КУРСОВАЯ

Формирование интеллектуальной культуры у детей с нарушением речи детей 5-6 лет


ВУЗ - АмГПГУ
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение - 3 -
Глава I. Психолого-педагогическое понятие интеллектуальной культуры - 6 -
1.1. Становление понятия «интеллект» - 6 -
1.2. Развитие интеллекта детей. - 8 -
1.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. - 12 -
Глава 2. Экспериментальное исследование интеллектуальной культуры у детей с нарушением речи 5-6 лет. - 15 -
1.2. Оценка уровня сформированности интеллектуальной культуры дошкольников. - 15 -
Заключение. - 22 -
Библиография - 23 -
Приложение
Приоритетные задачи современного образования, важнейшие как для развития общества в целом, так и для конкретной личности, предъявляют особые требования к подготовке личности детей на всех ступенях обучения. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование интеллектуальной культуры ребенка. Данное направление приобретает особое значение в связи с огромным потоком информации различного уровня, перед которым ребенок-дошкольник становится беззащитным и воспринимает не всегда полезную информацию. Учитывая возрастные особенности дошкольника, возникает необходимость отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста. Как отмечает Арсентьева В. П. [4] к концу дошкольного возраста можно сформировать компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, а так же ценностные основы отношения, к действительности сбалансировав репродуктивную и исследовательскую деятельность, совместные и самостоятельные, подвижные и статичные формы детской активности. Целью современного личностно-ориентированного образования является оказание педагогической поддержки каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.
В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии, философии отмечается особый интерес к интеллектуальной сфере личности (Д.Б. Эльконин [24], В.В. Давыдов [23], А.М. Матюшкин [13], Д.Б. Богоявленская, Г. Айзенг [14], Б.Г. Ананьев [1], А. Бине [1 ], М.А. Холодная [14], В. Келле [26], Г. Гегель [14], и др.).
В современной науке можно выделить разные точки зрения на интеллектуальное развитие дошкольников, иногда диаметрально противоположные. Например, нейрофизиолог А.И. Шеповальников [14] считает, что развитие ребенка задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми, тем самым упускается самый активный период. Большинство детей, по его мнению, страдают не от избытка, а от недостатка информации. Детский психотерапевт В.И. Гарбузов, напротив, полагает, что ускорение интеллектуального развития детей опасно, потому что происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому, ответственному за образное, творческое мышление. Мы загружаем левое полушарие, которое отвечает за логику, понимание речи. А ребенок — правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому, включая сначала правое полушарие, несловесное, необходимо постепенно подтягивать к процессу познания и левое, комментируя, озвучивая возникающий образ. И тогда малыш, соотнося образное с логическим, будет развиваться гармонично, без перегрузки нервной системы и расстройства психики.
Целью нашего исследования является установление зависимости между особенностями речевого развития детей с общим недоразвитием речи и формированием интеллектуальной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования интеллектуальной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза: особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста влияют на формирование интеллектуальной культуры.
Для реализации поставленной цели мы наметили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования интеллектуальной культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня интеллектуальной культуры у детей дошкольного возраста.
3. Выявить актуальный уровень развития интеллектуальной культуры детей старшего дошкольного возраста с особенностями в речевом развитии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы исследования:
1. теоретические (анализ психологических, педагогических исследований по проблеме);
2. эмпирические (педагогические наблюдения, изучение педагогической документации);
3. диагностирующие (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение за детьми);
4. статистические методы.
Для реализации поставленной цели и проверки нашей гипотезы мы провели исследование на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 131 п. Дружба. В исследовании приняли участие 15 детей логопедической группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Глава I. Психолого-педагогическое понятие интеллектуальной культуры
1.1. Становление понятия «интеллект»
На всем протяжении возникновения и развития с древнейших времен и до наших дней психология в качестве основной своей категории рассматривает интеллект, актуальным вопросом остается происхождение и сущность интеллекта. Еще до ее выделения в самостоятельную науку ученые-философы и естествоиспытатели с разных сторон рассматривали те характеристики индивидов, которые можно назвать интеллектуальными, в первую очередь, мышление и способность к обучению. Ими поднимались и обсуждались такие важные проблемы, относящиеся к интеллекту, как роль разума в жизни человека (Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон), возможности разума в познании окружающей жизни и себя (Аристотель, Эпикур, Дунс Скотт, В. Оккам, Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц), происхождение и эволюция разума (Дидро, Руссо, Т. Браун, Дж. Милль, Дж.С. Милль), его связь с чувствами и сенсорными процессами (Декарт, Лейбниц, Дж. Локк, Гартли). Рассматривались вопросы о сущности и характере интеллектуальной активности (Аристотель, Платон, Гоббс), были выдвинуты гипотезы относительно закономерностей функционирования мышления (Дж. Локк, Гартли, Т. Браун), предприняты попытки выделить и изучить отдельные мыслительные приемы (Дж. С. Милль). Оценивая значимость описываемого периода для разработки проблем сущности и природы интеллекта, нельзя не отметить, что уже само по себе открытие проблем, постановка вопросов важны для прогресса науки.
Как особый объект научно-психологического исследования понятие "интеллект" было введено английским антропологом Ф. Гальтоном во второй половине XIX в. и рассматривалось им как генетически обусловленная способность, не зависящая от условий развития. Представления Гальтона об интеллекте на многие десятилетия вперед определили взгляды психологов, занимавшихся его исследованием, а также повлияли на методологию его измерения.
Библиография


