КУРСОВАЯ

Устыновление


ВУЗ - Волгу
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Понятие, правовая природа и значение усыновления 5
1.1. Понятие и значение усыновления 5
1.2. Правовая природа усыновления 9
1.3. Условия усыновления 11
2. Порядок и правовые последствия усыновления 20
2.1. Порядок усыновления 20
2.2. Правовые последствия усыновления 28
2.3. Отмена усыновления 31
Заключение 33
Список литературы 34



Введение

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.
Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей.
В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.
Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.
Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является такой формой семейного воспитания, которая выгодно отличает его от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких, как опека и попечительство, приемная семья. В данной книге предлагается сравнительный анализ этих форм с усыновлением, позволяющий назвать именно усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.




1. Понятие, правовая природа и значение усыновления

1.1. Понятие и значение усыновления

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите .
Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, "дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов...". Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но прежде всего отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Очевидно, что развитие ребенка в рамках детского учреждения не может быть полноценным по отношению к условиям его воспитания в семье.
В семье происходит первичное формирование чувств и мыслей, воли и характера, сознания и поведения ребенка. В семье развиваются его способности и воспитываются важнейшие моральные качества, приобретаются необходимые навыки и привычки .
Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ), государство обязано обеспечить его реализацию.
Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье.
Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления . КоБС РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления. Более того, толкование его норм не позволяло четко ответить на вопрос, что такое усыновление. В учебной литературе советского периода усыновление чаще всего именовали как акт усыновления. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Если оценивать выводы советских ученых с современных теоретических позиций, то можно сказать, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт ("акт усыновления"), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение. Представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.
Действующий СК РФ также не дает единого легального определения усыновления.
Вместе с тем законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами "формы воспитания" детей, оставшихся без попечения родителей (разд. 6 СК РФ), и "формы устройства" детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121, 123, 124 СК РФ).
По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 124 СК РФ) .
Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:
1) усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;
2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;
3) усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;
4) усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;
5) усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.
Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. 6 СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.


1.2. Правовая природа усыновления

Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей: 1) по основанию возникновения правоотношений; 2) по характеру правоотношений; 3) по содержанию прав и обязанностей субъектов.
Основанием возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства - решение администрации.
Различия между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются и в характере возникающих правоотношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бессрочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными . Так, согласно п. 2 ст. 145 СК РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с п. 2 ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним, в свою очередь, прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет (п.





Подобные готовые работы:

Устыновление