КУРСОВАЯ

функции государства и права


ВУЗ - Волгу
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Сущность и критерии классификации функций государства 5
§ 1. Сущность функций государства 5
§ 2. Критерии классификации функций государства 7
2. Функции права: сущность и виды 9
§ 1. Сущность функций права 9
§ 2. Виды функций права и их содержание 15
3. Взаимосвязь функций государства и функций права 19
Заключение 25
Список литературы 27


Введение

Понятие «функция государства» и «функция права» — одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом представляют собой весьма сложные и многогранные явления. Многие вопросы, связанные с ними, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения.
Изучение эволюции функций государства и права, практическое использование научных знаний в этой области, предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства и права в этой области.
Для этого в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства и права, а также их взаимосвязи.
Указанные обстоятельства определяют актуальность изучения разработанных в науке классификаций функций государства и права, уяснения смысла и содержания каждой конкретной функции в рамках какой-либо классификации, а также их сравнения и взаимосвязи.
Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать цели и задачи настоящего исследования.
Целью работы является освещение имеющихся в науке теории государства и права классификаций функций государства и права, их сравнительно-правовой анализ и анализ связей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность категории «функция государства»;
- рассмотреть критерии классификаций функций государства и их значение;
- дать подробный анализ внутренних и внешних функций государства применительно к России на современном этапе.
Основным материалом для настоящего исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, определяющие содержание и механизм реализации отдельных функций государства, учебно-методическая литература, научные монографии отечественных правоведов по проблемам функций государства, а также аналитические статьи, опубликованные в периодических изданиях.

1. Сущность и критерии классификации функций государства

§ 1. Сущность функций государства

Обращаясь к вопросу о сущности функции государства, отметим, что иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий “функция государства” и “деятельность государства”, “функция государства” и “социальное назначение государства” и др. Однако категория “функция государства” (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому раскрывая понятие “функция государства”, необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.
В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия “функция государства”. Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин отмечает следующее: “Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном — в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства” . Из данной формулировки следует, что деятельность государства “расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым “растекается” политика государства” . При этом “правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может” . Таким образом, подчеркивается, что термин “функция государства” обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Таком образом, под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития .
Есть и иные подходы к пониманию функции государства . Однако проблема понятия функций государства является предметом отдельного исследования и не ставится задачей в настоящей работе. Поэтому представляется целесообразным остановиться на определении, принятом большинством исследователей вопросов теории государства и права.
Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном бюджете выделяются средства, создается законодательная база для регулирования конкретного направления деятельности.
Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная функция, освоение космоса и т.д.


§ 2. Критерии классификации функций государства

Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Выделяются следующие критерии классификации:
• по объектам воздействия;
• по продолжительности действия;
• по социальной значимости;
• по правовым формам существования (принципу разделения властей);
• на основании территориального масштаба.
Так, в зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития, временные функции характеризуются непродолжительностью существования.
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.
Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, как отмечает М.Н.Марченко, сохраняет свою значимость и поныне.
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:
- правотворчество;
- исполнительно-распорядительная;
- правоохранительная;
А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.
Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
Нисколько не умаляя значения и важности выделения видов функций государства на основании упомянутых критериев, необходимо все же отметить, что самым распространенным является деление функций по объектам воздействия на внутренние и внешние.
Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на междун