КУРСОВАЯ

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ


ВУЗ - Челябинский государственный университет
Объем работы - 50 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Челябинский государственный университет"

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ





Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА





Кафедра ……….....................Финансы


Специальность …..Финансы и кредит
(на базе ССО)………………………….

Специализация………….Финансовый ……………………………менеджмент

Дисциплина …Деньги. Кредит. Банки
………………………………………….

Дата защиты…………………………...

Оценка………………………………… Исполнитель ………...………………..
Кобелькова Мария Евгеньевна.……...

Группа………11 ФС-301.……………

Научный руководитель………………. Маврина Наталья Александровна…...
………………………………………….
…………………………………………. …………………………………..……... ………………………………………….
………………………………………….
………………………………………….







Челябинск
2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..
1.1. Сущность и структура банковской системы России. Роль Центрального банка в организации денежного оборота ………………….
1.2. Функции и операции Центрального банка Российской Федерации ...
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ. ЕЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ…………………………………………
2.1. Характеристика методов и инструментов денежно-кредитной
политики Банка России ……………………………………………………..
2.2. Роль банков в финансовой системе государства ……………………..
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ…………………………………………….
3.1. Особенности реализации денежно-кредитной политики Банка
России…............................................................................................................
3.2. Проблемы банковской деятельности в Российской Федерации и
пути их решения ……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 3

5

5
10

17

17
22

27

27

36
41
42
44









ВВЕДЕНИЕ


В финансовой системе России банковская система выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств, ключевую роль, в которой играет Банк России (Центральный банк Российской Федерации). При этом важным является организация денежного оборота и денежного обращения в стране, которая носит название «денежная система» и включается в компетенцию Банка России. Поэтому роль Банка России в обеспечении стабильности денежной системы велика. Именно это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Деньги, денежная система, которой управляет Банк России, является столь мощным инстру¬ментом, определяющим все состояние экономи¬ческой, социальной, а зачастую и политической сферы общества, что сводить задачу только к су¬губо денежной проблематике является принци¬пиально ошибочным. Эта принципиально ошибоч¬ная парадигма определяет буквально всю глубоко ошибочную и разрушительную политику Банка России.
Можно иметь стабильную денежную систему при полностью разрушенной экономике, причем разру¬шенной именно с целью ее стабилизации. При этом влияние денежно-кредитной политики Банка России страны на все стороны жизни государ¬ства велико. Хорошо известно, как серьезно все цен¬тральные банки мира относятся к экономическим и социальным последствиям любых своих даже тех¬нических и самых малозначительных на первый взгляд, решений. Можно прямо сказать, что реше¬ния центральных банков зачастую влияют на обще¬ственную жизнь намного сильнее и непосредствен¬нее, чем любые законодательные акты, чем реше¬ния президентов и правительств. Фактически цен¬тральные банки в современном мире являются наи¬более мощными регуляторами жизни и существо¬вания в современных государствах.
Цель курсовой работы – определить проблемы реализации денежно-кредитной политики Банка России и найти пути их решения.
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть особенности функционирования банковской системы Российской Федерации, а также денежной системы как ее составляющей;
2) раскрыть роль Банка России в денежном устройстве страны: цель деятельности, функции, задачи, принципы деятельности Банка, а также особенности реализации денежно-кредитной политики как комплекса мер в области денежного обращения;
3) дать оценку реализации денежно-кредитной политики Банка России и ее влияния на денежную систему страны;
Объектом исследования является Центральный банк Российской Федерации, предметом исследования – методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.
При выполнении курсовой работы были использованы теоретические положения российских ученых, среди которых следует отметить Белоглазову Г.Н., Войтова А.Г., Дробозину Л.А., Жарковскую Е.П., Жукову Е.Ф., Кроливецкую Л.П., Лаврушина О.И., Максютова А.А., Моисеева С.Р., Соколову О.В. и др. В работе также были использованы нормативно-правовые документы, определяющие реализацию денежно-кредитной политики в Российской Федерации, а также аналитические материалы с официального сайта Центрального банка Российской Федерации.
В качестве методов, применяемых при выполнении данной курсовой работы, были использованы методы группировки и обобщения данных.






ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Сущность и структура банковской системы России.
Роль Центрального банка в организации денежного оборота


