ДИПЛОМ

налоговая система РФ


ВУЗ - на заказ
Объем работы - 80 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы
1.2. Система налогов и сборов в РФ
1.3. Экономическая сущность налогов
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Налоговая политика государства
2.2. Налоговая система 2007: первый шаг на пути к полураспаду
2.3. Проблемы действующей налоговой системы России
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ НАЛОГА КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ




ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы


России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а способствовала подъему экономики страны.
Рассмотрим нормативно-правовую базу налогообложения РФ в настоящее время. Для более полного представления представим данную базу в виде схемы.
Нормативно-правовая база налогообложения


















Рис 1. Нормативно-правовая база налогообложения в РФ [14, стр. 6]

В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы, правительством Российской Федерации предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач:
отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов;
снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда;
пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов;
изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами;
- отмена «мелких» налогов. [12, стр. 1]
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Впервые принципы налогообложения сформулировал А.Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и различными способами интерпретировались в более поздних трудах многих экономистов:
1. Принцип справедливости, в соответствии с которым налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, то есть "каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку".
2. Принцип определенности, то есть обложение налогами должно быть строго фиксировано, а не произвольно.
3. Принцип удобства для налогоплательщика, согласно которому взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени.
4. Принцип экономичности взимания, то есть издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
Содержание главных принципов налогообложения сводятся к тому, что налоги должны платить все, имеющие доход, без всякого исключения и без налоговых привилегий. Следует отличать освобождение от налогов вообще и от определенного налога в частности в целях равенства налогоплательщиков по отношению ко всему налоговому бремени. [14, стр. 19]
Принцип уравнительности налогообложения вытекает из более общего принципа равенства в обеспечении государственных расходов. С одной стороны, для соблюдения справедливости налог должен распределяться равномерно между всеми гражданами, с другой - по экономическим основаниям не могут подвергаться обложению лица, доходы которых достаточны лишь на поддержание жизни. Отсюда вытекает требование так называемого необходимого минимума, то есть освобождения от налога. Возможность вносить налоги у отдельных лиц появляется только тогда, когда их доход начинает превышать расход на безусловно необходимые жизненные потребности.
В современных экономических условиях проблема необходимого минимума доходов тесно увязывается с прожиточным минимумом, так называемой "потребительской корзиной", включающей в себя жизненно важные предметы первой необходимости, позволяющие выжить в данный период без различных форм сбережений и накоплений. Эта точка зрения, на наш взгляд, реальна и отражает действительность сегодняшнего дня.
Освобождение прожиточного минимума от налога - не только вопрос социальной политики, но и большая финансовая проблема, которая подлежит разрешению согласно экономическому требованию продуктивности налога, в соответствии с которым должны быть освобождены от налога все незначительные доходы.
Прогрессия налогообложения вошла составной частью во все налоговые системы цивилизованных государств. Однако в экономической литературе постоянно возникают дискуссии о недостатках данного метода в налогообложении. Его противников можно разделить на две группы. Первая (небольшая) состоит из авторов, которые видят в прогрессии средство уничтожения частной собственности. Вторая группа выдвигает аргументы совершенствования пропорциональность в более широком смысле, подчеркивая ту мысль, что только общая совокупность всех налогов (а не какого-либо отдельно взятого) должна быть пропорциональна платёжеспособности налогоплательщика.
Аргументация защитников прогрессивного обложения основана на том, что налог - это не плата за услуги, а выполнение общественного долга, и поэтому несостоятельными выглядят попытки измерения и определения размера выгоды, извлекаемой отдельным физическим лицом, получающим государственные услуги.
Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.
Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять налогоплательщикам неудобства по условиям места и времени. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А.Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и так далее. [7, стр. 28]
В настоящее время распределение налогов происходит явно неравномерно. Действующая система налогообложения, казалось бы, построена справедливо к плательщикам: перед ней все равны, не существует дискриминации по формам собственности или
-
-


1.2. Система налогов и сборов в РФ

В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране.
Налоговая система характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогообложения является ее элементом.
Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов, позволяющую устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.
В бюджетной практике разных стран наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и региональные) и местные.
В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.
Изучение видов налогов усложняется их многочисленностью и отсутствием четких границ с другими видами платежей в доход государства. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к правильному выбору оснований для классификации налогов. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога. Н.Г. Иванова, Е.А. Вайс выделяют следующие классификационные признаки налогов РФ [8, стр.12]:
Классификация налогов












Рис. 2 Классификация налогов РФ

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате
-
-


1.3. Экономическая сущность налогов

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему.
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают между конкретным налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а также тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
К примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Для государства эти налоги привлекательны еще и потому, что поступление их в казну прямо не привязано к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов: [10, стр. 228]
- с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.);
- с физических лиц (нал
-
-


