаимосвязь валютного курса и платежного баланса

Взаимосвязь мышления и творческих способностей подростков

Взаимосвязь тревожности и коммуникативных способностей подрост-ков

Взаимосвязь механизма ценообразования и налоговой системы.