ДИПЛОМ

Царскосельская Императорская Николаевская мужская гимназия в 1870-1905гг. : основание и деятельность


ВУЗ - МГУ
Объем работы - 60 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание
Введение 2
Глава 1. Николаевская мужская гимназия под руководством Ивана Ивановича Пискарева (1870 – 1887). 10
§ 1. Учреждение Николаевской мужской гимназии. 10
§ 2. Открытие Николаевской мужской гимназии. 16
§ 3. Устройство и состояние учебной и воспитательной части в Николаевской Царскосельской гимназии (1870 – 1871 гг.) 18
Глава 2. Николаевская мужская гимназия под руководством Льва Александровича Георгиевского (1887 – 1896) 23
§ 1. Жизненный путь Л.А. Георгиевского. 23
§ 2. Новации и мероприятия Л.А. Георгиевского. 25
§ 3. Методика преподавания в гимназии. 28
§ 4. Воспитательная деятельность гимназии 30
Глава 3. Николаевская мужская гимназия под руководством Иннокентия Федоровича Анненского (1896 – 1909) 34
§ 1. Жизненный путь И.Ф. Анненского. 35
§ 2. Деятельность Анненского 41
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложения 55
Приложение № 1. Список выпускников Царскосельской императорской Николаевской гимназии с 1875 по 1898 годы 55
Приложение № 2. Список выпускников Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с 1899 по 1905 гг. 58
Приложение № 3. Список выпускников Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с 1906 по 1910 го-ды…………………………………………………...………………………..….63
Введение

