КОНТРОЛЬНА

Геополитика


ВУЗ - НОУ ВПО МЭИ
Объем работы - страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Московский Экономический Институт














Контрольная работа

По дисциплине «Геополитика»









Студент
Мусилова Патимат Магомедовна

ГУО060004

Дата выполнения: 4.05.2011г.











Контрольная работа

По дисциплине «Геополитика»



Вопрос 1. Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитика.

Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Вопрос 3. Проблемы европейской безопасности в начале ХХ1 века.

Вопрос 4. Эволюция американской геополитики и современная геостратегия США.

Вопрос 5. Геополитика России в ХХ1 веке.

Вопрос 6. Геостратегия современного Китая.

Вопрос 7. Геополитика арабского мира.

Вопрос 8. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.

Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.













Вопрос 1. Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

Ответ. Наше отрицательное отношение к расширению Североатлантического альянса на Восток, обосновано конкретными причинами.
Во-первых, прием в НАТО стран Прибалтики в военном отношении сильно затронул оборонные интересы России и Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и других жизненных центров.
Во-вторых, усилилось углубление раскола в Европе, произошло наращивание военно-политической мощи за счет стран Прибалтики и Восточной Европы. Альянс остался замкнутой организацией, имеющей геостратегические планы, недоступные для малых государств, хотя и формально входящих в НАТО.
В-третьих, существенно подрывается значение Основополагающего акта Россия – НАТО, в котором Россия четко высказала свою озабоченность расширением альянса.
Отсюда вытекает четвертый момент противоречий: Россия вынуждена будет предпринять меры по укреплению военной инфраструктуры, обороноспособности.

























Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Ответ. В начале ХХ1 в. Германия и Россия мучительно ищут свои надлежащие места в Европе и Евразии, пытаясь сбросить сковывающие их оболочки, во многом искусственно навязанные им.
Воссоединение Германии в 1990г. Не привело к окончательному определению ее геополитического места. Она уже не вписывается в те рамки, которые отвели ей США. Экономическая мощь страны растет, что вызывает неудовольствие США и Великобритании. Опыт прошедших лет показывает, что всякий раз, когда Германия набирает силу, появляется идея превосходства немецкой нации вместе с оправданием «культурной экспансии».
На современном этапе борьба за передел мирового господства перешла на новый уровень. Четко прослеживается тенденция движения капиталов Германии в Россию, Чехию, Венгрию, на Балканы и т.п. Поэтому заметна обеспокоенность американцев, теряющих свой контроль в Европе, опасаясь союза Германия-Франция. В Европе в настоящее время высказываются опасения появления «Четвертого рейха».
В Европе главными фигурами остаются Россия, Германия и Франция, причем для Германии и Франции мотивацией для сотрудничества будет образование единой Европы, но лавры лидерства Европейского союза все ощутимее берет Германия.
Противостояние Германии и России происходит также по поводу Калининградской области. Калининград – опорный пункт, который позволяет контролировать Польшу, Прибалтику, Белоруссию и западную часть России. Другой фактор, мешающий установить равноправный союз между Россией и Германией, - слабость России и сопредельных с Германией государств. Польша, Украина, Чехия, Словакия, страны Прибалтики и бывшей Югославии, Венгрия, Румыния и Болгария и т.п. – это огромный регион, где Германия может установить экономический, политический и военный контроль. Разработана специальная программа по возвращению немцев в Судеты, в Калининградскую область, которую в немецких СМИ все чаще называют Кенигсбергской.
Сотрудничество России и Германии поможет решить ряд различных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня. Россия получает доступ к высоким технологиям, мощным инвестициям в промышленность без экономической зависимости, поскольку взамен та будет получать от Москвы стратегическое прикрытие от США и ресурсную независимость от стран третьего мира, которые подконтрольны атлантистам.
Германия сегодня – это экономический гигант и политический карлик. Россия же в точности наоборот. Ось Москва-Берлин поможет дополнить недостатки одного достоинствами другого и заложить основание для дальнейшего их процветания.
Отношения между Россией и Италией в начале ХХ1 в. характеризуются как дружеские. У них нет серьезных политических, экономических и тем более, территориальных проблем. В геополитическом плане Италия играет все более активную роль, особенно на Ближнем Востоке, в частности в Ираке и Иране. И Рим хотел бы сделать контакты с российской стороной более частыми и более регулярными.
Решающим моментом в отношениях Москвы и Рима, по нашему мнению, является важное в геополитическом плане местоположение Италии как центра самого крупного и сложного региона – Средиземноморья, Балкан. Италия выступает за повышение роли России не только в Средиземноморье, но и в Европе, за предоставление ей экономических, таможенных, инвестиционных льгот.
Итак, мы видим, что в геополитическом, экономическом, культурном и другом плане Италия представляет для России в долгосрочной перспективе потенциального союзника в Европе, заинтересованного в создании многополюсного мира, где бы каждый зависел от каждого и тем поддерживался бы геополитический расклад сил.






























