ДИПЛОМ

Административно-правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации


ВУЗ - ВЗФИ
Объем работы - 80 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 2
Глава I. Государственная служба в России 3
1.1. Понятие, значение и принципы государственной службы 3


Введение

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве.
Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы, как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями.
Современное государство характеризуется наличием разнообразных задач и функций, от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому в структуру государства должна входить такая его составляющая, как профессиональный корпус служащих, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства.
В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от



службы, статус государственной должности. Поэтому в данной работе будут по порядку рассмотрены все вопросы.
Глава I. Государственная служба в России

1.1. Понятие, значение и принципы государственной службы


В любом обществе понятие "служба" подразумевает один из видов общественно полезной деятельности. В системе социальных отношений она существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности.
В первую очередь это относится к процессу производства в целом и его обеспечении в интеллектуальном отношении. Содержательная характеристика процесса труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей.
Согласно данным Росстата по состоянию на первый квартал 2010 года в органах государственной власти Российской Федерации всех уровней (в том числе и в муниципальной) работало 1138,5 тысячи служащих. Численность служащих на региональном уровне составляла 764,5 тысячи человек. Из них 545,7 тысячи служащих работали в федеральных территориальных подразделениях, а остальные - в государственных органах субъектов Российской Федерации. Численность муниципальных служащих составляла 340,1 тысячи человек. 33,9 тысячи человек работали в центральных аппаратах федеральных государственных органов власти.1
Если в 1913 году на 1 тысячу россиян приходилось полтора чиновника, то в настоящее время - более десяти. Значительное увеличение численности гражданских государственных служащих всех ветвей власти на всех управленческих уровнях продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствуют данные Росстата2.


Конец
2007
года
Начало
2011
года
Прирост
(%)
Центральный федеральный округ
172
803
248
784
43,9
Северо-Западный федеральный округ
60
386
107
351
77,7
Южный федеральный округ
96
441
147
650
53
Приволжский федеральный округ
146
612
201
699
37,6
Уральский федеральный округ
63
213
85481
35,2
Сибирский федеральный округ
111
576
151
111
35,4
Дальневосточный федеральный округ
44
246
65422
47,8
Всего
695
277
1007
498
44,9

Среднемесячная зарплата гражданских служащих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств за этот период составляла 34177 рублей, а в их территориальных органах - 17500 рублей. Среднемесячная зарплата гражданских служащих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации составляла 27800 рублей. Средняя зарплата муниципальных служащих - 19600 рублей.
По результатам первого полугодия 2011 года среднемесячная зарплата работника в среднем по стране составляла 17929 рублей. Самая большая зарплата была в Ямало-Ненецком автономном округе - 46339 рублей, а самая низкая - в Дагестане (8579 рублей). Более 40000 рублей получали в Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. В Москве этот показатель составлял 31517 рублей (5-й результат).
По оценкам Национального антикоррупционного комитета России объем коррупции в стране составлял (2008 год) от 240 до 300 миллиардов долларов в год. Чтобы определить истинные масштабы коррупции, отметим, что бюджет России в 2009 году составлял 270 млрд. долларов. В структуре коррупции 40 - 60% "составляют так называемые откаты в системе госзакупок, выделения различных квот, например в сфере природопользования.
Профессор Д.Н. Бахрах выделяет следующие виды службы: производство материальных ценностей; духовное производство; службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); учебу как усвоение социальной программы; ведение домашнего хозяйства; физическое и духовное самосовершенствование; безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; предпринимательство и др.
Для служащих (независимо от их видов), выступающих в качестве субъекта, обладающих правом реализации определенных полномочий, характерны следующие признаки:
обеспечивают условия для материального и духовного производства, но сами материальных ценностей не создают;
обладают особым предметом труда - информацией, которая выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых);
воздействуют на волю и сознание людей;
обычно заняты управленческим трудом;
как правило, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе;
на них распространяются законодательно предусмотренные запреты по участию в политической (членство в
-
-
-




1.2. Законодательные основы государственной службы



Статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 4).3
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 5).
В целях создания правового механизма реализации положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принято более 30 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.4
Государственная гражданская служба состоит из двух уровней - федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Законодательно закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В субъектах Российской Федерации действует более 4,5 тысячи нормативных правовых актов, предназначенных регламентировать вопросы государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определяются специальными федеральными законами и ведомственными положениями5.
Федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств федерального бюджета. Его продолжительность по соответствующим должностям и другим условиям (объем полномочий, интенсивность, напряженность и т.д.) определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа, но "не может быть менее 3 календарных дней"6.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" Правительство Российской Федерации утвердило Порядок работы Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по