В 2010 году исполняется 140 лет со дня основания Императорской Ни-колаевской Царскосельской мужской классической гимназии, оставившей значительный след не только в истории Царского Села и Петербурга, но и всей России. Гимназия эта была обычной министерской гимназией: объем и перечень предметов, изучавшихся в ней, строго подчинялся единым для всей России гимназическим уставам . Но, как вспоминал выпускник 1907 г. Нико-лай Пунин, «<…> Казенный дух, обычный в учебных заведениях того време-ни, как бы трепетал и рассеивался от какого-то неуловимо тонкого и вместе с тем постоянного дыхания <…>» . Выпускник гимназии 1911 г. поэт Дмитрий Иванович Кленовский писал, что никакой архитектурной достопримечатель-ности здание гимназии не представляло «<…> но через его классы, коридоры и кабинеты прошли такие замечательные люди нашего недавнего литератур-ного прошлого, что, очутись я сейчас в Царском Селе, с таким же трепетом подошел бы к нему, с каким подходил когда-то к зданию пушкинского ли-цея» .
В отличие от получившего мировую славу пушкинского лицея, о Ни-колаевской гимназии известно много меньше. А ведь по созвездию связан-ных с ней имен гимназия нисколько не уступает знаменитому предшествен-нику. Директорами Николаевской гимназии были один из лучших поэтов ХХ века Иннокентий Федорович Анненский и автор многочисленных книг по истории, поэт и переводчик Фауста Константин Алексеевич Иванов; препо-даватели, ученые с мировым именем М.И. Ростовцев, Б.В. Варнеке и И.И. Лаппо; ученики поэт, путешественник Николай Степанович Гумилев, а также поэты В.А. Рождественский, Д.И. Кленовский, В.И. Кривич, братья Н.А. и С.А. Оцуп, ученые Ф.И. Щербатской, В.Ю. Визе, М.А. Павлов, П.Г. Светлов, популярные актеры В.А. Полонский и М.И. Царев, искусствовед Н.Н. Пунин, воздухоплаватель А.Б. Васенко и видные военачальники. Значительная часть учеников и преподавателей гимназии после прихода к власти большевиков эмигрировала, многие из оставшихся были репрессированы советской вла-стью. Не удивительно, что после преобразования гимназии в советскую шко-лу в 1918 г. ее история на долгие годы была предана забвению.
Актуальность исследования. На современном этапе развития, систе-ма образования переживает серьезные перемены, которые касаются всех сту-пеней образования. Среди них основное место занимает среднее звено, куда можно отнести и мужские гимназии. Возрождение и дальнейшее реформиро-вание их числа становиться необходимым на сегодняшний момент и говорит о востребованности таких школ в современном обществе и государстве.
Объект исследования – среднее образование в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.
Предмет исследования – основание и деятельность Императорской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии.
Цель данного исследования – изучение истории основания Император-ской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследо-вания:
– рассмотреть историю создания Императорской Николаевской Царскосель-ской мужской классической гимназии;
– выявить существенные черты становления и развития учебно-воспитательного и внеучебного процесса в гимназии во время ее работы;
– установить количественный и качественный состав преподаватель-ского корпуса Императорской Николаевской Царскосельской мужской клас-сической гимназии;
– охарактеризовать деятельность директоров гимназии (Ивана Ивано-вича Пискарева, Льва Александровича Георгиевского, Иннокентия Федоро-вича Анненского).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1870 г. и до 1914 г. Нижние хронологические рамки исследования охватывают начало деятельности Императорской Николаевской Царскосельской мужской клас-сической гимназии. Верхние хронологические рамки обусловлены началом Первой мировой войны и началом революционных событий в Российской империи. Затронувшее средние учебные заведение революционное движение могло значительно изменить и структуру, и подходы к процессу обучения в гимназии.
Нами выделено три периода (1870 – 1887 гг.; 1896 – 1909 гг.; 1887 – 1896 гг.) развития гимназии. В основу этой периодизации были положены периоды деятельности директоров гимназии: Ивана Ивановича Пискарева, Льва Александровича Георгиевского, Иннокентия Федоровича Анненского. Их деятельность определяла направление развития и становления Импера-торской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии.
Методологические основы исследования. Важнейшим в исследова-нии николаевской гимназии стал институциональный подход. Он позволил рассмотреть гимназии, как особый институт с присущими ей чертами, взаи-модействие внутренних элементов института гимназии и взаимосвязь гимна-зии с другими системами общественной жизни. В работе исследована дея-тельность одной, отдельно взятой, мужской гимназии. Была проведена ре-конструкция ее деятельности. Это позволяет говорить о том, что работа вы-полнена в рамках микроисторического подхода, несмотря на то, что хроноло-гические рамки работы достаточно обширны. Кроме того, в работе был ис-пользован биографический метод, который позволил раскрыть особенности деятельности директоров гимназии, их вклад в развитие и историю Импера-торской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии Важными условиями при написании работы стали принципы историзма и объективности. Первый заключается в формулировке суждений и выводов на основе всестороннего анализа объективных и субъективных фактов. Прин-цип объективности требовал от нас рассмотрения предмета исследования без каких-либо политических, идеологических и общественно-социальных при-страстий. Для рассмотрения предмета и решения задач исследования приме-нялся ряд исторических методов: источниковедческий, сравнительно-исторический анализ, историческая реконструкция конкретных фактов и яв-лений и персонификации. Основным в работе стал источниковедческий ме-тод. Благодаря нему удалось выявить и ввести в научный оборот ряд новых