Для обслуживания денежного обращения в Российской Федерации организована финансово-кредитная система, которую можно представить как совокупность финансовых органов и кредитных учреждений, целью которых является проведение стратегического планирования и управления всей финансовой деятельностью государства. Возглавляют, планируют и реализовывают финансово-кредитную политику следующие субъекты [5]:
1) Министерство финансов Российской Федерации – федеральный исполнительный орган, планирующий и осуществляющий единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику;
2) Центральный банк Российской Федерации – федеральный исполнительный орган, планирующий и осуществляющий единую кредитную политику в сфере банковской системы;
3) Финансово-экономические управления и отделы юридических лиц, налоговые службы, таможня, осуществляющие управление финансами.
Финансово-кредитная система Российской Федерации включает два крупных блока: банковскую подсистему и подсистему специализированных финансово-кредитных организаций, каждый из которых включает несколько уровней. Графически структура финансово-кредитной системы Российской Федерации представлена в Приложении 1.
Под банком понимается такая финансовая организация, которая работает в сфере обращения с самым ликвидным товаром – денежными средствами, а также расчетно-платежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами и другими финансовыми инструментами.
Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляют в кредит, размещают, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и денежным расчетам; осуществляют посреднические и трастовые операции.
Деятельность коммерческого банка невозможна без соблюдения нормативно-законодательной базы, которую разрабатывает главный финансово-кредитный институт в нашей стране – Центральный банк Российской федерации и контролирует их применение в банковской деятельности. Нормативно-правовая документация включает несколько уровней, при этом первый уровень образуют Федеральные законы, Постановления, Положения, Инструкции Центрального банка, второй уровень – собственные внутренние документы коммерческого банка.
В качестве главных документов представим следующие:
Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-I «О банках и банковской деятельности»;
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
Положение ЦБР от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
Положение ЦБР от 9 октября 2002 года № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
Положение ЦБР от 1 апреля 2003 года № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»;
Инструкция ЦБР от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (заменила Положение ЦБР от 24 сентября 1999 г. № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков»).
К внутренним нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность коммерческого банка в Российской Федерации, следует отнести:
Устав коммерческого банка;
Положение о Совете директоров коммерческого банка, утвержденное Общим собранием акционеров;
Кодекс корпоративного управления коммерческим банком, утвержденный Общим собранием акционеров и другие документы.
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ или Банк России) – это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Банк России подотчетен Государственной Думе, назначение на должность и освобождение его Председателя осуществляется Думой представлению Президента Российской Федерации. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров банка России.
Основными целями деятельности Банка России являются [2]:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной систе¬мы.
В соответствии с целями, поставленными перед Банком России, его основными задача¬ми являются:
– активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной по¬литики Правительства Российской Федерации;
– всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
– сокращение бюджетного дефицита;
– поддерживание стабильного денежного обраще¬ния;
– обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты
– максималь¬ное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой и др.
Банк как любое другое предприятие имеет опре¬деленный аппарат управления. На его структуру ока¬зывает влияние характер банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построе¬ние аппарата его управления, с одной стороны, со¬держит некоторые общие черты, характерные для всех предприятий, занятых производством определенно¬го продукта. У банка, как у любого другого предприя¬тия, есть своя дирекция, свои руководящие и испол¬нительские подразделения, своя бухгалтерия, своя кадровая служба.
Вместе с тем банк является особым предприяти¬ем, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно заметить на при¬мере определенных принципов организации его работы. Под ними понимаются такие исходные по¬ложения его деятельности, которые дают предпосыл¬ки для реализации присущих банку функций и выпол¬нения банковских операций. Основные принципы работы Банка России:
1) принцип соответствия поставленных целей. В банке должны быть структуры, зарабатывающие день¬ги (ищущие покупателей банковского продукта, продаю¬щие его дороже собственных затрат). Для управления прибылью создаются отделы, планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат;
2) принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эше¬лона власти: высшее звено управления и прочие под¬разделения банка. К высшему звену относятся совет банка, правление банка, ревизионная комиссия, различ¬ного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифи¬цированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской систе¬мы. Ко второму эшелону в системе соподчинения под¬разделении банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживани¬ем клиентов, выполнением других работ;
3) принцип обеспечения совместных и координирован¬ных действий. Содержание в составе организаци¬онной структуры банка таких подразделений, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают вы¬полнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Если, к примеру, банк выдает кредиты, то это означает, что наряду с кредитными подразделениями в качестве поддержки должны быть созданы отделы (группы) по учету выдачи и погаше¬ния ссуд, юридические службы, обеспечивающие соответствие системы кредитования действующим законодательным нормам, специальные группы со¬трудников по проверке кредитоспособности клиентов, качества залога и гарантий;
4) принцип рационализации управления. Заключается в том, что работа банка должна быть организована так, чтобы обеспечить развитие банка;
5) обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в бан¬ке, между его подразделениями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение со¬вершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окружающей среды;
6) обеспечения контроля. Обязательным элемен¬том здесь выступают внутренний и внешний аудит. Подразделения внутреннего и внешнего аудита при¬званы контролировать законность выполняемых меро¬приятий, их соответствие нормам и предписаниям Банка России.
Важно чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности кре¬дитного учреждения. Планомерная организация налично-денежного оборота и денежного обращения в стране, установленная на основе изданных органами верховной власти и управления законов и постановлений носит название денежной системы, и ее эффективная организация включается в компетенцию Банка России.