2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ


2.1. Налоговая политика государства


По мнению Минфина России, который в нашей стране полностью определяет налоговую политику, "налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001 - 2007 гг. Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста" .
С этим мнением Минфина России трудно согласиться, так как наша налоговая система остается сложной, несправедливой и экономическому росту не способствует.
Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию с входящими в ее цену налогами покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и развитие - значит, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом собранные налоги обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто на эти налоги живет (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, налоговая система хороша для всей страны.
Создание оптимальной системы налогообложения - главная задача государства. Пути решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по тому, что рост промышленного производства в России в 2005 - 2007 гг. снизился до 4% по сравнению с 6% в 2004 г. и 9% в 2003 г., указанные средства использованы не в полной мере.
На первый взгляд система налогообложения в России одна из самых льготных в мире. Во Франции, США, Китае и большинстве других стран налоги существенно выше. Чемпионом мира по налогам является Швеция. Шведы отдают государству больше чем каждую вторую заработанную крону. Налоговое бремя Швеции составляет около 51% ВВП, что значительно выше среднего по Европе - 41,5% и тем более России, где доля налогов в ВВП составляет около 36%. В табл. 1 приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения России и Швеции.
Таблица 1
Показатели налогообложения в России и Швеции

┌─────────────────────┬────────────────────┬─────────────────────┐
│ Показатель │ Россия │ Швеция │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Налог на прибыль, % │ 24,0 │ 28,0 │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Подоходный налог │Плоская шкала - 13,0│Прогрессивная шкала -│
│(НДФЛ), % │ │до 55,5 │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Единый социальный │Основная ставка - │Основная ставка - │
│налог (ЕСН), % │26,0. │32,82. │
│ │Регрессия: 10,0 - │Регрессия: 21,88 - │
│ │для зарплаты свыше │для работающих │
│ │23,3 тыс. руб. │одиноких пенсионеров;│
│ │в месяц; │24,26 - для │
│ │2,0 - для зарплаты │работающих │
│ │свыше 50 тыс. руб. │семейных пенсионеров │
│ │в месяц │ │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Налог на добавленную │Основная ставка - │Основная ставка - │
│стоимость (НДС), % │18,0 │25,0 │
│ │ 10,0 │ 12,0 │
│ │ 0 │ 6,0 │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Налог на имущество, %│ 2,2 │ 3,5 │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Объем налогового │ 50 - 100 │ 1 │
│отчета, листов │ │ │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│Количество жителей │ 9 - 10 │ 12 - 13 │
│на одного работника │ │ │
│налоговой службы, │ │ │
│тыс. человек │ │ │
├─────────────────────┼────────────────────┼─────────────────────┤
│ВВП на душу │ 5,035 │ 28,471 │
│населения, долл. США │ │ │
└─────────────────────┴────────────────────┴─────────────────────┘

Казалось бы, можно порадоваться, что платить нам приходится существенно меньше, чем шведам. Можно порадоваться вдвойне, если учесть, что налоги им приходится платить полностью, так как возможности уклонения очень ограниченны: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и т.п. Пойманного "уклониста" заставят заплатить налог, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение было умышленным, еще и посадят в тюрьму на два года.
Но чему радоваться
-
-
-
2.2. Налоговая система 2007: первый шаг
на пути к полураспаду


