КУРСОВАЯ

Федеративная форма правления


ВУЗ - Волгу
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Федеративная форма правления: особенности, основные характеристики 5
1.1. Особенности федеративной формы правления 5
1.2. Характеристика федеративной формы правления 9
2. Проблемы федеративного развития России 16
2.1. Принципы федерализма в России 16
2.2. Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России 22
Заключение 30
Список литературы 32



Введение

Государство является всеохватывающей политической организацией общества, которая обладает специальным аппаратом управления, обладает суверенитетом, представляет интересы общества и осуществляет управление им в целях достижения общесоциальных интересов.
Изучение государства - сложнейший процесс, так как государство является настолько многоликим социальным образованием, что невозможно рассматривать какой-либо из его элементов в отдельности. Государство - целостное явление, его составляющие находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Именно эта система обеспечивает непрерывное функционирование механизма государства.
В процессе изучения какого-либо правового или государственного явления исследователь раскрывает сущность данного понятия, определяет его социальное назначение, выделяет главные признаки и дает основные характеристики. Но по отношению к государству на этом исследование не заканчивается. Желание наиболее полно охарактеризовать понятие государства заставляет исследователя двигаться дальше. Перед ним возникает задача рассмотреть, как устроено государство, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества. Только после изучения формы, т.е. устройства, государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким является государство.
Важность и актуальность проблемы федеративного правления обусловлены тем, что на данный момент ни одно современное государство невозможно представить без возможности создания федерации. Основы создания стабильной экономической системы, правового государства, демократического и в то же время централизованного управления государством, обеспечение территориальной целостности и нерушимости государственных границ - все это становится возможным только при наличии развитого федеративного государства. Поэтому целесообразно будет рассмотреть данный вопрос более основательно и подробно.
Целью настоящей работы является исследование особенностей федеративного правления и анализ особенностей федеративного устройства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности федеративной формы правления;
- раскрыть характерные черты федеративной формы правления;
- рассмотреть особенности реализации принципов федерализма в Российской Федерации;
- проследить направления реформирования федеративных отношений в Российской Федерации.
Материалом для проведенного исследования послужили учебно-методическая литература, а также научные монографии отечественных ученых-правоведов и материалы, опубликованные на страницах периодических изданий по рассматриваемой проблеме.

1. Федеративная форма правления: особенности, основные характеристики
1.1. Особенности федеративной формы правления

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока:
- форму правления;
- форму государственного устройства;
- политический (государственный) режим .
1. Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
2. Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования государства в целом.
Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство, федерация, конфедерация.
3. Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан и др.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.
Таким образом, понятие "устройство государства" многозначно. То есть везде идет речь именно об устройстве государства, но только в различных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения государство ведет разнообразную деятельность. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать в этих территориальных образованиях местные органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная . При унитаризме все решения как во внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти.
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о государственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранивших полную независимость.
Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое - тоже влияют на территориальную организацию государства.
С самого начала, когда вопросы государственного устройства попали в поле зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, они считали, что унитарное государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи между трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах. Однако такая посылка оказалась справедливой для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран в национальном отношении практически однородных, где не было и не могло быть сколько-нибудь серьезных межнациональных конфликтов. Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что под британскими колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский, ландский, валлийский - и что если государство там станет унитарным, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и т.д. Для того чтобы избежать этого, утверждали К. Маркс и Ф. Энгельс, Британии необходима федеративная форма государственности, которая обеспечит равноправие различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации различных национальностей.
По прошествии многих лет мы видим, что то, что открыли основоположники научного коммунизма и нарекли исключением, оказалось гениальной догадкой в отношении государств со сложным многонациональным характером развития. Пример тому - образование СССР, а впоследствии Социалистической Федеративной Республики Югославии, Чехословацкой Социалистической Республики.
Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство . Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в состав союзного государства. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад Министра внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти". Но федерализм юридически был закреплен в Конституции РСФСР 1918 г.
В декабре 1922 г. Россия вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.

1.2. Характеристика федеративной формы правления

Несмотря на многоликость и специфические особенности каждой федерации, можно выделить черты, характеризующие все федеративные государства .
1. Любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоит и двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в нередких случаях собственные воинские формирования и гражданство.
2. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность.
3. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (в большинстве стран это верхняя пал