1.2. Функции и операции Центрального банка Российской Федерации


К основным функциями любого национального центрального банка относятся:
– обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательской способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
–- обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве.
Первейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике – защищать стоимость и покупательскую способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно – нормальному экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное – господствующие и еще только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованные денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.
Единая денежная система страны требует единой денежной и кредитной политики, а значит вырабатываться они должны в центре. Здесь же должны приниматься решения, касающиеся исполнения денежной и кредитной политики. Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать необходимыми полномочиями. Для любых функций и задач, которые становятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хорошо продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задачи, которые противоречили бы его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции [2]:
– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
– устанавливает правила проведения банковских операций;
– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
– устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Рассмотренные функции Центрального банка реализуются в операциях, проводимых Центральным банком. Различают пассивные операции Центрального банка – операции по привлечению средств и направленные на увеличение резервов и активные – операции по размещению средств.
К пассивным операциям относят:
1) эмиссию банкнот;
2) депозитные операции;
3) открытие и ведение счетов правительства, иностранных банков и кредитных организаций, формирование собственного капитала и резервов.
К активным операциям относят:
1) учетно-ссудные операции;
2) инвестиционные операции.
В состав пассивных операций Центрального банка Российской Федерации входят формирование их уставных капиталов, эмиссия денег, хранение денежных средств государственных местных бюджетов и резервов коммерческих банков.
В группу активных операций Центрального банка Российской Федерации входят кредитование коммерческих банков, расходов государства, покупка золота и иностранной валюты, а также государственных ценных бумаг и ценных бумаг коммерческих банков (в России на их долю приходится около 2% активов Банка России), преимущественно акций. При этом стоит отметить: чаще всего такие операции осуществляются на основе операции РЕПО (обратного выкупа), то есть Центральный банк приобретает акции коммерческого банка с правом их обратного выкупа коммерческим банком по первому требованию. Это определенный кредит под залог собственных ценных бумаг, но, учитывая определенные технические моменты и связанные с этими операциями тонкости, такая операция бывает выгоднее кредита под залог. Суть операции РЕПО заключается в продаже ценных бумаг по цене ниже рыночной и обратной их покупке по уже более высокой цене, рассчитанной на основании согласованной процентной ставки кредитования, однако это цена должна быть ниже рыночной. Разница между ценой продажи и ценой выкупа составляет доход, который получает сторона, купившая ценные бумаги и продавшие деньги.
Операции РЕПО, проводимые Банком России, подразделяются на два вида [18]:
1) операции прямого РЕПО – это операции по предоставлению Банком России коммерческим банка денежных средств на аукционе и/или в течение торговой сессии по действующим сделкам РЕПО;
2) операции обратного РЕПО – это операции по привлечению Банком России денежных средств от продажи облигаций из своего портфеля с обязательством обратного выкупа (операции обратного модифицированного РЕПО) на аукционе и/или вторичном рынке.
С 26 сентября 2002 года Банк России ввел в действие механизм рефинансирования кредитных организаций с использованием сделок «валютный своп». При проведение таких сделок Банк России покупает доллары США за российские рубли сроком «сегодня» по официальному курсу доллара США к российскому рублю (базовому курсу) с их последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу.
Сделки «валютный своп» заключаются Банком России с кредитными организациями, являющиеся контрагентами Банка России по операции купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, или через Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). Минимальная сумма сделки – 3 млн. долл. США.
Помимо активных и пассивных операций, Центральный банк проводит прочие операции, включающие покупку-продажу валюты, драгоценных металлов, посреднические операции, выступает дилером на рынке государственных ценных бумаг. Центральный банк покупает государственные ценные бумаги у правительства с целью их размещения у коммерческих банков на открытом рынке, что позволяет ему проводить денежно-кредитную политику.
Центральный банк покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные отечественными и иностранными кредитными организациями. Эта операция реализуется на валютной бирже, где Центральный банк выступает в качестве продавца, а иногда и покупателя иностранной валюты в целях регулирования валютного курса национальной валюты.
Очередной операцией центрального банка является покупка, хранение и продажа драгоценных металлов, прежде всего золота и иных видов валютных ценностей. В условиях демонетизации золота, оно выполняет функцию гарантийного резервного фонда, но для этого необходимо продать на рынке золота, для пополнения резервов – приобрести. Центральный банк может проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности.
Кроме рассмотренных ценностей, Центральный банк вправе выдавать гарантии и поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и иностранных государств, выставлять чеки и векселя в любой валюте. Все операции Центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из двух частей – активов, куда включаются такие активные статьи, как драгоценные металлы, средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов, кредиты, ценные бумаги, основные средства, и пассивов, которые состоят из наличных денег в обращении, средств на счетах, средств в расчетах, капитала банка.
Таким образом, в данной главе были раскрыты основы организации банковской деятельности в Российской Федерации, представлена роль Центрального банка Российской Федерации в организации денежного обращения, его функции и основные виды активных и пассивных операций.




























ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ. ЕЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ


2.1. Характеристика методов и инструментов
денежно-кредитной политики Банка России


Главным назначением Банка России является разработка и реализация денежно-кредитной политики, которая включает совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса [2]. Служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. С помощью денежно-кредитной политики правительственные органы стремятся обеспечить благоприятные условия для функционирования экономики.
Денежно-кредитная политика осуществляется Банком России при взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими организациями государства, проводится систематически и оказывает влияние на общее состояние рынка ценных бумаг и на денежное обращение.
Банк России стремится воздействовать на состояние экономики посредством стимулирования или ограничения выдачи кредитов, регулируя эмиссию платежных средств, оказывая давление на уровень процентных ставок. В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран с развитой рыночной экономикой лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла [12]:
1) денежно-кредитная рестрикция, которая заключается в ограничении кредитных операций, повышении уровня процентных ставок, торможении темпов роста денежной массы в обращении;
¬2) денежно-кредитная экспансия, которая предполагает стимулирование кредитных операций посредством снижения нормы процента и привлечение в платежный оборот дополнительных денежных средств.
К наиболее широко используемым инструментам и методам денежно-кредитной политики относятся [15]:
– изменение ставки рефинансирования центральных банков в сторону увеличения или уменьшения. Ставка рефинансирования – это ставка, по которой ЦБ РФ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им кредиты. Повышение данного процента затрудняет для коммерческих банков возможность получения кредита, в результате сокращаются возможности расширения банковских операций с клиентами; сокращение ставки приводит к обратной ситуации;
– операции на открытом рынке. Этот метод заключается в купле-продаже ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также некоторых видов частных обязательств. Операции на открытом рынке влияют на объем имеющихся у банков свободных ресурсов;
– периодическое изменение норм обязательных резервов, которые коммерчески банки обязаны хранить в ЦБ РФ в качестве обеспечения своих обязательств по депозитам. Повышение норм обязательных резервов, осуществляемое центральным банком, сокращает суммы свободных денежных средств, имеющихся у кредитных организаций для расширения активных операций. Сокращение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности по предоставлению кредитов. Нормативы не должны превышать 20%;
– выборочные методы регулирования отдельных видов кредита: установление допустимых размеров при кредитовании операций с ценными бумагами, регламентация условий выдачи потребительских ссуд на покупку товаров длительного пользования и ипотечных ссуд на приобретение жилых строений и др.;
– валютные интервенции предполагают куплю-продажу ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, то есть это разовое целенаправленное воздействие Банка на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Осуществляется с целью регулирования курса иностранных валют в стране в интересах государства с целью повышения или понижения курса национальной валюты, чаще всего для поддержания курса;
– эмиссия облигаций ЦБ РФ, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций;
– прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
В некоторых развивающихся странах проведение денежно-кредитной политики осложнено особенностями их денежных систем, и в первую очередь, это параллельное обращение на территории страны национальной и иностранных валют.
Единая государственная денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.
В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банка России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.
Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4-5,5% к 2009 году. При этом на 2008 год определена цель снизить инфляцию до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю [20].
В 2008 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.
Банк России продолжит применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банка не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиваться для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.
Сохранится тенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещения валют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее, динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным «опережающим» индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления.
В настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций банка. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее, Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.









