ДИПЛОМ

Конституционное право на образование


ВУЗ - СибАГС
Объем работы - 90 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ...........................8
1.1. Понятие и содержание права на образование в Конституции Российской Федерации и Республики Тыва................................8
1.2. Формирование права на образование в истории России........22
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ..................................................................34
2.1. Теоретические проблемы формирования и функционирования государственно-правового механизма в образовании......................................................................................34
2.2. Основные способы законодательного обеспечения права на образование.......................................................................................46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.....................55
3.1. Система норм, регулирующих образовательную деятельность.....................................................................................55
3.2. Основные положения кодекса об образовании.........................58
3.3. Развитие законодательного процесса правового регулирования образовательной деятельности........................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................87
ПРИЛОЖЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает. Очевидно, что совершенствование образовательных отношений, повышение качества образования при деятельном участии в этом процессе не только государства, но и граждан, институтов гражданского общества является необходимым элементом перехода нашей страны к постиндустриальному типу организации. В данной работе важно как изучить и использовать опыт других стран, так и сохранить собственный положительный опыт [29, с. 125].
Совершенствование образовательных отношений в указанном ключе предполагает и совершенствование правового, прежде всего; конституционно-правового регулирования названных отношений, в том числе конституционно-правовых возможностей индивидов в сфере образования. Одним из жизненно важных направлений этой работы является правотворческое, правоприменительное обеспечение конституционного права на образование, включая право на общее образование. На данном направлении еще многое предстоит сделать. Так, например, требует расширения и упорядочения нормативно-правовой массив, посвященный регулированию общего образования, в частности, регламентации деятельности образовательных учреждений, локального правотворчества в сфере общего образования.
Правовое положение людей, прежде всего несовершеннолетних, в сфере общего образования - предмет регулирования многих отраслей права. Однако особая роль здесь принадлежит конституционному праву, призванному обеспечить согласованное, непротиворечивое, взаимодополняющее действие норм разных отраслей права. Подобное действие конституционного права - та цель, которую еще предстоит достичь, ведя работу по комплексной конкретизации содержания конституционного права на общее образование в рамках отдельных отраслей.
Актуальность избранной темы заключается также в необходимости творческого обобщения применительно к конституционному праву на общее образование соответствующих наработок правоведческих, иных научных дисциплин, изучающих проблемы общего образования и образования вообще.
Однако законодательство об образовании продолжает развиваться и совершенствоваться. Часть важных вопросов реализации конституционного права на общее образование так и не нашли достаточного отражения в работах юристов. В частности, это касается понятийного аппарата, используемого в нормативно-правовых актах, правовых проблем реализации этого права, классификации субъектов конституционного права на общее образование и т.д. Полагаем, что в условиях формирующегося законодательства об образовании это свидетельствует о недостаточной проработанности темы исследования в юридической литературе.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционно-правового регулирования образования в Российской Федерации и реализации соответствующих правовых норм.
Предметом исследования является конституционное право на образование.
Цель данной работы - изучение юридической природы и содержания конституционного права граждан на образование и проблем его осуществления в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- изучение понятие и содержание права на образование в Конституции Российской Федерации и Республики Тыва;
- анализ формирования права на образование в истории России;
- выявление теоретических проблем формирования и функционирования государственно-правового механизма в образовании;
- определение основных способов законодательного обеспечения права на образование;
- анализ системы норм, регулирующих образовательную деятельность;
- изучение основных положений кодекса об образовании;
- выяснение развития законодательного процесса правового регулирования образовательной деятельности.
Предметное изучение конституционного права на образование потребовало обращения к исследованиям по проблематике правового статуса личности, особенностей закрепления и осуществления основных прав и свобод, взаимоотношений граждан и органов власти, структуры права, законодательства, их систематизации. Исследованию данных проблем посвящены работы таких авторов, как Е.В. Аграновская; C.G. Алексеев, Н.И. Архипова, В.К. Бабаев, М.В: Баглай, В.М. Баранов, Н.А. Боброва, Н.С.Бондарь, Д.С. Велиева, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.Е. Гурман, Т.Д. Зражевская, А.Н. Кокотов, С.А. Комаров, В.В. Копейчиков, В.М. Корельский, Б.С. Крылов, М.И. Кукушкин, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.Я. Любашиц, В.В. Мамонов, Н.И. Матузов, Р.А. Мюллерсон, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, Л.П. Рассказов, В.И. Русинов, А.Н. Сагиндыкова, О.Г.Селихова, А.В. Сивопляс, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, И.В. Упоров, М.Ю. Федорова, В.М. Чхиквадзе, В.И. Шабайлов, В.И. Шкатулла, Б.С. Эбзеев, К. А. Экштайн, Д.А. Ягофаров и др.
Право на образование - одно из самых «молодых» прав человека. В России право на образование получило закрепление на конституционном уровне достаточно поздно. Это отразилось в известной степени на уровне научной разработанности темы. Первые серьезные исследования права на образование появились, начиная с 70 - 80-х годов 20 века. Это работы, Г.С. Сапаргалиева, диссертационные исследования Л.А. Дольниковой, Г.А. Дороховой, Т.С. Румянцевой. То, что эти труды были написаны в советский период отечественной истории, накладывает на них свой отпечаток.
Новое развитие исследования конституционного права на образование получили с начала 90-х годов, после перестройки, в эпоху существенных политических, экономических и социальных преобразований. Отдельные проблемы законодательного регулирования права на общее образование отражены в исследованиях таких авторов, как Е.В. Буслов, Е.Д. Волохова, И.В. Дарда, З.П. Дащинская, А.Н. Джуринский, А.Г. Каспаржак, СВ. Куров, М.Н. Лазутова, М.В. Левитин, Р.К. Мальцев, И.В. Петелина. Проблемам структуризации законодательства об образовании посвящены работы Е.В.Буслова, О.Н.Смолина, В.М.Утенкова, М.Ю.Федоровой, С.М.Широбокова, В.И. Шкатуллы. Комплексному исследованию реализации конституционного права на образование посвящены диссертации Т.Н. Матюшевой, И.Ф. Никитиной, О.А.Тепляковой.
Методологическую основу исследования составил комплексный системный подход к раскрытию юридической природы и содержания конституционного права на общее образование, его места в системе основных прав и свобод человека и гражданина, анализ законодательства об образовании, проблем его реализации.
При написании дипломной использовались обще- и частнонаучные методы. Среди них методы диалектического материализма, сравнительно- правовой, формально-логический, системно-структурного анализа, исторический и др.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых, как В.К. Бабаев, В.М. Баранов, И.А. Иванников, С.А. Комаров, В.Я. Любашиц, B.C. Нерсесянц, В.М. Сырых, К.Б. Толкачев, А.Г.Хабибулин, B.C. Якушев.
В процессе подготовки работы проведен анализ положений Конституции Российской Федерации, актов международного законодательства, федеральных законов, актов федеральных органов государственной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере общего образования.
Научная новизна работы заключается в том, что настоящее исследование является одной из первых попыток комплексного раскрытия природы и содержания конституционного права на образование, его нормативно-правового регулирования, а также в изложении подхода к решению ряда проблем реализации конституционного права на общее образование.
Структура работы – введение, три главы, заключение, библиографический список.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты:
Федеральные нормативные акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Конституция Республики Тыва (принята на референдуме Республики Тыва 06.05.2001 г.)
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 года № 3266-1
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ
5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ
6. О свободе совести и религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.
7. Об утверждении федеральной программы развития образования: федер. закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.
8. О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
10. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в области образования: федер. закон от 20 июля 2004 г. № 68-ФЗ.
11. О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
12. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
13. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства Рос. Федерации от 5 июля 2001 г. № 505.
14. Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена: постановление Правительства Рос. Федерации от 16 февраля 2001 г. № 119.
15. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 июня 2004 г. № 280.
16. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июня 2004 г. № 300.
17. О Федеральном агентстве по образованию: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июня 2004 г. № 288.
18. Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации: приказ М-ва образования Рос. Федерации от 3 декабря 1999 г. № 1075.
19. Об утверждении положения о проведении единого государственного экзамена: приказ М-ва образования Рос. Федерации от 27 февраля 2001 г. № 645.
20. Об утверждении концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ М-ва образования Рос. Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393.
21. Об утверждении порядка приема и обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета: постановление Госкомвуза Рос. Федерации от 10 апреля 1996 г. № 5.

