РЕФЕРАТ

Философия: предмет, место и роль в жизни человека и общества


ВУЗ - МГОПУ
Объем работы - 10 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
им. М. А. Шолохова





Факультет психологии

Кафедра практической психологии





Реферат





Философия: предмет, место и роль в жизни человека и общества





















Москва
2006
План

Введение………………………………………….…………………..3
1. Предмет философии……………………………………………....3
2. Основные способы освоения мира…………………………….…4
3. Отрасли и специализации философии…………………………...5
4. Изменение традиций философии…………………………………7
5. Особенность философии………………………………………….8
Литература…………………………………………………………….9





































Введение.

Всякое знание может быть представлено в виде системы понятий. Например, в физике понятиями являются «частица», «масса» и т. д., а система, которая включает эти понятия, объясняет их и их отношение между собой, называется теорией относительности. Соответственно существуют и системы знаний биологии, астрофизики, геологии и других наук.
Философская система знаний является наиболее общей, выходящей за пределы частных знаний (и тем более – практических знаний). Заниматься философией – значит создавать наиболее общие понятия и составлять из них такую систему, которая выражала бы все частные знания, всеобщую реальность, включает наше бытие и наше предназначение. С этой точки зрения философское знание похоже на религиозное: утверждать, что Вселенная – это божественное творение, а человек создан по образу и подобию Божьему, - это значит излагать суть одной из философских систем, а именно – теологию.
Однако, философское знание отличается от теологического прежде всего своим происхождением. Для теолога это знание сходит с небес и является абсолютным, это знание - откровение. А для философа это знание является причинно обусловленным и потому не является откровением, ниспосланным ему извне. Но эти два знания могут объединяться.
Таким образом философские вопросы – это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношениях к ним человека. Исходной точкой зрения философского сознания является не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни. Философия пытается ответить на такие извечные вопросы как – Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? Эти вопросы не могут быть решены раз и навсегда, так как каждая эпоха ставит их перед человечеством заново.

1. Предмет философии

В переводе с греческого языка «София» - это мудрость, означающая знание во всех его возможных формах. «Философия» - означает любовь к мудрости. Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма жизни, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Философия – это некое всеобъемлющее любопытство, которое приводит к познанию и пониманию человека и действительности как единого целого. И это знание способствует формированию определённого образа жизни в мире с другими, на основе реально существующей морали, или, как чаще говорят, этики.
Начиная с античных времён, философия как учение о бытии и условиях его познания становиться одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество – философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что человек в душе своей «немножко философ».
Немецкий мыслитель И. Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Каждый мыслящий культурный человек не может не задумываться над вечными вопросами: зачем я живу? Есть ли судьба? Что будет со мной после смерти? Эти вопросы философии, а не науки вообще. Ответы на эти вопросы нельзя найти экспериментальным путём или с помощью математических вычислений, а также они имеют ценностную окраску, т. е. они ориентированны на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.
Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха, в соответствии с достигнутым уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывает свою систему социальных ценностей, по-своему осмысливает, осознаёт границы и перспективы своих возможностей.
По характеру своих вопросов (а главный из них – это вопрос о смысле и значении человеческой жизни) философия ближе к религии. И философские, и религиозные учения ставят перед собой цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решать для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определённый ценностный момент и императив поведения предназначена всё же для «идеального пользования». Но между философией и религией есть и существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе её лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.

2. Основные способы освоения мира.