2.2. Роль банков в финансовой системе государства


Финансовые отношения являются основой любой деятельности как в государственном секторе экономики, так и в сфере предпринимательства и домашних хозяйств. При этом осуществление деятельности, проведение расчетов, невозможно без сотрудничества с коммерческими банками, ведь все коммерческие и некоммерческие предприятия, учреждения, государственные министерства и ведомства открывают расчетные или текущие счета в коммерческих банках, в определенные периоды деятельности обращаются в банк за кредитом, совершают все расчетно-платежные операции через банк. Таким образом, деятельность ни одного звена финансовой системы Российской Федерации невозможна без проведения расчетов и платежей, которые осуществляют только коммерческие банки, а также отделения расчетно-кассовых центров ЦБ РФ в регионах. Кроме того, коммерческие банки в финансовой системе Российской Федерации выступают в качестве финансовых посредников, деятельность которых характеризуется следующими особенностями:
1) банки осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами: выпускают свои собственные долговые обязательства, а привлеченные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), которые осуществляют посредничество без выпуска собственных долговых обязательств;
2) банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Это свидетельствует о том, что только банки принимают на себя обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, которые должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. Другие финансовые посредники (инвестиционные компании, фонды и т.д.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов распределяют среди своих акционеров;
3) банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», то есть доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют ресурсы для своих операций, главным образом, за счет заемных средств;
4) банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета, эмитировать безналичные средства, на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы.
Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими признаками:
– осуществляют взаимодействие между различными звеньями финансовой системы РФ. Данное взаимодействие основано на денежных отношениях (наличных и безналичных), реализация которых в свою очередь возможна только при проведении расчетов и платежей через коммерческие банки;
– осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами: выпускают свои собственные долговые обязательства, а привлеченные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), которые осуществляют посредничество без выпуска собственных долговых обязательств;
– формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Это свидетельствует о том, что только банки принимают на себя обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, которые должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. Другие финансовые посредники (инвестиционные компании, фонды и т.д.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов распределяют среди своих акционеров;
– имеют высокий уровень «финансового рычага» как депозитные финансовые посредники, то есть имеют высокую долю заемных средств в структуре пассива. Банки формируют ресурсы для своих операций, главным образом, за счет заемных средств;
– обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета, эмитировать безналичные средства, на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы.
Функции коммерческих банков реализуются путем проведения ими конкретных операций, которые условно можно подразделить на банковские и прочие финансовые операции (сделки). По российскому законодательству к банковским операциям, которые банки могут совершать только при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ, относятся пассивные и активные операции. Пассивные операции представляют совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов банка. При их проведении банк выступает в роли должника. Активные банковские операции представляют собой операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.
Реализация бюджетной политики в Российской Федерации осуществляется посредством финансово-кредитной системы, именно с помощью банков переводятся денежные средства государства бюджетополучателям при финансировании государственных расходов и перечисляются налоги налогоплательщиков, которые образую доходную часть государственного бюджета. При этом процесс расходования средств включает три стадии:
1) стадия санкционирования расходов, которая подразумевает установление и доведение до бюджетных учреждений объема санкционированных расходов (это объем предоставленных государством бюджетополучателю прав на принятие им обязательств – заключение договоров, контрактов и т.д., оплата которых будет производиться за счет средств федерального бюджета);
2) стадия финансирования расходов предполагает осуществление расходов исключительно в пределах предоставленных вышестоящим распорядителем бюджетных ассигнований. Ежемесячные лимиты финансирования утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из реального обеспечения расходов денежными средствами. «Лимит финансирования расходов» – это объем предоставленных государством бюджетополучателю прав на оплату принятых им в установленном порядке обязательств (договоров, контрактов);
3) стадия кассовых расходов. На этой стадии осуществляется оплата принятых бюджетополучателем в установленном порядке обязательств в пределах доведенного лимита финансирования. Процедура кассового исполнения бюджета осуществляется в списании бюджетных средств со счета органа федерального казначейства с отражением этой операции на счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования, определенное федеральным бюджетом.
Управление государственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение [17]. Реализацией кредитной политики, в том числе занимаются и коммерческие банки, которые осуществляют обслуживание некоторых видов займов на уровне субъектов РФ и местных (муниципальных бюджетов).
Представленные в данной главе особенности методов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации и роль банков в реализации функций и задач государства в области финансов, денежного обращения и кредита, позволяют перейти к оценке эффективности денежно-кредитной политики.























ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ


3.1. Особенности реализации денежно-кредитной политики Банка России


Рассмотрим особенности реализации отдельных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.
Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.
В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами на рынке ГКО-ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.
Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.
В Приложении 2 представлены условия и виды рефинансирования (кредитования) коммерческих банков, осуществляемые Банком России.
В Приложении 3,4,5 представлена динамика изменения видов выданных кредитов Банком России в 2004-2007 гг. и январь 2008 года.
По данным Приложения 3 наблюдается положительная тенденция выданных внутридневных кредитов со сроком погашения в течение дня с нулевой процентной ставкой за период 2004-2007 гг. При этом стоимость выданных кредитов за январь 2008 года составляет 6,59% от стоимости выданных кредитов за последний год – 2007 год, что в целом неплохо.
По данным Приложения 4 также наблюдаются положительные изменения по выданным суммам кредитов овернайт в 2004-2007 гг., при этом темп роста составил 435,22%.
Изменение стоимости выданных ломбардных кредитов за период 2004-2008 гг. представлено в Приложении 5. При этом также наблюдаются положительные тенденции в с темпом роста в 531,93% в 2004-2007 гг.
Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) – ломбардные кредиты.
Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России. В настоящее время Банком России обеспечена возможность получения кредитными организациями внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России на их корреспондентские счета или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России всех территориальных учреждений Банка России, осуществляющих электронную обработку платежей (т.е. в 76 территориальных учреждениях Банка России).
Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и (или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России.
Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник, по расписанию. Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на следующий день после его проведения, то есть преимущественно по средам. Денежные средства предоставляются на срок 14 календарных дней без права досрочного возврата. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе наряду с конкурентными и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем, объеме заявок, поданных кредитной организацией для участия в аукционе) устанавливается Условиями проведения аукциона.
В целях предоставления кредитным организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов Банк России проводит операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1 и 7 календарных дней без права досрочного возврата по фиксированной процентной ставке. По кредитам, предоставляемым на срок 1 календарный день, фиксированная процентная ставка устанавливается равной 8,25% годовых. По кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней, фиксированная процентная ставка устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. В случае если последние два аукциона признаны несостоявшимися, ломбардные кредиты Банка России на срок 7 календарных дней предоставляются по процентной ставке 8,25% годовых [20].
Для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет кредитные организации подают заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе/заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ в соответствии с Правилами заключения Банком России сделок с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и кредитных операций. Ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в зависимости от проведения ЗАО ММВБ торговых сессий – при подаче заявлений в ММВБ в первую сессию (до 12-00 Московского времени) кредиты предоставляются – к 15-00 Московского времени, при подаче заявлений в СЭТ ММВБ во вторую сессию (до 17-00 Московского времени) – кредиты предоставляются к 20-00 Московского времени.
Извещения о предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом (блокировкой) ценных бумаг, на корреспондентский счет, представляются кредитным организациям территориальным учреждением Банка России по месту ведения корреспондентского счета кредитной организации-заемщика.
Обеспечением по внутридневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. Для обеспечения возможности получения в Банке России внутридневных кредитов и кредитов овернайт или ломбардных кредитов на корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России, кредитной организации надлежит заключить с Банком России Генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг.
Помимо рефинансирования в операции Банка России включается привлечение депозитов. В настоящее время Банк России проводит следующие виды депозитных операций с кредитными организациями-резидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации [20]:
1) по фиксированным процентным ставкам;
2) по процентным ставкам, определенным на аукционной основе /депозитные аукционы/.
Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях (определены пунктом 4.3 Положения Банка России от 5.11.02 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» с изменениями). Депозитные аукционы проводятся еженедельно по четвергам на условиях, установленным Банком России (в соответствии с квартальным графиком проведения депозитных аукционов). Депозитные аукционы проводятся по «американскому» способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по «голландскому» способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%.
Подача заявок кредитными организациями-контрагентами Банка России в Банк России на участие в депозитной операции может осуществляться:
– путем передачи в территориальное учреждение Банка России Договора-Заявки (по установленной форме);
– путем переговоров с использованием системы «Рейтерс-Дилинг»;
– путем подачи заявки в систему электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи (СЭТ ММВБ).
По состоянию на день (дату) проведения депозитной операции Банка России кредитная организация должна соответствовать следующим критериям:
1) отнесена к I категории финансового состояния «Финансово стабильные кредитные организации» (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У с изменениями);
2) выполняет обязательные резервные требования Банка России (не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета регулирования размера обязательных резервов);
3) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России.
Условия привлечения Банком России средств кредитных организаций во вклады (депозиты) отражены в Приложении 6.
Динамика привлеченных Банком России средств в 2004-2007 гг., января 2008 года отражена в Приложении 7.
По данным Приложения 7 темп роста привлеченных ресурсов Банком России составил 639,07% в 2004-2007 гг., при этом только за 2006-2007 гг. динамика составила 464,81%.
Одним из направлений денежно-кредитной политики Банка России является депонирование обязательных резервов кредитными организациями в Банке России. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций – организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются [20].
Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
В состав резервируемых включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе, обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства [20].
Не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства, а именно, денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет, облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет; обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг), обязательства перед другими кредитными организациями, зарегистрированными в установленном порядке и действующими на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации [20].
Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций резидентов и облигации Банка России. Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.
Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.
Право на использование механизма усреднения обязательных резервов предоставляется стабильной кредитной организации (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У с изменениями), отвечающей следующим критериям [20]:
1) не допускала недовзноса в обязательные резервы, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета размера обязательных резервов в течение установленного периода;
2) выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения;
3) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам и процентам по ним.
Представим порядок усреднения обязательных резервов.
Усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России. В целях расчета величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском кредитной организации, открытом в Банке России, кредитная организация использует коэффициент усреднения, не превышающий коэффициент усреднения, установленный Банком России. Для получения права на усреднение в текущем периоде усреднения кредитная организация рассчитывает и указывает в Расчете усредненную величину обязательных резервов. При соответствии кредитной организации установленным критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение о предоставлении права на усреднение и устанавливает усредненную величину обязательных резервов по Расчету. При несоответствии кредитной организации установленным критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение об отказе в предоставлении права на усреднение. Усредненная величина обязательных резервов по Расчету устанавливается равной нулю.
Уменьшение по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов) предусмотрено в следующих случаях [20]:
1) в результате регулирования размера обязательных резервов (при снижении величины резервируемых обязательств кредитной организации и (или) снижении нормативов обязательных резервов и (или) увеличении коэффициента усреднения, установленного Банком России);
2) при предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов (то есть на поддержание усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России);
3) после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами.)
При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).
Таким образом, представленные результаты оценки проведения Банком России отдельных методов денежно-кредитной политики показали ее эффективность и грамотность разработки определенных нормативов с учетом деятельности кредитных организаций, а также особенностей экономики страны в отдельные периоды.