Вопрос 3. Проблемы европейской безопасности в начале ХХ1 века.

Ответ. После разгрома фашизма Советский Союз открыл почти 50-летний мирный период в Европе. С разрушением СССР, после предательства в Беловежье, миру наступил конец: начались безнаказанные бомбежки Ирака, Афганистана и Югославии. Кого еще ждет такая печальная участь – покажет время. К концу Первой мировой войны на геополитическую арену вышел особенно опасный противник России – США.
Отношения между Россией и США обусловлены текущими и стратегическими интересами двух великих государств-лидеров, реализующих два различных геополитических подхода. Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и США, - ракетно-ядерный потенциал обеих государств. В Вашингтоне осознают опасность дезинтеграции СНГ и России, прежде всего в отношении угрозы распространения ядерного оружия и ракетных технологий – так называемое «расползание ядерного оружия».
Пока же, начале ХХ1 в. российская власть выполняет функции колониальной администрации, имитируя отчасти американский образец, а в большей степени советский. Задача экономически развитых стран Запада и Востока – обеспечить население всем необходимым. Постсоветская экономика на это неспособна. Россия и в этой сфере почти полностью зависит от Запада.
Потенциально Москва вновь может стать «собирательницей земель» и одним из полюсов многополярного мира – это хорошо понимают в США и стремятся не допустить. Отсюда и раздвоенность политической игры Вашингтона в отношении России. Все это накладывает отпечаток на отношения двух стран на пороге ХХ1 в.
«Произошел разворот Вашингтона на 180 градусов во внешней политике: от ставки на миротворчество ООН и международное сотрудничество к традиционным подходам с позиции силы единственной оставшейся сверхдержавы, но с некоторой опорой на союзников», - констатирует З. Бжезинский. Это значит, что США намерены жестко диктовать свои условия и добиваться единоличного принятия решения, прежде всего с учетом своих интересов. Только этим можно объяснить открытие военных баз в Болгарии и Румынии, стремлением создать систему ПРО в Чехии и Польше.
Наше сотрудничество с американцами в области военных, космических технологий напоминает выкачивание российских наработок, идей. Безвозмездно американцы получили секретнейшие технико-технологические наработки при заключении сделки по строительству международной космической лаборатории «Альфа». Жесточайшая конкурентная борьба идет между нашей страной и США на мировых рынках оружия. Американцы предпринимают энергичные усилия для вытеснения России с мировых рынков оружия и военной техники. Причем США постоянно применяют здесь двойные стандарты: Вашингтону – можно. Москве – нельзя. За каждое ослушание России грозят санкциями в американском конгрессе.
В геополитическом и военно-стратегическим плане, России необходимо действовать с расчетом на дальнюю перспективу, избегая сиюминутных выгод, получаемых путем заигрываний с Западом, где мы в лучшем случае будем играть далеко не первую скрипку. Методично, шаг за шагом необходимо создавать себе жизненное пространство, геополитическое поле, называемое Евразией. Еще раз можно напомнить слова Л.Н. Гумилева, что Россия если спасется, то только Евразией.






































Вопрос 4. Эволюция американской геополитики и современная геостратегия США.