-
-

-

1.3. Принципы государственной службы



Принципы государственной службы представляют собой основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права. Они определяют содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.
Принципы государственной службы, как и любые другие, устанавливаются и формулируются людьми. При всем том это совсем не означает, что они носят субъективный характер. Принципы государственной службы объективны по природе и содержанию и существуют независимо от человеческого сознания. Тем не менее по своему выражению они являются фактом сознания. Человек формулирует их, облачает в определенную форму, создает им смысловую огранку, при этом они не являются плодом усмотрения человека, они своего рода отражение реальной действительности.
Если ранее принципы государственной службы рассматривались лишь в юридической литературе, то в 90-х годах XX столетия категория "принцип государственной службы" вошла и в законодательство.
Юридическое закрепление принципов государственной службы означает их обязательность для всех субъектов, функционирующих в системе государственной службы. Получив законодательное закрепление, они призваны способствовать созданию прочной правовой основы укрепления законности в различных сферах общественной жизни. Например, в целях практической реализации принципа гласности в деятельности судов Российской Федерации принят Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 июля 2010 года.
Законодательством установлены квалификационные требования к гражданам, претендующим на должность в системе государственной службы. В частности, для замещения высших и главных государственных должностей государственной службы необходимо профессиональное высшее образование по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное ему образование, а также профессиональное дополнительное высшее образование.
Для лиц, претендующих на замещение ведущих, старших и младших должностей государственной

-
-


Глава 2. Административно-правовое регулирование государственной службы


2.1. Основы административно-правового статуса государственных служащих



Административно-правовой статус государственного служащего определяется занимаемой должностью, в которой объективируются его функциональная роль и место в госоргане.
Должность в государственных органах понимается как его часть, обособленная и закрепленная в официальных документах, как единица организованной структуры, заключающая в себе часть компетенции государственного органа. Она устанавливает определенный объем прав и обязанностей государственного служащего.7
Лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществлять свою деятельность в государственном органе.
Должность для правового статуса государственного служащего является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.).
Под должностным лицом (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) понимается "лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации".
Государственный служащий, как и любой другой субъект права, наделяется определенными обязанностями и правами, на него налагается ответственность за исполнение обязанностей.
Анализ обязанностей позволяет говорить об общих (служебных), которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих, и конкретных (должностных), которые определяются должностными инструкциями и положениями. К служебным обязанностям госслужащего можно отнести, например, следующие:8
а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;
б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
д) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
е) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
ж) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
Это далеко не полный перечень служебных обязанностей, возлагаемых на государственных служащих. Их круг сводится к обеспечению соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.
Должностные обязанности, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений.9
Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.
Должностные обязанности устанавливаются не персонально для каждого служащего, а для должности, т.е. они определяются тем служебным местом, которое он занимает в структуре государственного органа.
Спектр должностных обязанностей широк и обусловлен в первую очередь множеством самих должностей, а также наличием других факторов, к которым следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район,

-
-






2.2. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы


Законодатель, конкретизируя конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, устанавливает четыре вида требований к гражданину, поступающему на гражданскую службу:10
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) достижение возраста 18 лет;
3) знание государственного языка;
4) соответствие квалификационным требованиям.
На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют. Отсутствует право поступления на гражданскую службу и у лиц, имеющих двойное гражданство, если международным договором РФ прямо не предусмотрена такая возможность.
В отличие от ТК, который допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми Законом.
Обязательным условием для поступления на гражданскую службу является владение русским языком. Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский. В республиках в составе Российской Федерации есть специфика, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Так, Конституцией Республики Коми (ст. 67) статус государственного предоставлен коми и русскому языкам; Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) - бурятскому и русскому языкам; Степным Уложением (Основным Законом) Республики Калмыкия (ст. 18) - калмыцкому и русскому языкам.
Исчерпывающий перечень квалификационных требований к должностям гражданской службы приводится в ст. 12 Закона, в него входят:11
- требования к уровню профессионального образования;
- требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
- требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Устанавливается предельный срок пребывания на гражданской службе - 65 лет. После достижения этого возраста гражданин не вправе замещать должности гражданской службы.
Если же гражданин являлся гражданским служащим и замещал должность гражданской службы в момент достижения им указанного возраста, то в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона этот факт является основанием для прекращения с ним служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением его от замещаемой должности и увольнением с гражданской службы. Вместе с тем по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего при достижении им предельного возраста с ним может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на гражданскую службу и увольнении с нее по достижении предельного возраста для нахождения на должности гражданской службы неоднократно оспаривалось в Конституционном Суде РФ как не соответствующее Конституции РФ.
Впервые позиция Конституционного

-
-





Подобные готовые работы:

Административно-правовое регулирование лицензирования

Административно-правовое регулирование лицензирования

Административно-правовое регулирование лицензирования

Административно-правовое регулирование в сфере образования

Административно-правовое регулирование малого предпринимательства

Административно-правовое регулирование в сфере миграции

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Административно-правовое регулирование малого предпринимательства

Административно-правовое регулирование в сфере образования

Административно-правовое регулирование в сфере миграции

Административно правовое регулирование в сфере недропользования

Административно правовое регулирование в сфере страхования

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Административно-правовое регулирование антимонопольной деятельности

Административно-правовое регулирование в сфере образования