ДИПЛОМ

Экономические ресурсы региона на примере Республики Тыва


ВУЗ - ХГУ им. Катанова
Объем работы - 90 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Характеристика экономических ресурсов Тувы.............................8
1.1. Понятие и сущность экономических ресурсов................................8
1.2. Природные ресурсы, их влияние на развитие региона..................12
1.3. Трудовые и финансовые ресурсы региона, их влияние на социально-экономическую стабильность.......................................17
2. Оценка и анализ экономических ресурсов региона за период 2006 – 2008 гг. (на примере Республики Тыва).......................................27
2.1. Оценка основных показателей природных и трудовых ресурсов региона...............................................................................................27
2.2. Анализ структуры финансовых ресурсов.......................................37
2.3. Проблемы формирования экономических ресурсов региона.......50
3. Перспективы и пути более эффективного формирования и использования экономических ресурсов региона..........................59
Заключение..................................................................................................81
Список литературы.....................................................................................85
Приложение











Введение

Актуальность. Все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различают природные ресурсы (земли), капитала и труда. Совокупность этих ресурсов выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем, чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей [16, с. 124].
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов – прибыли, заработной платы, ренты.
Особенности ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец – рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т.е. по тем иным причинам не может переместиться на другой участок рынка (в другую отрасль), фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль.
Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой цене. Так, выплата высокой заработной платы работникам определенных профессий стимулирует рост предложения соответствующих категорий рабочей силы. Спрос же на ресурсы повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.
Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления [16, с. 129].
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
- индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
- индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
- общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Многие свойства современной пространственной структуры российской экономики обусловлены физико-географическими факторами или многовековым историческим наследием: огромная территория и ее периферийное положение в Евразии, суровые климатические условия и низкая плотность населения на большей части территории, пространственный разрыв между сосредоточениями природных ресурсов, населения, производства. Все это - постоянный фон для регионального развития страны [16, с. 136].
Наибольшие заботы создают такие свойства сложившейся пространственной структуры национальной экономики, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, большие расстояния между производителями и потребителями, существование моногородов (в том числе «закрытых»), сращивание социальной инфраструктуры поселений с производственными предприятиями, избыточное население на Севере, многочисленные зоны экологического бедствия, критическое состояние малых городов, деградация многих сельских местностей.
Объект – экономические ресурсы региона.
Предмет – экономические ресурсы Республики Тыва.
Цель дипломной работы – изучение экономических ресурсов региона, проблемы их формирования и более эффективного использования на примере Республики Тыва.
Задачи:
- дать характеристику экономических ресурсов региона;
- провести оценку и анализ экономических ресурсов региона за период 2006 – 2008 гг. (на примере Республики Тыва);
- выявить перспективы и пути более эффективного формирования и использования экономических ресурсов региона.
В России региональная экономика начала складываться как наука сначала в рамках экономической географии с трудов экономистов географов Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Этим ученым принадлежит ряд трудов по вопросам экономического районирования, развития и размещения производительных сил, а также по общим проблемам экономической географии.
Н.Н. Баранского считают основоположником экономической географии в СССР, он автор многочисленных трудов по теории и методологии экономической географии.
Н.Н. Колосовский в середине 40-х гг. исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории ТПК (территориально-производственных комплексов). Он разработал метод энергопроизводственных циклов, ставший основным для экономико-географической характеристики районов, позволяющий более четко выявить структуру хозяйства и внутрирайонные производственные связи.
В дальнейшем проблемы региональной экономики изучали П.М. Алампиев, В.В. Кистанов, Е. Пробст, Э.Б.Алаев, Н.Н.Некрасов и др. Согласно их исследованиям, экономический район - это неотъемлемая часть народного хозяйства страны. Он занимает определенную территорию. Основные его черты: производственная специализация, уровень и структура производства, экономико-географическое положение, природные и трудовые ресурсы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, представляющие различные экономические школы, подходы и направления в рамках изучаемой темы; монографии, статьи, посвященные проблемам экономических ресурсов.