Ответ. В ХХ1 в. информационное воздействие способно не только обеспечить успех в «горячей войне», но во многих ситуациях заменить ее. В США давно ведутся работы по созданию информационного оружия, которое в американской военной доктрине ХХ1 в. – доктрине «направленной силы» - рассматривается как основной элемент. В Вашингтоне разрабатывается стратегический план ведения информационной войны, а в вооруженных силах созданы службы по ее ведению – Управление информационных систем (DISA), Центр информационной войны ВВС (AF IVC) и служба ВМС по информационному оружию (NIVA), а также введены должности офицеров по информационной войне.
Несколько развеять «комплекс неполноценности» американской нации удалось Рейгану с его «политикой с позиции силы». Он и его ближайший друг, и советник Уильям Кейси, директор ЦРУ, стали реализовывать детально разработанную программу NSDD-75. Их стратегия была направлена против ядра советской системы и благодаря помощи лидеров СССР была реализована. Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне» и затем был разрушен. Рейгану, а также его последователям Бушу и Клинтону удалось несколько развеять чувство неизбежного упадка Америки, ослабить у общественности ощущения надвигающейся угрозы для США.
Большинство политических лидеров США провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы. Нынешние Соединенные Штаты откровенно цинично претендуют на роль новой сверхдержавы Евразии, создающей новую глобальную систему.
Ну а какова же судьба России в геополитическом пасьянсе Бжезинского? По этому поводу он пишет: «Будущее России менее определенно, и перспективы ее эволюции в позитивном плане не так уж и велики. Поэтому Америка должна создать такие политические условия, которые способствовали бы привлечению России к работе в широких рамках европейского сотрудничества и в то же время укрепляли бы независимость новых суверенных соседних государств». В связи с этим Вашингтону рекомендуется оказывать поддержку Украине и Узбекистану по национальной консолидации, иначе их судьба в долгосрочной перспективе окажется неясной (вдруг они вновь уйдут под крыло России, как это было в историческом прошлом). Итак, в размышлениях геостратега отчетливо просматривается древняя, как мир, идея: разделяй и властвуй.
По этому поводу Бжезинский пишет следующее – «… конфедеративная Россия. Состоящая из Европейской России, Сибирской Республики и Дальневосточной Республики… придет к выводу, что в таком случае ей будет легче поддерживать тесные экономические связи со своими соседями». Под соседями, конечно, подразумеваются, прежде всего, США и Япония, а затем Китай, который американские политики подталкивают в сторону Забайкалья, Монголии и Средней Азии.
Реализация этой бредовой идеи в геополитическом плане означает, что будут какое-то время существовать марионеточные республики на территории некогда могучей страны, а затем, в недалеком будущем, они будут поглощены более могущественными соседями. И такая Россия (скорее всего европейская) будет менее склонна к проявлению имперских амбиций.
По мнению Бжезинского, цель политики Вашингтона заключается в том, чтобы склонить мощный Китай к решению региональных проблем (читай: начать экономическую, демографическую, военную экспансию против соседних государств). Началом стратегического сотрудничества может явиться серьезный диалог Вашингтона и Пекина. Но пока взгляды лидеров КНР больше направлены в сторону Тайваня – средоточия капиталов стран АТР, чем на русское Приморье, Хабаровский край, Монголию, Среднюю Азию и Горный Бадахшан.
Япония с послевоенных лет является стратегическим геополитическим партнером США. Вашингтон в конце ХХ в. пытался создать, своего рода тройственный союз: США – Китай – Япония, а в ХХ1 в. наверняка продолжит эти игры. Усилия союза будут, безусловно, направлены против России, у которой «слишком большая территория».



























Вопрос 5. Геополитика России в ХХ1 в.