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей. Автореферат канд. Дисс. Ростов –на - Дону, 2004.
3. Александрович, М.О. Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития. Автореферат канд. Дисс. Минск, 2002.
4. Арсентьева, В. П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника// Управление дошкольным образовательным Учреждением.- 2005.- №5.
5. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология детства. – М.: АПО, 1997.
6. Волкова, Г.А. Логопедия. Учебное пособие для вузов. - М., 2004.
7. Диагностика формирования самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста// Актуальные проблемы практической психологии.- Н.Новгород, 1994,- С.-38-42.
8. Замахин, А.Г. Онтогенетические предпосылки интеллекта в структуре индивидуальности. М., 2004.
9. Замахин, А.Г. Психофизиологические предикторы интеллекта (онтогенетическое исследование) /Материалы "2-ой Российской конференции по экологической психологии".- М., 2000.
10. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании.— М.: Тривола, 1995.
11. Кривовяз, И.С. Пути коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореферат канд. Дисс. М., 1995.
12. Магомедханова, У.Ш. Особенности проявления операции обобщения у детей 5-6 лет/ Материалы научной конференции биолого-химического факультета. Выпуск I.- Махачкала, 1996. С.56-59.
13. Матюшкин, А.М. Анализ и обобщение отношений. Сб. «Процессы мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения (экспериментальные исследования)», (под общей ред. С. Л. Рубинштейна), М., Изд-во АН СССР, I960.
14. Митина, Л.М., Ефимова, Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, 2003.
15. Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, М с- 89 – 92.
16. Пантелеева, Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями// Логопед.- 2004.- № 4.
17. Прогностическая валидность диагностики интеллектуальной готовности детей к обучению в школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной психологии». Орехово-Зуево, 2001, с. 93-94.
18. Психологическое прогнозирование школьной успешности первоклассников // Психолог в детском саду 2001. №1-2. с. 76-78.
19. Ращикулина, Е.Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению// Управление дошкольным образованием.- 2005.-№4.
20. Семаго, Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием. Автореферат канд. Дисс. М., 2001.
21. Соколов, А.Н. Внутренняя речь. Автореферат канд. Дисс. М., 1967.
22. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. –М.: Академия, 1998.
23. Туревская, Е.И. Возрастная психология.- Тула, 2004.
24. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития.— М.: Тривола, 1994.
25. Ярош, Е.А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии// Сборник межвузовских исследований. Екатеринбург: Центр проблем детства, 2002 г.
26. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. 2005. №10. С. 38 – 55.
27. Шаптала, Н.Л. Оценка педагогом сформированности познавательных компетенций у дошкольников подготовительной группы обучающихся по общеобразовательным программам//Мир детства.-2006.-№9.