источников по истории мужского образования, установить большинство фак-тов и явлений в истории гимназии, а также проследить основные причинно-следственные связи между ними. Сравнительно-исторический анализ приме-нялся для сравнения полученных из источников фактов с опубликованными сведениями. Он помог выявить общественно-политическую ситуацию и вы-явить особенные черты гимназии в конкретный период ее истории. Получен-ные сведения легли в основу метода исторической реконструкции, который применялся для определения подробностей тех или иных изменений в учеб-но-воспитательной деятельности гимназии. Метод персонификации приме-нялся в работе на основе сведений, полученных из разных источников, для установления роли служащих и учащихся гимназии в ее деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что это работа явля-ется одной из немногих научных работ, рассматривающих деятельность Цар-скосельской Императорской Николаевской мужской гимназии.
Положения, выносимые на защиту:
– основание Императорской Николаевской Царскосельской мужской классической гимназии стало важной составляющей истории среднего муж-ского образования и культурной жизни Петербурга.
– деятельность директоров гимназии: Ивана Ивановича Пискарева, Льва Александровича Георгиевского, Иннокентия Федоровича Анненского определила направления развития и становления Императорской Николаев-ской Царскосельской мужской классической гимназии.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты ис-следования могут использоваться для подготовки обобщающих работ по ис-тории мужских гимназий, а также истории среднего образования в целом. Возможно использование результатов работы и для специальных образова-тельных курсов «Гимназическое образование в России во второй половине XIX – начале XX вв.», «Мужские гимназии во второй половине XIX – начале XX века».
Источники. В рамках научного исследования был использован обшир-ный комплекс источников, которые можно подразделить на:
1.Законодательные источники.
2. Делопроизводственные документы.
3. Документы личного происхождения.
4. Периодическая печать.
5. Статистические документы.
Законодательные акты и положений по мужским гимназиям представ-лены в «Полном собрании законов Российской империи» . Немаловажное значение в исследовании имели «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» от 19 ноября 1864г. , «Устав гимна-зий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» от 30 июля 1871.
Делопроизводственные документы представлены циркулярами и распоряжениями по ведомству Министерства народного просвещения .
Не меньшую значимость представляют и опубликованные журналы Ученого комитета Главного правления училищ, где даны сведения о кадро-вых перестановках в гимназиях и статистические сведения . Делопроизвод-ственные источники помогли выстроить структуру работы, выяснить наибо-лее важные факты истории гимназии, а также проследить основные пробле-мы обучения и службы в ней.
Периодическая печать. Для проведения исследования были задейст-вованы журналы, посвященные вопросам мужского образования. На страни-цах этих изданий важными для нас стали в первую очередь поднимавшиеся ими с большой критикой вопросы обучения в мужских гимназиях . В отдель-ных случаях использовались и другие журналы .
Документы личного происхождения представлены в основном ме-муарами преподавателей и учеников гимназии .
Статистические документы. Наибольшую ценность для исследования представляют материалы, опубликованные И.П. Корниловым . Привлека-лись и другие статистические издания .
При написании работы нами также использовались ресурсы Интерне-та .
2. Историография.
Дореволюционный период развития гимназии представлен самостоя-тельными, внутриведомственными исследованиями, которые были посвяще-ны истории становления и развития мужских гимназий. Одной из первых ра-бот, в которой сообщалось об учреждении Николаевской Царскосельской гимназии, стала работа И. Пискарева . Несомненное значение при написа-нии работы имел «Краткий исторический очерк императорской Царскосель-ской гимназии за XXV лет (1870 – 1895)», изданный в Санкт-Петербурге в 1895 . Из дореволюционных изданий это, пожалуй, наиболее всеобъемлю-щее.
Вместе с закрытием мужских гимназий и созданием в РСФСР, а потом и в СССР всесословной школы, исследования всего среднего образования дореволюционной России были прекращены. В середине XX в. исследования по истории дореволюционного среднего образования были вновь начаты. Прорывной в этой области стала работа Ш.И. Ганелина «Очерки по истории средней школы в России». Однако, в многократно переиздававшемся и до-полнявшемся труде, мужским гимназиям нашлось достаточно немного. Ш.И. Ганелин лишь в общих чертах обрисовал условия и обстоятельства возник-новения мужских гимназий . Дальнейший процесс их развития в своих рабо-тах он не отражал. В 1960-х – 1990-х гг. история мужских гимназий изуча-лась недостаточно. Итоговой к этому периоду работой стали «Очерки исто-рии школы и педагогической мысли народов» , вышедшие под редакцией Э.Д. Днепрова. История Николаевской Царскосельской гимназии в этот пе-риод не исследовалась.
Ситуация кардинально изменилась в новейшее время. Вышел целый ряд работ К.И. Финкельштейна, посвященной Царскосельской гимназии . В частности, 18 сентября 2008 года в г. Пушкине, в здании бывшей гимназии, состоялась презентация книги Финкельштейна «Николаевская Царскосель-ская гимназия». (СПб., 2008). Книга написана в соавторстве с Г.В. Семено-вой (глава о здании гимназии), М.Ю. Мещаниновым (глава о гимназической церкви), Е.И. Жуковой и Г.Ф. Груздевой (глава об истории гимназии после 1917 года). Эта, да и остальные работы Финкельштейна, носят в большей степени краеведческий характер.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, трех приложений и списка использованной литературы и источников.
Список использованной литературы и источников