Философия органически объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй – это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Уникальной особенностью философии является её способность к такому синтезу, а так же является важнейшим и существенным отличием от всех других формирований сознания.
Философия глубоко, органично связана с историческим временем. Человеческая история (история мысли, духа) есть самый высший, самый развитый и самый сложный уровень реальности. Мир человека самый богатый диалектикой. Для философии же, как говорил древний философ Протагор (4 в. до н. э.) человек всегда был «мерой всей вещей». Познавая этот мир, т. е. глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной истории, в сознании, философия познавала тем самым всеобщее.
Философские прозрения нередко и намного опережали открытия и выводы науки. Так идеи атомистики были предсказаны ещё древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании дискуссии о реальности атомов продолжались даже в IXX веке. Тоже можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципах отражения и др.) которые были выдвинуты раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, науке.
Всё наше знание, считал Аристотель, а философское в особенности, обязано своим происхождением такой способности человека, как удивляться. Чем богаче, сложнее духовный мир человека, тем сильнее развита у него эта способность: искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с ещё непознанным, неразгаданным. Любознательность – драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь ожиданием радости от свободной игры ума, сближающей мыслящего человека с богами. Чисто интеллектуальный источник философской мудрости – аристотелевское удивление – составляет, развившись, первый научно-теоретический компонент философского знания.
Эмоционально-ценностное переживание человеком себя и мира роднит философию с религией и искусством, т. е. уже не теоретическим, а с принципиально иным – духовно-практическим способом освоения человеком действительности. Ведь человек не только познаёт мир, он живёт в нём. Человеческое отношение к миру является переживанием, и самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание смерти. Именно смерть называет Сократ (5 в. до н. э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет думать его о смысле жизни, а это и есть философствование.
Всё это придаёт философскому сознанию трагическую, но и возвышенную тональность. Его трагизм, особенно ярко выраженный в восточной философии, не следует относить только к откровенно пессимистическим учениям. Трагичен и философский оптимизм, но он тоже открывает перед человеком суровую истину без прикрас: жизнь есть борьба, а в ней неизбежны жертвы. Но без борьбы нет победы. Реализ философии рассчитан на принятие любого обоснованного разумом вывода, на полный отказ от иллюзий. Вот почему чисто рациональный, просветительный взгляд на философию как на удовлетворение частной человеческой любознательности явно недостаточен. Философия – это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное в мире мыслящее существо – в положение «один на один» с бесконечной, безразличной по отношению к нему Вселенной.
Говоря о специфике и характере философского знания, нельзя обойти понятие социального и духовного опыта, потому что всё наше знание (не только философское) имеет, в конечном счёте, один универсальный источник – человеческий опыт. Опыт, на который опирается философия, является опытом особого рода. Он не является ни непосредственной достоверностью, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдением, ни экспериментом учёного. Никакая эмпирия, ни какой эксперимент не могут сами по себе служить основой для охватывающих, предельно широких обобщений, что нередко истолковывается (скептицизмом, позитивизмом) как аргумент против самой возможности объективного достоверного философского знания.
Не спасёт положение и другой взгляд на философское знание как на простое «обобщение» опытной науки. Во-первых, такой взгляд не верен по чисто историческим соображениям, т. к. философия намного старше науки. Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она бы не несла в себе нового знания, ценность её в культуре, т. е. в сотворённом мире человека, была бы тогда минимальной.
В действительности же философия, напротив, не отстаёт, а опережает науку. Это возможно потому, что в мире есть история, развитие – движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Познавая высшее, диалектический разум познаёт тем самым общую логику, общие законы движения, присущие не только самой этой форме, но и формам ей предшествующим. Высшее есть в тоже время и общее. Законы, действующие на самом высоком уровне эволюции, являются общими для эволюции и охваченного ею мира в целом.
Самая высшая в мире реальность – это человек и мир человека: социальный и духовный. В нём диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира – ключ ко всей диалектики действительности. Это и даёт философии как человекопознанию право быть категориальным, методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной Вселенной, всех её возможных форм и перевоплощений. Категории философии - «узелки на память», оставленные в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.

3. Отрасли и специализации философии.

Философия многогранна. Обширны области философского исследования. Но в различных учениях нередко односторонне акцентуируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Например, акцентируют внимание на связях «философия – наука» или «философия – религия» в отличии от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в предмет философского изучения превращают внутренний мир человека или язык. Искусственное сужение проблематики рождает обыденные образы философии. Реальные же философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта.
Существенную перестройку философского знания осуществил в Новое время И. Кант. В своём сочинении «Критика способности суждения» он говорит о трёх частях философии, соотнося их с тремя «Способностями души», понимая под последними познавательную, практическую и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты.
Гегель строил свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», так же называя три части философского знания:
- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);
- философию природы;
- Философию духа (это комплекс наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Вместе с тем, хотя логики, диалектика, методология познания составляют теоретическое ядро философии. Структура современной философии не сводится только с своему ядру. Философия истории, философия науки, этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. – круг философских дисциплин может быть и расширен. Историко –материалистический подход дал возможность понять философию как явление сложное, многогранное, с учётом всей системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает потребности в широком, полноценном мироуяснении, которое не может быть достигнуто на пути узких специализаций философской мысли.

Выделяют четыре основных отросли философии:

1. Учение об общих законах бытия (онтология) и человеке (философская онтропология);
2. Учение об общих законах познания (гносеология);
3. Учение о формах и законах мышления (логика);
4. Учение о нравственном отношении к миру (этика).

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия политики, философия науки и т. д. В каждой из этих областей складываются ещё и свои более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложились такие дисциплины как: философские проблемы химии, физики, биологии, математики и др.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс её проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом её рассмотрении предстаёт как единый целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становление новых форм опыта, со сложными системами корреляций многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически-конкретных типах культур. Но многокомпонентная система философского знания не отменяет его целостности, потому что философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями.
В контексте вопроса о структуре философского знания следует указать на то, что в философии её история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала её возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач – современными средствами диагностики и лечения.
В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в постоянном процессе самовоспитания, самообращённости. И то и другое совершается как акт рефлексии, т. е. осознанно. А это значит, что философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии – не часть, а основа, её суть, её самосознание.