Международные нормативные акты

22. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [электронный ресурс] / Режим доступа: // http://cenunst.by.ru/humanrights/documents/document.a.01.shtml.
23. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами – членами Советом Европы 4 ноября 1950 г., Рим. [электронный ресурс] / Режим доступа:// http://cenunst.by.ru/humanrights/documents/document.v.109.shtml.
24. Протокол к конвенции о защите прав человека и основных свобод, принят правительствами – членами Советом Европы 20 марта 1952 г., Париж. [электронный ресурс] / Режим доступа:// http://cenunst.by.ru/humanrights/documents/document.v.109.shtml.
25. Европейская социальная хартия, принята правительствами – членами Совета Европы 18 октября 1961 г. [электронный ресурс] / Режим доступа:// http://www.yabloko.ru/Themes/Social/hartia-3.html.
26. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. [электронный ресурс] / Режим доступа:// http://cenunst.by.ru/humanrights/documents/document.a.02.shtml.
27. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. [электронный ресурс] / Режим доступа:// http://cenunst.by.ru/humanrights/documents/document.a.02.shtml.
Литература:

28. Алебастрова И.А. - Конституционное право зарубежных стран.: Учебное пособие.: - М.: Юрайт-М, 2001. – 640 с.
29. Авдеев Д.А, Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тюмень, 2004.
30. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2007. – 800 с.
31. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. - 520 с.
32. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.
33. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: (Проект. С изменениями и дополнениями) / Отв. ред. В.М. Сырых. – М.: ИЦПКПС, 2003. – 228с.
34. Козырин А.Н. Проект образовательного кодекса Российской Федерации.
35. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топоркина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юридическая литература, 2004. – 624 с.
36. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М.: ООО «Городец-издат», 2002. – 864 с.
37. Куров С.В. Защита права в образовании // Право и образование. 2002. № 5. С.123.
38. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 404 с.
39. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2006. – 688 с.
40. Шкаттула В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. – М., 1996.
41. Шкаттула В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с.
42. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. – М., 2006.
43. Ягофаров Д.А. Образовательное право и правовое образование в современную эпоху: теоретико-правовые и организационные аспекты // Образование и наука. 2000. № 2(4). С. 50-60.
44. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. 2000. № 4(6). С.54-61.
45. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2005. – 377с.