Источники
Архивные материалы
Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (ЦГИА СПб).
1 ЦГИА СПб. Ф.260.Оп.1.Д.46.
2 ЦГИА СПб. Ф.139.Оп.1.Д.7696.

Законодательные документы

3 Устав гимназий и прогимназий 1864 года. СПб.: Тип. Рогальского, 1864. 99 с.
4 «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народ-ного просвещения» от 19 ноября 1864 г. // ПСЗ-2. Т. 39. Ч. 2. № 41472;
5 «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народ-ного просвещения» от 30 июля 1871 г. // ПСЗ-2. Т. 46. Ч. 2. № 49860.
6 О принятии Императорской Николаевской Царскосельской гимна-зии под Августейшее Покровительство Государя императора // Сборник по-становлений по Министерству народного просвещения: Т. 13: Царствование государей императоров Александра III и Николая II, 1894-1895 годы, 15 ап-реля 1895 г.

Сборники и отдельные публикации документов

7 Ведомости о числе гимназий и прогимназий, учащихся и окончив-ших в них курс, средствах содержания гимназий и прогимназий в 1872 г. Гимназии и прогимназии [мужские]: Приложения к отчету г. министра на-родного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. 1875. Ч. 181. Октябрь. С. 148—151.
8 Гимназии: Известия о деятельности и состоянии наших учебных за-ведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1874. Ч. 174. Ав-густ. С. 54 – 56.
9 Гимназии: Извлечения из отчета г. министра народного просвеще-ния за 1872 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1874. Ч. 173. Июнь. С. 86—112.
10 Гимназии: Приложение к отчету г. министра народного просвеще-ния // Журнал Министерства народного просвещения. 1874. Ч. 175. Сентябрь. С. 36—41.
11 Гимназии и прогимназии: Обозрение деятельности Министерства народного просвещения за 1873 год // Журнал Министерства народного про-свещения. 1874. Ч. 171. Февраль. С. 65—86.
12 Гаврилов И. По вопросу о малоуспешных учениках наших гимна-зий // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Октябрь. Ч. 140. С. 199—221.
13 Дом и гимназия Русского собрания. СПб, [б. г.]. 74 с. Дополнение к представлению Министерства народного просвещения в Государственный Совет о преобразовании реальных гимназий в реальные училища. СПб., 1871. 203 с.
14 Журналы Ученого комитета Главного правления училищ по рас-смотрению проекта устава общеобразовательных учебных заведений. (Об устройстве гимназий и прогимназий). СПб.: Тип. Акад. наук, 1863. № 1—6 с прил. 140 с.
15 Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912.
16 Краткий исторический очерк Императорской Царскосельской гим-назии за XXV лет (1870 – 1895).-СПб.,1895.
17 О необходимости мужского образования. СПб. – 1863 г.
18 О современном положении наших гимназий // Гимназия. 1890. № 1. С. 23—32.
19 Пискарев И.И. Сведения об учреждении Николаевской Царско-сельской Гимназии. – СПб., 1870.

Воспоминания

20 Пунин Н.Н. Мир светел любовью: Дневники. Письма. - М.: Ар-тист. Режиссер. Театр, 2000.
21 Рождественский Вс. Страницы жизни. Из литературных воспоми-наний. М.-Л.: Сов. писатель. 1962. С.22-23, 30-31, 97-100.
22 Варнеке Б.В., Анненский И.Ф. // Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Ин-нокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983. Ежегодник. М. «Наука», С.71-76.


Периодическая печать

23 Императорская Николаевская Царскосельская гимназия (двадца-типятилетие ее существования)// Правительственный вестник. №196 и №197.- С.3.
24 О современном положении наших гимназий // Гимназия. 1890. № 1. С. 23—32.

Монографии

25 Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. СПб., 1910. Т.2.
26 Балашова Ю.Б. Школьная журналистика Серебряного века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
27 Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. – М., 1950. – С.96.
28 Ганелин Ш.И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней: Дис... д-ра пед. наук. Л, 1947. Т. 1. 252 с.
29 Императорская Николаевская царскосельская гимназия / Сост. К. И. Финкельштейн. СПб.: Серебряный век, 2008.
30 Козлова Г. Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система (вторая половина XIX в.): Автореф. дис... канд. пед. наук. Н. Новго-род, 1996. 21 с.
31 Кондратьева М. А. Развитие отечественной гимназии в системе классического образования: (Вторая половина XIX – нач. XX вв.): [Учеб. по-собие] / Ун-т Рос. акад. образования. М., 1997. 99 с.
32 Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы: Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., 1956. 248 с.
33 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История пе-дагогики. – М., 1982. – 447 c.
34 Финкельштейн К.И. Императорская Николаевская царскосельская гимназия: Ученики. СПб.: Серебряный век, 2009.
35 Финкельштейн К. И. Минувших дней очарованье. Неизвестные фо-тографии Н. Гумилева и других поэтов Серебряного века. СПб.: Музей "Анна Ахматова. Серебряный век", 2007.
36 Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900 – 1917 / Под ред. О.А. Платонова. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Статьи