Ответ. Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Можно утверждать, что от разрушения СССР имеется больше потерь, чем приобретений.
Мы являемся очевидцами переходного периода от одной модели мирового порядка к другой – глобалистской. Это порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире. Ситуация предопределена геополитическими, информационно-технологическими, экономическими и военными факторами. В числе основных геополитических факторов можно назвать:
- «решающую роль» стран «морской цивилизации» во главе с США;
- утрату странами «морской цивилизации», включая и США, самодостаточности в результате сверхпотребления;
- активное формирование единой мировой системы власти (Европа – США – Канада – Мексика).
В военной сфере России похвастаться особо нечем. Ратификация Госдумой Договора по СНВ-2, по сути, лишает ее мощнейшего вида вооружений – многозарядных ракет СС-18 («Сатана»), в то время как американцы упорно стремятся выйти из Договора по ПРО 1972г.
Но на этом трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются, Они будут продолжаться в обозримом будущем. И возможны такие варианты развития событий:
- полная дезинтеграция союза – останутся лишь минимальные двусторонние связи;
- дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер;
- постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (сперва, России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).
В связи с развалом СССР, среди множества вопросов возникает главный: «Почему произошел этот развал? Почему огромная сверхдержава рухнула почти в одночасье?». Ответить на него не просто, но объективные причины, хотя бы эскизно, обозначить можно.
Первая группа причин связана с географическим фактором – это огромные размеры СССР.
Вторая группа причин связана с экономическим фактором. Экстенсивный путь хозяйствования объективно тормозил развитие СССР.
Третья группа причин связана с политическим фактором. Авторитарное руководство и управление страной и народным хозяйством несли как положительные, так и отрицательные черты.
Почти все перечисленные факторы, способствовавшие разрушению СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новые, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономических связей между регионами, падение научно-технического потенциала федерации и др. Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. Из сказанного можно сделать следующий вывод: геополитическая уязвимость России очевидна, более того, она возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе. Возможен ли «третий передел мира»? На этот вопрос можно ответить утвердительно.
Первые переговоры по делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии начались в 1970г. Обе страны, являясь участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958г., положили ее в основу своих обсуждений. В настоящее время идут конструктивные переговоры в этом новом ключе.
Процесс глобализации имеет еще одну особенность – это постепенное перемещение центра тяжести из атлантической зоны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Особое положение России позволяет ей иметь хорошую «подпитку» не только от морских, но и железнодорожных перевозок. Есть и другой важный российский транспортный коридор: Север – Юг. Кроме названных, у России имеется еще один важный коридор – воздушное пространство.
Разрушение прежнего равновесия, длившегося почти 50 лет (с 1945 по 1992г.) повлекло за собой кризис политической идентичности, как в Европе, так и в России. Но в России на этот кризис накладывается другой – геополитический, связанный с развалом СССР. Практически и теоретически она становится континентальной державой, имеющей ограниченные выходы к Черному и Балтийскому морям и отделенной от Центральной Европы поясом независимых государств, ближнего и среднего зарубежья. Сложившаяся геополитическая ситуация ставит Россию в положение региональной державы с ограниченными международными возможностями.
Радикал-либералы на первое место ставят материальные потребности и систему рыночных отношений. Но, как и в других случаях, явно лукавят.
Во-первых, отношения России с Западной Европой остаются несимметричными: на долю России падает только 3% внешней торговли Европейского союза.
Во-вторых, Россия экспортирует в Европу в основном энергоносители и другое сырье, а не продукцию, товары, связанные с машиностроением, т.е. обогащенные трудом россиян. Экспорт высокотехнологичных товаров по-прежнему жестко ограничен Западом.
В-третьих, российские политики рассматривают СНГ как регион, где Россия продолжает играть центральную роль (хотя отношения внутри СНГ носят по многим признакам диалектически противоречивый характер). Позиция России в связи с этим вызывает недоверие к ней со стороны Запада, который обвиняет ее в имперских амбициях.
Таким образом, получается, что Россия в зависимости от обстоятельств может выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между мировыми державами, как региональная держава и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом
Развал СССР начался с культурно-политической экспансии, затем она была закреплена экономической экспансией, в 90-е гг. последовала и военная, в частности приближение войск блока НАТО к границам России. Немаловажный рычаг в руках западных «друзей» - продовольственная зависимость РФ. Россия может сдержать продовольственную, экономическую экспансию, но для этого нужна политика, направленная на оживление собственного экономического потенциала, в первую очередь сельского хозяйства.
Но есть и другие, не менее эффективные источники получения продуктов питания и валюты. Еще более мощный источник поступления валюты – экспорт энергоносителей, в которых заинтересовано большинство промышленно развитых стран Востока и Запада. Еще один источник больших финансовых поступлений валюты в Россию – поставки вооружений в различные регионы мира.
Будущее России: евразийская держава или колония Запада? Этот вопрос задают политики всех стран мира. Во многом ответ на него лежит в жизнедеятельности самой России.
Внутри СНГ по-прежнему наблюдаются противоречивые тенденции – как центробежные, так и центростремительные. Нет стратегического единства ни в вопросах политики, ни экономики, ни в решении вопросов национальных отношений, в частности языка.