Информационно-эмпирическую базу составили документы и материалы по Республике Тыва, органов государственной власти, законодательные, нормативные акты и федеральные программы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
2. Конституция Республики Тыва 2001г. Книжное изд-во РТ
Кызыл,2008.
3. Налоговый кодекс РФ. ч.ч. 1, 2 от 05.08.2000 № 117 -ФЗ. (по состоянию на 01.03.2009 г.).
4. Бюджетный кодекс РФ. (по состоянию на 20 апреля 2008г.) - Новосибирск: Сиб.унив.изд.2008.-224с.
5. Федеральный Закон № 176 от 24 декабря 2006 года «О Федеральном Бюджете на 2006 год» (в ред. 07.07.2006 г.).
6. Закон РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ».
7. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г.№154-ФЗ (в ред. от 30.09.2004).
8. Закон Республики Тыва «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1997.
9. Закон Республики Тыва от 26 июля 2004 г. № 327 «О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного страхования на 2004 год», принят Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва от 07 июля 2005 г.
10. Закон Республики Тыва от 03 июня 2005 г. № 516 «О бюджете Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».
11. Постановление РФ от 15 августа 2001г. №584 «О программе развития бюджетного федерализма РФ на период до 2005 года»// Российская газета, 2001, №8.
12. Постановление Правительства Республики Тыва от 20 января 2006 г. № 45 «О финансировании в 2006 году приоритетного национального проекта «Здоровье» за счет средств федерального, республиканского, муниципальных и поселенческих бюджетов учреждений здравоохранения Республики Тыва».
13. Постановление Правительства Республики Тыва «О финансировании в 2007 году мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» за счет средств федерального и республиканского бюджетов от 27.01.2007 г. № 131.
14. Постановление Правительства Республики Тыва от 18 мая 2006 года № 642 «Об учреждении премий и грантов Председателя Правительства Республики Тыва в области образования».
15. Постановление Правительства Республики Тыва от 27.01.2007 года № 132 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 18 мая 2006 года № 642».
16. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. – МЛ 2004
17. Балакина Т.М. Законодательство республики Тыва о местном самоуправлении.
18. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник – Москва, изд-во ЮНИТИ, 2000
19. Бабич А. М. Палова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.:, 2002.
20. Вавилова Е.В. – Экономическая география и регионалистика - учебное пособие. – М., 1999.
21. Грачевой. Е. Ю. Финансовое право. М.: Проспект 2004 г.
22. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник.- М.: Гардарика, 2003.
23. География: Справочник абитуриента/ Т.С. Майорова.-М.: Филол. об-во «СЛОВО», ООО, « Фирма « Издательство АСТ», 1998.
24. Богачева О.В., Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы, 2005, №9.
25. Залогов Н. А. Механизмы реализации принципов бюджетного федерализма на региональном и муниципальном уровнях.//Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2006 - № 6.
26. И.И. Курицын, А.В. Волгин, В.Н. Юпатова Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов / Под общей ред. А.В.Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 432 с.
27. Кучеров И. И. Бюджетное право России: курс лекций. М: 2002 г.
28. Карапетян Л. И. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации // Федерализм. – 2005. - № 1.
29. Коновалова Т.В. Некоторые особенности местных бюджетов // Финансы, 2004, № 4, с.8.
30. Львов Н.В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы, 2007, №11.
31. Лайкам К.Э. Место и роль налоговой политики в совершенствовании межбюджетных отношений. // Финансы, 2005, №6.
32. Мирханов Н. К. Федерализм, многонациональность, государственность: новый курс российской власти// Федерализм. – 2005. - № 3.
33. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы, 2006, №3.
34. Полпорина И.А. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, 2004, №7.
35. Пепеляева С.Г. Основы налогового права. - М.: ИнвестФонд, 2001.
36. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 472с.
37. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 424 с.
38. Сазонов С.П. Региональный бюджет: проблемы и решения. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000
39. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2006.
40. Фролов Н.К. К вопросу о межбюджетных отношениях в России // Финансы, 2005, №1.
41. Финансово-кредитные проблемы региона. Сборник статей. Под ред. И.Н.Щербаковой.- Иркутск, изд-во ИГЭА, 2000
42. Федеральная собственность и регионы: структура финансовых потоков/ Институт «Восток-Запад».- М.: МАКС Пресс, 2001, с 331.
43. Хурсевич С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит// Финансы, 2005, №4.
44. Хурсевич С.Н. Бюджетная поддержка субъектов РФ//Российский экономический журнал, 2007, №9.
45. Христенко В.Б. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений// Финансы, 2004, №5.
46. Экономическая география РФ: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д. Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003, 504 с.
47. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая акадкмия, 2002. – 533 с.
48. Экономика Сибири: субъекты Федерации: Учеб. пос. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – 338 с.
49. Экономическая география России, учебник. – М.,ИНФРА-М/2002.