37 Ганелин Ш.И. Классические гимназии. Реальные училища // Очер-ки истории школы и педагогической мысли народов СССР, вторая половина XIX в. М., 1976. Гл. 4. С. 127—131.
38 Ганелин Ш. И., Пинский А. А. Гимназии // Российская педагогиче-ская энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 211—213.
39 Жураковский Г. Е. Ценная докторская диссертация // Сов. педаго-гика. 1948. № 1. С. 105 – 107.
40 Иванов А. Георгиевский Лев Александрович // Черная сотня. Ис-торическая энциклопедия 1900 – 1917. – М., 2008. – С. 138 – 139.
41 Кленовский Д. Поэты царскосельской гимназии // Новый журнал. №29, 1952. С. 132 – 138.
42 Кондратьева М. А. Практика отечественной гимназии в области содержания и методов образования и специфические особенности ее разви-тия в XIX веке // Вестник Университета Российской академии образования. 1996. № 1. С. 4 – 19.
43 Кузьмин Н. Российские гимназии начала века // Народное образо-вание. 1992. № 5/6. С. 84—89.
44 Кузьмин Н. Н. Гимназическое образование в России в начале века // Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе. Липецк, 1993. С. 213—220.
45 Куликов С.В. Георгиевский Лев Александрович // Государственный совет Российской империи: 1906 – 1917: Энциклопедия. – М., 2008. – С. 51 – 52.
46 Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983.
47 Оцуп Н. Царское Село (Пушкин и Иннокентий Анненский) // Оцуп Н. Океан времени: Стихотворения; Дневник в стихах. Статьи и воспомина-ния. СПб.: Изд. Logos 1994. С. 501-511.
48 Пирогов Н. И. О предметах суждений и прений педагогических со-ветов гимназий // Антология педагогической мысли первой половины XIX в. М., 1987. С. 451—457.
49 Смирнов А. В. Гимназия и университет при Академии наук // Очер-ки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. М., 1973. Разд. 1, гл. 3. С. 60—66.
50 Смирнов В. З. Проект устава гимназий и прогимназий 1863 г. и ус-тав гимназий и прогимназий 1864 г. Введение в действие устава гимназий и прогимназий и «реформа» Д. Толстого // Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. М., 1954. Гл. 6. С. 240—310.
51 Стоюнин В. Я. Мысли о наших гимназиях (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 72—75.
52 Тебиев Б.К. Средние общеобразовательные правительственные учреждения. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. – М., 1991. – С. 114 – 130.
53 Тебиев Б.К. Школьная политика правительства в конце 90-ых – начале 900-ых гг. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. – М., 1991. – С. 32 – 53.
54 Томан И. Выставка документов о гимназиях и гимназистах: [По материалам выст. "Из истории рос. шк. Конец XIX — начало XX в." Москва, апр. 1992] // Отечественные архивы. 1992. № 4. С. 122 – 123.
55 Финкельштейн К.И. Кузница кадров поэтов и ученых: Николаевская Царскосельская гимназия // Знаменитые универсанты. Золотая книга Санкт-Петербургского университета. Т.3. СПб: Изд-во "Знаменитые универсанты", 2005. С. 562 – 590.
56 Шубкин В. Н. Дореволюционная гимназия глазами современника // Социология образования: Тр. по социологии образования. М., 1994. Т. 2, вып. 3. С. 48 – 55.
57 Цукер А.А. Основные теоретические принципы гимназического об-разования (встреча старого книжника и бывалого педагога) // Сибирь. Фило-софия. Образование: Альманах — приложение к журн. Образование в Сиби-ри. 1997. № 1 (0). С. 9—18.

Электронные ресурсы

58 Анненский Иннокентий Федорович [Электронный ресурс]. – Элек-трон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/annenski.html
59 Георгиевский Лев Александрович [Электронный ресурс]. – Элек-трон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/georgievski.html
60 История гимназии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://mcikspb.ucoz.ru/publ/nikolaevskaja_gimnazija/ istorija_gimnazii/muzhskaja_nikolaevskaja_gimnazija/13-1-0-2
61 Калишевский М. Чему учили в дореволюционной гимназии [Элек-тронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.obuchenye.ru/content/id13806/print.aspx.
62 Санкт-Петербургские ассамблеи. [Электронный ресурс]. – Элек-трон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.orbis.spb.ru/;
63 Финкельштейн К. И. Поэты Царскосельской Николаевской гимна-зии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://annensky.lib.ru/yubiley/stend.htm.
64 Финкельштейн К. И. Рукописный журнал Николаевской Царско-сельской гимназии "Юный труд" [Электронный ресурс]. – Электрон. тексто-вые дан. – Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/25/finkelstein25.shtml
65 Энциклопедия Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. – Элек-трон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.encspb.ru.