Наиболее жесткую по отношении к России позицию занимает Украина. Этим она создает трудности не только для России, но и для самой себя. В последние годы украинские политические лидеры часто представляют Россию в образе внешнего врага. Фактически экономика Украины ориентирована на Россию, а политика - на Запад.
Дружные скоординированные нападки СМИ на Белоруссию и косвенно на Россию говорят о том, что своими интеграционными шагами этот Союз создает прецедент, который ведет к воссозданию великой державы. Геополитически мощная, великая Россия – ни царская, ни коммунистическая, ни демократическая – Западу вообще не нужна. 90% жителей Белоруссии и 75% россиян, опрошенных социологами Центра исследований политической культуры России, голосуют за Союз. Вот почему Госдепартамент США для компрометации Белоруссии (точнее, для развала Содружества) наметил целый пакет подрывных акций: от постановки вопроса в ООН о нарушении «прав человека» до «мягкого экономического удушения» Белоруссии.
Россия – Казахстан: что впереди? Осложняют отношения России Казахстана и то, что 90% крупнейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживания сотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело с американскими, английскими, германскими и другими предпринимателями, но не с казахскими. Следующий негативный момент – положение русских в Казахстане.
События последней четверти ХХ в. весьма негативно сказались, на состоянии отношений РФ с исламским миром, серьезно осложнив их. В силу ряда причин и, прежде всего, из-за боязни военных действий в Чечне, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, из-за межэтнических конфликтов в южные края России постоянно прибывают новоселы из этих регионов. За последние пять лет только в Краснодарском крае осело более 1 млн. приезжих. Проникновение западных стран на Кавказ в качестве главной цели преследует вытеснение России из региона. Для нейтрализации этих поползновений необходим полномасштабный военно-политический союз, тесное экономическое и торговое сотрудничество России с республиками Закавказья и Средней Азии.
Место России в «глобальном обществе»: термин «глобальное общество», по мысли философа – это «желание определенных сил Запада занять господствующее положение на планете, организовать все человечество в своих конкретных интересах, а отнюдь не в интересах некоего абстрактного человечества».
Россия – США: партнерство или соперничество? Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и США,- ракетно-ядерный потенциал обоих государств. Потенциально Москва может вновь стать «собирательницей земель» и одним из полюсов многополярного мира – это хорошо понимают в США и стремятся не допустить. Отсюда и раздвоенность политической игры Вашингтона в отношении России. Все это накладывает отпечаток на отношения двух стран на пороге ХХ1 в. Наше сотрудничество с американцами в области военных, космических технологий напоминает выкачивание российских наработок, идей.
Методично, шаг за шагом необходимо создавать себе жизненное пространство, геополитическое поле, называемое Евразией. Еще раз можно напомнить слова Л.Н. Гумилева, что Россия если спасется, то только Евразией.
Россия и Североатлантический регион – этот регион удерживает центральное место как район размещения наиболее крупных группировок военно-морских флотов и военно-воздушных сил великих держав, оснащенных ядерным оружием. Разведанные здесь запасы нефти и газа, по оценкам западных экспертов, составляют около 500 млрд. т, или 1/10 всех разведанных запасов. Американские субмарины теперь пасутся рядышком с Мурманском, стоят прямо на путях наших военно-морских судов. Американцы постоянно поддерживают свое присутствие в Арктике, чтобы заявить, что здесь границы российского государства еще далеко не определенны. Самая мощная в Х1Х в., морская держава – мастерская мира, владычица морей – Великобритания играет активную роль, как в НАТО, так и в Североатлантическом регионе, хотя ее удельный вес в международной политике вообще и в Европе в частности значительно меньше, чем США. Политические лидеры Великобритании являются сторонниками геополитики «атлантизма»
Роль Германии в Европе и САР в начале ХХ1 в. не менее важна, чем Англии. В силу объективных причин во второй половине 90-х гг. началось сближение позиций северных стран Европы (Дания, Норвегия и Исландия – члены НАТО, Швеция и Финляндия – нейтральные страны). Таким образом, баланс отношений со странами САР находится в начале ХХ1 в. в состоянии постоянной трансформации.
Россия и НАТО – расширяющееся на Восток геополитическое поле блока является пока наиболее видимой вершиной айсберга новой стратегической доктрины организации мирового порядка. Под водой спрятаны сценарии вызовов и угроз, ожидаемых в начале ХХ1 в. (приблизительно до 2015г.). Места для России в альянсе не может быть никогда, так как ее включение в блок привело бы к выключению из него США. Россия, обладая мощным ракетно-ядерным вооружением, хотя и больной, но потенциально сильной экономикой, может ответить адекватно действиям НАТО: без дополнительной гонки вооружений в рамках договоренностей по нему она может пойти на создание Евразийского оборонительного союза. Такого ответа не хочется ни Европе, ни США.
Российско-китайские отношения в новом тысячелетии – огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-Тихоокеанского региона – Китаем. Эта граница является с геополитической, военной, экономической точек зрения, самой уязвимой частью РФ. Восточный регион – самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее национальной безопасности. Значит, связывание этих пространств в единую геополитическую, геоэкономическую структуру должно определять стратегию правительства РФ до середины ХХ1 в. В сравнении с этой проблемой бледнеют другие геополитические вопросы, решаемые Россией.
Сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке во многом обусловлена отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития региона. Чтобы подготовить такую программу, надо предварительно выработать концепцию участия РФ как евразийской державы в жизни АТР, а вместе с тем выбираться из экономического кризиса, охватившего страну с 1992г. Все это надо делать параллельно, преследуя дальние цели, готовясь к восхождению на стратегически важные экономические и геополитические вершины.
Стать доминирующей Россия сможет только в том случае, если сформирует процветающую экономику. И главное звено в стратегии ее развития – социально-экономическое и экологически продуманное освоение Сибири и Дальнего Востока.