3.2. Проблемы банковской деятельности в Российской Федерации
и пути их решения


Финансовый кризис и падение банков после 17 августа 1998 года не было случайностью, а явилось следствием окончания определенного этапа жизни страны и перехода государства в иную систему функционирования. Системы управления в проблемных банках оказались слабыми, не умеющими реально контролировать и оценивать свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения. Эффективные системы управления сложными организационно-экономическими системами создаются в течение не одного года, а затем постоянно совершенствуются.
Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть только реальная экономика. Обслуживая ее элементы, как производственные предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством, нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность, да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без нормально работающей российской банковской системы производство не поднять. При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций. Это, хотя и взаимосвязанные, но по своему содержанию, разные задачи и если первую, при желании, как власти, так и банкиров, можно решить достаточно быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том, что в России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных инвестиционных проектов развития производства. В целом инвестиционные проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование, а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, так как кредитование обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся у них на обслуживании. Что же касается инвестиционных кредитов, то, как исключение банки их выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют, то есть зависимыми от них, а это уже не кредит. Ведь при заключении кредитного договора предусматривается, что заключающие его стороны, действующие своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. А без свободы заемщика предоставление ему средств фактически уже не является кредитом.
В России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе. Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие банковского кредитования является сегодня наиболее перспективным путем привлечения инвестиций в экономику России [20].
Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для реализации которого у современных российских банков нет достаточных кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным участием государства. Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам надо делать как бы заново, создавая соответствующие системы кредитования. Но в любом случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить, по крайней мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных проектов и создать соответствующие службы развития банков.
Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для России масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного кредитования развития производства, включая и внедрение технологии проектного кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо создать ряд механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это должно быть не финансирование, а именно кредитование, так как на финансирование у государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя возвращать. Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям, обеспечивается в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных проектов. Серьезные инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям инвестиционно привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и достигшим высокой инвестиционной кредитоспособности. Это означает лишь то, что сегодня большинству российских предприятий практически нельзя давать серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут возвращены.
Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании качества управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема хорошо понимается Минэкономики Российской Федерации, есть реальные шансы ее решения. Специалистам предприятий необходимо постичь науку, а может быть и искусство разработки качественных бизнес-планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых условиях окажется невозможным. Работники банков, в свою очередь, должны научиться оценивать инвестиционную кредитоспособность предприятий, запрашивающих кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Это непросто, но необходимо. Кроме того, банкам следует научиться анализировать бизнес-планы реализации инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы, посвященные маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо также освоить методики обследования предприятий заемщиков в натуре, чтобы понять, насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а это будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия, но заниматься этим придется обязательно.
Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы. Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость повышения качества управления банком. Нет никакого волшебного средства или метода, позволяющего за счет совершенствования выполнения какой-либо одной функции управления сразу достичь великолепных результатов. Существенно повысить качество управления банком можно лишь за счет комплексного совершенствования выполнения всех функций и всех направлений его деятельности. Это большая квалифицированная работа, которая, однажды начавшись не должна прекращаться никогда. Но и в этом комплексном совершенствовании есть некоторые мероприятия, которые должны осуществляться банком в первую очередь, поскольку влияют на возможность налаживания всего остального. Первое, что следует сделать руководителям банка, желающим проводить реорганизацию – это создать хорошую систему внутреннего контроля всей деятельности банка. Особое место в этой работе должен занимать контроль качества исполнения принимаемых решений. Ни одно решение не должно «забываться»: оно должно быть либо выполнено точно в срок, либо своевременно скорректировано руководством, либо отменено. Не должен теряться или оставаться без своевременного исполнения ни один поступающий в банк документ. Следующим по важности, после налаживания системы внутреннего контроля, должно стать наведение порядка с регламентацией работы банка. Выполнение любых процедур и операций должно четко регламентироваться внутренними стандартами банка, положениями и инструкциями, входящими в систему внутренней организационно-управленческой документации банка. Без четко работающей системы документов банк не сможет успешно функционировать в неспекулятивной среде и внедрять прогрессивные технологии инвестиционного кредитования.
Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, или необходимо качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю реорганизацию, серьезно повысив качество управления. Более наглядно проблемы банковской системы и предлагаемые пути их решения представлены в Приложении 8.
Таким образом, представленные в данной главе направления реализации денежно-кредитной политики Банка России и оценка их экономической эффективности с позиции влияния на денежную систему Российской Федерации позволяют сделать вывод о правильно разработанной стратегии Банка России, которая позволила всей финансовой и денежно-кредитной системе выбраться из кризиса августа 1998 года, нормализовать свою деятельность и иметь положительные результаты, которые отражаются в стабилизации стоимости национальной денежной единицы – российского рубля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, по результатам выполненной работы можно сделать вывод о достижении цели – выявлены проблемы реализации денежно-кредитной политики Банка России и определены пути их решения.
Достижение данной цели было возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыты особенности функционирования банковской системы Российской Федерации, а также денежной системы как ее составляющей;
2) раскрыта роль Банка России в денежном устройстве страны: цель деятельности, функции, задачи, принципы деятельности Банка, а также особенности реализации денежно-кредитной политики как комплекса мер в области денежного обращения;
3) определена роль Банка России в денежном устройстве страны: цели деятельности, функции, задачи, принципы деятельности Банка, а также особенности реализации денежно-кредитной политики как комплекса мер в области денежного обращения с помощью соответствующих инструментов (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке, валютных интервенций);
4) дана оценка реализации некоторых направлений денежно-кредитной политики Банка России и определено ее влияние на денежную систему страны.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности».
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
3. Аксаков А. Законодательная поддержка рынка ипотеки // Аналитический банковский журнал, 2006, № 4. – С. 25-27.
4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под. ред. Е.Ф. Жукова; Всерос. заоч. фин.- экон. ин-т. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2005. – 471с.
5. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
6. Банковское дело: Учебник для вузов / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, Н.Г. Александрова и др.; Под. ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 459 с.
7. Банковское дело: Учебник для вузов по экономическим специальностям / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.: Под. ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 573 с.
8. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в Российской федерации // Банковское дело. – 2004. – № 7.– С. 36.
9. Войтов А.Г. Деньги: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 240 с.
10. Данилов А. Российский банковский сектор: текущее состояние и перспективы // Рынок ценных бумаг. – №4 – 2007. – С. 12-15.
11. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.– 464 с.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
13. Ионов В.М. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке // Справочно-консультационная система «Гарант». №11 (ноябрь). 2006.
14. Максютов А.А. Основы банковского дела. – М.: Бератор-Пресс, 2005. – 389 с.
15. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 652 с.
16. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с.
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 479 с.
18. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2006. – 784 с.
19. Яковлев И.Э. Мир денег: путеводитель. – СПб.: ООО ПК «Гаванский», 2005. – 120 с.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184.
21. Современное состояние банковской системы Российской Федерации //www.cbr.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровни финансово-кредитной системы РФ

































ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Условия и виды рефинансирования (кредитования) коммерческих банков, осуществляемые Банком России
Виды кредитов Срок Возможность досрочного
погашения Процентная ставка,
годовая Вид
обеспечения
1 2 3 4 5
Внутридневные – – 0% 1. Блокировка (залог) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России
2. Векселя, права требования по кредитным договорам
Овернайт 1 рабочий день – 10,25% 1. Залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России
2. Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
Ломбардные
кредиты 1 календарный день Нет 8,25% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России
7 календарных дней Нет Средневзвешенная процентная ставка по результатам последнего ломбардного аукциона / 8,25% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России
14 календарных дней Нет 9,25% Залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами До 30 календарных дней Да 9,25% Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
Кредиты под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций До 180 календарных дней Да 7,25% - до 90 календарных дней;
8,25% - от 91 до 180 дней Залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Динамика изменения объема внутридневных кредитов















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Динамика изменения объема кредитов овернайт
















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Динамика изменения объема ломбардных кредитов
















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 2
Виды и условия депозитных операций Банка России

Виды депозитов Сроки депозита % ставка
Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам 1 день 3
1 неделя 3,5
до востребования 3
Депозитные операции по процентным ставкам, определяемым на аукционной основе (депозитные аукционы) 4 недели Устанавливается Банком России по итогам аукциона
3 месяца Устанавливается Банком России по итогам аукциона















ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Динамика изменения привлеченных депозитов
















ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Таблица 3
Проблемы банковской системы России и пути их решения
Проблемы
банковской системы Пути решения
1. Низкий уровень банковского капитала Проведение активной политики по поддержке и развитию инфраструктуры финансовых рынков, бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев, сдерживание инфляции.
2. Значительный объем невозвращенных кредитов Более тщательный анализ финансового состояния заемщиков, создание единой базы «ненадежных» кредитополучателей, увеличение в структуре кредитов лизинговых проектов и ипотечных ссуд.
3. Зависимость ряда банков от состояния государственного и местных бюджетов Введение на федеральном уровне ограничений для местных органов власти по объемам их кредитования коммерческими банками.
4. Концентрация на «спекулятивных» направлениях банковской деятельности Снижение доходности государственных ценных бумаг до минимально возможного уровня, создание благоприятных условий для привлечения «дешевых» иностранных кредитов, обеспечить рентабельность для коммерческих банков кредитования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.
5. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков Реализация проектов по установлению допустимых минимальных критериев к образовательному уровню руководящего звена банков, создание возможности повышения их квалификации в западных школах бизнеса и получение практических уроков ведения банковского дела в крупных банковских учреждениях.
6. Недостаточная жесткость надзорных требований Улучшение качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификация и упрощение процедур составления и предоставления отчетности.
7. Низкая защищенность частных вкладчиков Принятие законов о защите частных вкладчиков, повышение требований к кредитным учреждениям, работающим с частными вкладами, регулярный жесткий надзор со стороны ЦБ РФ за своевременностью и полнотой возврата депозитов физическим лицам, принятие более эффективных законопроектов в области банкротства кредитных организаций.





Подобные готовые работы:

Денежно-кредитная политика как база формирования механизма денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика как база формирования механизма денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика Банка России в современных условиях, ее основные задачи и специфика Приоритетные принципы, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика Центрального банка

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Денежно-кредитная политика в переходный период

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Платежная система и денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Платежная система и денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика в малой открытой экономике.

Денежно-кредитная политика: теория и практика в России