4. Изменение традиций философии.

В современной философии новшества наблюдаются всё реже и реже, и всё меньше таких философов – создателей систем, как Платон или Декарт, - и всё больше толкователей, распространителей уже существующих философских систем. В Греции в IV веке до н. э. если кого-то называли философом, то была почти 100% вероятность, что он является создателем философской системы; но для Европы конца XX века существует 100% вероятность, что это распространитель или разработчик ранее созданных систем. Однако, принципе и Платон, и самый скромный преподаватель философии являются «любителями мудрости», первый - как создатель, второй как популяризатор или толкователь философии.
В VI – VII в.в. философия представлена главным образом энциклопедистами, которые распространяли свои доктрины посредством книг (Декарт, Спиноза, Лейбниц), тогда как философы IX в. преподавали в университетах и их лекции имели огромную известность. Например, Кенигсбергский университет в конце XII в. прославился лекциями Канта.
В IX в. многие немецкие университеты становятся философскими центрами. Здесь читают свои лекции Фихте (Берлин), Шеллинг (Иена), а также их ученики. Но самые великие из них шли дальше своих учителей, а иногда становились их критиками: Шопенгауэр, Энгельс, Маркс.
Эта университетская традиция продолжилась в XX в. в Германии и за её пределами. Парижский, Оксфордский, Венский и другие европейские университеты становятся центрами философской мысли, во главе которых оказались Бергсон (Париж), Хайдеггер (Фрейбург), Рассел (Кембридж).
Великие политические потрясения, вызванные двумя мировыми войнами, спровоцировали интеллектуальную миграцию, которую поддерживало развитие международного сотрудничества. Витгенштейн был родом из Вены, а известность приобрёл в Кембридже. Поппер, один из ведущих современных британских философов, по происхождению австриец. Француз Леви – Стросс начал свою преподавательскую деятельность в Нью-Йорке и Бразилии, а уже за тем продолжал её во Франции.
После 1945 г. (эти тенденции начинаются сразу же после Второй мировой войны) философия перестаёт быть исключительно университетской, и её традиционные дисциплины теряют былую строгость. Теперь её можно представить как общий подход, который использует все приёмы свойственные мышлению, включая наблюдение, дедукцию, расчёт, любовь, слово, молчание, страдание. Философия предстаёт как размышления о сущности бытия, в том числе о человеке, науке и Вселенной, об истории человечества и о рождении творца: поэта, живописца или музыканта. Философия претендует на энциклопедичность. Но она также и методологическая наука: тогда как естественные науки хотят познать законы явлений, философия стремиться к рациональному и универсальному упорядочению возможностей познания, чувств, поступков, и это упорядочение представляет собой конечное объяснение порядка вещей. Поэтому философия присутствует везде. Есть философия науки, деятельности, техники, Вселенной, искусства и даже философия философии.
Если вспомнить, то слово «философ» в отдельные периоды времени имело разный смысл. В средние века, например, философия была неотделима от теологии и её представители назывались докторами; в этот период философами называли алхимиков, которые пытались превратить металлы в золото (отсюда название «философский камень» для обозначения некой умозрительной субстанции, которая способна вызвать это превращение).
В XVIII в. философами называли таких писателей, как Вольтер, Дидро, Руссо, Гольбах и др., которые в частности, боролись против обскурантизма и нетерпимости. В 1975 – 1980 г.г. В Париже «новыми философами» называли молодых, имевших философское образование, писателей, которые выступали против господствовавших идиалогических установок в политике и общественной жизни, но, произведения которых были не философскими в общепринятом смысле этого слова.

5. Особенности философии.

Как бы не менялись взгляды людей, названия направлений и представителей философии, но основа её остаётся незыблемой. Как и много веков назад философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами – она стремиться осознать основу для всех сфер деятельности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах: Истина, Добро и Красота.
Философия всегда находилась на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и разнообразие духовной культуры общества.
Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, неких идеальных стандартов.
Структура философского знания многогранна. Внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентированной на выявление отношения человека с миром, не сводится только к вычленению какого-либо определённого ядра современной философии. Круг философских дисциплин гораздо шире. Но при этом важно, что многокомпонентная структура философского знания не отменяет его целостности.
















Литература

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / под рук. И. Т. Фролова. М., 1989 г.
2. Канке В. А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. М., Издательская корпорация «Логос», 2003 г.
3. Краткий словарь по философии. Изд. 4-е. М., «Издательство полит. литературы», 1982 г.
4. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В. Осичнюка, В. С. Зубова. К., «Фiта», 1994 г.
5. Философия. Ю. А. Гусев, Н. И. Жуков, В. Г. Изох и другие (под ред. Н. И. Жукова). Мн., БелСоЭС «Чернобыль», 1995 г.
6. Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914
7. Соловьёв В.С. Письма. Т.3
8. Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988