Вопрос 6. Геостратегия современного Китая.

Ответ. Сейчас КНР является важнейшим геополитическим фактором, оказывающим большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше, что во многом объясняется специфическими условиями развития Китая.
В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбережения. Отсюда и выдвижение тезиса «демографического империализма». Авторы этого тезиса У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге «Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем» пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китайцев устремятся за пределы своей страны. Этот тезис уже реализуется в Сибири и на нашем Дальнем Востоке. По данным экспертов, на территории РФ, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн. китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство. Если назвать вещи своими именами, идет тихая, ползучая китаизация приграничных земель России, особенно Приморья.
АТР в ХХ1 в. приобретает еще более важное геополитическое значение. На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. С начала Х1Х в., Поднебесная постепенно превращается в полуколонию Запада (преимущественно Великобритании). Поэтому с начала Х1Х в. вплоть до 3 октября 1949г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминданом) геополитика Китая в своей основе была атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой зоны Запада. После победы над Гоминданом и провозглашения КНР в течение десяти лет Китай шел в русле просоветской, по сути евразийской политики. Затем КНР исповедовала идеологию «автаркии» - опоры на собственные силы. После смерти Мао Цзедуна КНР с середины 70-х гг. вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что южный сосед опасен для России: во-первых, как гелпоитическая база атлантизма, во-вторых, как «глобальный человейник» огромный инкубатор по производству людских ресурсов, страна самой высокой в мире демографической плотности.
Внешняя политика «Срединного царства» в конце ХХ – начале ХХ1 в. будет направлена на стратегический выигрыш времени для создания экономической и военной мощи, для превращения Китая в мировую сверхдержаву. В российско-китайских отношениях идет смена стратегических ролей в партнерстве по сравнению с партнерством 50-х гг. При продолжении нынешнего геополитического курса (точнее при его отсутствии) у России нет большого выбора во внешней политике. В ХХ1 в., если не произойдет коренных изменений в экономической, социальной и военной сфере, Россия станет младшим партнером Китая. Это в лучшем случае. В худшем – от совместного освоения Сибири и дальнего Востока китайцы легко могут отказаться и взять все в свои руки.
Итак, продуктивной, на наш взгляд, была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего востока.









































Вопрос 7.Геополитика арабского мира.

Ответ. Роль Саудовской Аравии в регионе – это край «черного золота», родина Ислама, страна Мекки и Медины – наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене. Вообще по финансовой помощи другим странам Саудовская Аравия занимает второе место после США. Отсюда и то огромное влияние, которое она оказывает на региональную и мировую политику. Политика саудовцев идет в фарватере США. Отсюда вмешательство во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана. Поэтому сложные, а порой и напряженные отношения сложились между Саудовской Аравией и некоторыми другими исламскими государствами, в частности Ираном и Ираком.
Ударная армия ислама: Афганистан и Пакистан. После освобождения Афганистана от этнических таджиков, узбеков и хазарейцев встала другая задача – главная – обеспечение западным компаниям условий для прокладки газо- и нефтепроводов из Туркмении в Пакистан. К осени 1996г. Талибы в основном выполнили первую задачу. Сейчас они контролируют почти 80% территории страны. Руководители талибов почувствовали вкус власти. В освобожденных районах они установили истинно ваххабитские исламские порядки.
Ну а где же берут талибы средства к продолжению войны, которую они пытаются перенести на территорию бывших советских государств Центральной Азии? По некоторым данным 80% героина, из 100% производимого на планете, изготовляется в Афганистане.
Многие из дел, совершенных талибами, вызвали рост антиталибовских настроений, как за рубежом, так и внутри страны. Этим не замедлили воспользоваться вооруженные противники режима. Бои между воюющими сторонами идут с переменным успехом. Северный альянс – непокоренная талибами территория до сих пор оказывает им упорное сопротивление и контролирует более 15% территории Афганистана. В Афганистане всегда болезненно относились к режимам, навязанным извне, а талибы – детище спецслужб США, Израиля, Пакистана, причем, последний, и получил основные прибыли от операций в важном геополитическом регионе.
Осенью 2001г. Ситуация на Ближнем Востоке сильно осложнилась в связи с трагическими событиями в США и их стремлением нанести сокрушительный удар по мировому терроризму.
В Афганистане, вероятнее всего, в начале ХХ1 в. может образоваться мозаичный конгломерат отдельных автономий или государств, так как нынешняя центральная власть довольно слаба.