На сегодняшний день российская налоговая система находится в ужасном состоянии. За последние 2 года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходит в стадию деградации. Это видно по тому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. У правительства нет программы по ее реформе.
По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся еще три-пять лет назад.
В одном и том же документе можно встретить прямо противоположные предложения: например, говорится о необходимости упрощения налоговой системы и о том, что больше не нужно кардинально менять налоговую систему, а чуть далее появляется предложение ввести консолидированную налоговую отчетность по налогу на прибыль.
Те методы, которые предлагаются сегодня, не могут решить проблемы со сбором налогов, а также реформирования налоговой системы в целом. В случае реализации этой программы налогоплательщики так и не получат налоговую систему, которая не будет препятствовать их бизнесу, но и налоговые органы не смогут эффективно осуществлять надзор.
Сегодня Налог на добавленную стоимость - наиболее важный для федерального бюджета налоговый источник, поскольку позволяет государству аккумулировать более 2 трлн руб. (именно такая сумма закреплена в Федеральном законе "О Федеральном бюджете на 2008 год"). Не удивительно, что в таких условиях Правительство РФ уделяет повышенное внимание проблемам собираемости этого налога, однако именно его собираемость в 2007 г. вызывала серьезную обеспокоенность, а темпы сбора налога в 2008 г. ужасающе низки.
В 2007 г. согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" предполагалось собрать "внутреннего" НДС на сумму 1 трлн 123 млрд руб. Уже к осени 2007 г. стало ясно, что план выполнить не удастся, и бюджетное задание по НДС путем изменений Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" было сокращено до 958 млрд руб., то есть на уровне 85% от первоначальных прогнозов. Но даже и этот "облегченный" план не был выполнен, и, по данным ФНС, "внутренний" НДС в 2007 г. собран в размере 924 млрд руб.
В прошлом году налогоплательщики столкнулись с тем, что, выполняя заявленный план, к ним приходили налоговые инспектора и просили иногда ласково, иногда грубо: "Заплатите, пожалуйста, НДС, пусть даже в счет будущих периодов, но главное, чтоб мы сегодня могли хоть что-то показать в бюджете...". Такая практика, конечно, отдаляет нашу налоговую систему от цивилизованных систем налогообложения и превращает процесс налогового контроля в сбор дани.
Во многом столь неутешительная картина со сбором налога в прошлом году объясняется произошедшей в 2006 г. реформой порядка исчисления и уплаты НДС, которая по объективным причинам предполагает некоторое снижение поступлений в бюджет, особенно в ходе так называемого переходного периода.
Многочисленные попытки усовершенствовать юридическую конструкцию НДС не смогли, как показывает практика, решить наиболее острые проблемы исчисления налога, и по-прежнему механизм уплаты НДС вызывает справедливые упреки и налогоплательщиков, и контролирующих органов. Грандиозная реформа НДС, проведенная в прошлом 2006 г., на мой взгляд, не сумела разрубить гордиев узел противоречий в правовой регламентации отношений по уплате НДС. Решение одних проблем сопровождаются появлением новых, ранее неизвестных, а попытки законодательным путем бороться с недобросовестными налогоплательщиками традиционно сопровождается появлением колоссальных неприятностей у законопослушных налогоплательщиков. Вместе с тем основные проблемы налога на добавленную стоимость по-прежнему не решены, а налогоплательщики, особенно те, кто занят в производственной сфере, справедливо называют НДС в числе налогов, мешающих развитию бизнеса в России.
НДС является достаточно сложным налогом, и, конечно же, не следует ожидать, что его правовая регламентация может быть примитивно простой. Но российский налог на добавленную стоимость отличается тем, что вся его юридическая конструкция пронизана духом борьбы с "больно умными налогоплательщиками", которые, перестраивая свои хозяйственные связи, находят способ минимизировать платежи.
Эта борьба не достигает своей цели, поскольку налоговые мошенники находятся вне поля зрения фискальных органов, зато многомиллионная армия законопослушных налогоплательщиков регулярно включается в увлекательную игру "русская налоговая рулетка", пытаясь отгадать, как государство на этот раз хочет взимать налог на добавленную стоимость.
Отменив фактическую уплату налога поставщикам материальных ресурсов, законодатель сохранил право налоговых органов признавать вычет необоснованным из-за малейшей ошибки в счете-фактуре. Необоснованно широкий перечень реквизитов, содержащихся в счете-фактуре, нарушение которых лишает налогоплательщика права на вычет, позволяет на законных основаниях лишать вычета добросовестного налогоплательщика, даже если эта ошибка никак не сказывается на эффективности налогового контроля и уж точно не свидетельствует о фиктивности сделки.
Накапливающиеся и приумножающиеся проблемы НДС заставляют налогоплательщиков искать новые способы борьбы с законодательством. Дробление бизнеса ради того, чтобы воспользоваться упрощенной системой, поиск "удобных" налоговых инспекций, которые готовы сквозь пальцы смотреть на несоответствие реальной хозяйственной деятельности требованиям налоговых законов, наконец, возродившийся ажиотажный спрос на услуги фирм-однодневок - все это последствия необдуманных нововведений в гл. 21 НК РФ.
В этой связи, конечно же, проблема, которую сегодня представляет собой налог на добавленную стоимость, является реальным препятствием для развития бизнеса. Несмотря на неоднократные видимые попытки совершенствования НДС, юридическая конструкция этого налога каждый раз становится все хуже и хуже.
Сегодня звучит много предложений о том, как можно реформировать НДС. Наиболее экзотическим, на мой взгляд, является предложение об отмене НДС и замене его на налог с продаж.
С моей точки зрения категорически невозможно введения в России налога с продаж. Введение налога с продаж приведет к тому, что от этого проиграют все. Прежде всего бюджет лишится стабильных доходных источников - налог с продаж никогда не позволит собрать даже одного триллиона рублей; во-вторых, можно загнать всю розничную торговлю в теневой сектор; в-третьих, вместо судебных споров о возмещении НДС мы получим не меньшее количество дел, связанных с определением, что же конкретно следует считать "розничной продажей".
Но можно ли спасти НДС? На мой взгляд, можно. Накопившиеся проблемы с НДС, которые медленно, но верно подводят этот налог к опасной черте, за которой отмена
-
-
-
2.3. Проблемы действующей налоговой системы России


3. ОПТИМИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ НАЛОГА КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