Вопрос 8. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ответ. Особенность проблем, разделяющих Россию и Японию, состоит в том, что многие из них уходят своими корнями вглубь более чем 300-летней истории становления и развития российско-японских отношений. Если исходить не из буквы Договора о нейтралитете, подписанного Японией в 1941г., а из духа времени, руководство СССР поступило совершенно правильно, объявив в августе 1945г. Войну Японии. В силу этих и ряда других причин крайне низок рейтинг симпатий японцев и русских друг к другу. Народы двух стран увязывают эту неприязнь во многом с проамериканской ориентацией японского руководства, которое постоянно солидаризировалось с американцами, объявившими холодную войну СССР, победившими в этой войне и поставившими в нынешнее унизительное положение все народы России.
Япония буквально выполняет «рекомендации» Вашингтона, как вести диалог с русскими. Совершенно ясно, что они направлены на то, чтобы сделать невозможным заключение мирного договора с Японией. Итак, «территориальный вопрос» был искусственно создан в годы «холодной войны» главным образом США, чтобы не допустить нормализации отношений двух стран-соседей.
В 1960г. Японцы подписали с США новый «договор безопасности», направленный против СССР. В ответ Советское правительство в сложившихся условиях отказалось от передачи Японии ранее обещанных ей островов Хабомаи и Шикотан.
Какие проблемы мы должны решить? Три ключевые проблемы в российско-японских отношениях будут решаться в началеХХ1 в.: первая – «северные территории», вторая – экономическая, третья – военно-политическая и геополитическая. По решению проблемы «северных территорий» бывший премьер Японии публично заявил: «Мы не будем переносить эту проблему на плечи поколений наших детей и внуков».
Вторая проблема российско-японских отношений состоит в том, что японская сторона стремиться укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за «диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. России отводится роль сырьевого придатка – статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт.
Третья проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток. В июне 1997г. Был опубликован любопытный документ «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны». В ней речь идет, по существу, не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней обширных регионах.
Новейший прицел Японии – «активизация в странах Центральной Азии и Кавказа». Бывший японский премьер-министр Рю объявил о том, что Япония имеет особо ностальгические отношения к этому региону, берущее начало еще со времени существования Шелкового пути. Другими словами, в геополитическом плане дело идет к оттеснению, вытеснению России, ее расчленению.
Россия и Иран: новая реальность – к концу ХХ в. международная ситуация сложилась таким образом, что все главные геополитические фигуры на Ближнем и Среднем Востоке - Иран, Пакистан, Афганистан, Ирак, Израиль и Турция находятся на перепутье – ни мира, ни войны. Безусловно, политика США на Каспии будет направлена, прежде всего, против России и Ирана. Это обстоятельство в первую очередь вынуждает Москву и Тегеран объединиться против американской экспансии на Каспии. Россия возобновила военно-техническое сотрудничество с Ираном, которое с 1995г. Было заморожено.
Китай и Иран, как и Россия, объективно заинтересованы в ограничении влияния атлантизма в государствах Центральной Азии. Другой объективный фактор, сближающий интересы наших двух государств: на северных рубежах Ирана (а у России – на южных) существуют два конфликтных очага: афгано – таджикский и кавказский. Россия и Иран заинтересованы, в их умиротворении. Долгосрочные геополитические интересы Ирана и России во многом совпадают в армянском субрегионе, который мы рассматриваем шире, чем территория нынешней независимой Армении. Схожи российско-иранские геополитические интересы в Таджикистане, который является единственной республикой Центральной Азии, где говорят на фарси (как и в Иране). Стратегическая цель России по отношению к Ирану – сочетание торгового партнерства с инвестиционным партнерством.
Россия и Ирак – стратегические союзники. В течение длительного периода между Советским Союзом и Ираком существовали самые тесные и дружеские отношения. Эта страна была нашим главным партнером на Ближнем Востоке. До 1990г. Ежегодный объем торговли СССР с Ираком достигал 8 млрд. долл.
Сейчас США и Западная Европа делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму. Наши экономические связи со странами Ближнего Востока, и в частности с Ираком, к концу ХХ в. минимальны (по сравнению с 80-ми гг.).
Россия – Турция: что впереди? В 90-х гг. ХХ в. пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Нельзя недооценивать опасность таких идей: в РФ проживает более 20 млн. мусульман. Эти идеи усиленно обсуждались в 1992 – 1994 гг. лидерами государств Центральной Азии. Например, в 1995г. В Бишкеке состоялось празднование тысячелетия киргизского эпоса «Манас», где идеи «Турана» подавались для обсуждения, но не нашли должной поддержки и понимания.
Кроме того, из-за активного участия в играх атлантистов против Ирана, Ирака и вследствие постоянного вмешательства в дела Азербайджана, Армении, Северного Кавказа, а особенно из-за активной поддержки чеченских сепаратистов, у Анкары ухудшились отношения с Москвой.







































Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.

Ответ. Сразу же можно отметить, что исторически – по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США – Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев они начали еще в первой четверти Х1Х в.
В конце 1823г. президент США Дж. Монро обратился к конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства, в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.
В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов – рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте.
Спустя более чем 150 лет США, действуя точно так же, сперва организуют «независимое государство» будь то в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои «миротворческие» войска.
Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкурентоспособность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. Резкое увеличение импорта осложнило положение национальных производителей, вызвало волну банкротств, рост безработицы и социальных конфликтов.
К концу ХХ в. РФ усилила внимание к Латинской Америке. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в одной фазе развития и решают похожие задачи – общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса страны «семерки» слушают, но в расчет, конечно, почти не принимают.
Другой фактор , который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки – это незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Итак, очевидно, что геополитические контакты России с южно-американскими странами идут «вглубь», переходят на уровень регионов. Нынешние ростки сотрудничества дадут в ХХ1 в. весомые плоды: не позволят сохранить нынешний монополярный мир.









































Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

Ответ. Самое пристальное внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион. Для России это не академический спор, если учесть, что она кровно заинтересована в выходах на Балтику. Балтийский регион имеет исключительно важное значение для всех европейских государств. Их связывают с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические отношения, исторические корни. Особенно это касается Скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия).
Наше отрицательное отношение к расширению Североатлантического альянса на Восток, обосновано конкретными причинами. Во-первых, прием в НАТО стран Прибалтики в военном отношении сильно затронул оборонные интересы России и Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, Санкт - Петербурга, Минска и других жизненных центров. Во-вторых, усилилось углубление раскола в Европе, произошло наращивание военно-политической мощи за счет стран Прибалтики и Восточной Европы. Альянс остался замкнутой организацией, имеющей геостратегические планы, недоступные для малых государств, хотя и формально входящих в НАТО. В-третьих, существенно подрывается значение основополагающего акта Россия – НАТО, в котором Россия четко высказала свою озабоченность расширением альянса. Отсюда вытекает четвертый момент противоречий: Россия вынуждена будет предпринять меры по укреплению военной инфраструктуры, обороноспособности.
При строительстве двухсторонних и многосторонних отношений со странами Прибалтики нам надо помнить еще об одном аспекте: мирные экономические, торговые, транспортные связи со странами-соседями приносят немалые доходы балтийским государствам, обеспечивают их прогресс в экономике. И естественно, для Москвы небезразлично, что за счет российских средств будет оплачиваться выживание прибалтов и вхождение их в военную структуру альянса. Россия не может равнодушно отнестись к тому, что в военных городках, солдатских казармах, пунктах ПВО, военно-морских базах, созданных руками и на деньги русских людей, размещаются военнослужащие Североатлантического блока.
Политические лидеры прибалтийских стран, безусловно, понимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но они испытывают давление со стороны сильных соседей и в большей степени со стороны США – мощной геополитичекой сверхдержавы, стремящейся к монопольному миру.
Ослабление связей «федеральный центр – регион» в случае с Калининградской областью принимает особо опасный характер и потенциально может привести к полному вытеснению России из области. В сложной геополитической игре вокруг Калининградской области виден интерес США и атлантистов, включая различные международные фонды. Их сверхзадача, конечная цель – помещать созданию мощной Европы. Объединенной вокруг Германии.
Удержать же Калининградскую область Россия сможет только в случае решения своих экономических проблем. Это первое важное условие. Второе – реальный, прочный союз трех славянских государств (пока же Украина объективно помогает нашим политическим противникам). Третье – решительная смена российских геополитических установок. Четвертое – умение и желание центра и местных властей противостоять сепаратистским тенденциям, растущим в области, и положительным образом повлиять на экономическую ситуацию в анклаве, развивая те производства, которые в меньшей степени зависят от иностранных капиталовложений и партнеров.