КУРСОВАЯ

Концепция перехода к рыночной экономике


ВУЗ - ЧКИ РУК
Объем работы - 30 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня многими экономистами (А. Илларионов, А. Нестеренко и др.) на страницах авторитетных экономических изданий высказывается мнение о том, что зима-весна 2000 г. обозначила важнейший рубеж в социально-экономическом развитии России - завершение переходного периода. Известно, что его начало датируется реформами 1992 г., которые послужили предпосылкой формирования рынка, разделения государства и экономики.
По мнению названных экономистов, к середине 90-х годов российская экономическая система приобрела фундаментальные признаки рыночной экономики: в стране возникли все рыночные экономические институты; рынок начал функционировать автономно, его субъекты получили возможность принимать решения, исходя из сложившихся цен и максимизации прибыли; сформировались рычаги государственного макроэкономического регулирования (денежно-кредитные инструменты, налоги, валютный курс).
Завершение переходного периода означает, что страна вступила в новую стадию развития. Россию теперь можно отнести к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки».
В настоящее время к «нарождающимся рынкам» относится большинство постсоциалистических стран, а также ряд стран «третьего мира». Одним из критериев отнесения к этой категории Всемирный банк считает годовой душевой ВНП в размере менее 9,6 тыс. долл. В России этот показатель достигает примерно 2,5 тыс. долл.
Отнесение России к указанной категории может иметь несколько важных последствий для ее экономической политики:
- государство должно избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям;
- государство должно помогать развитию рыночных институтов всеми возможными экономическими, правовыми и политическими средствами;
- государство должно переориентировать свою политику на создание максимально благоприятной среды для отечественного и зарубежного бизнеса.
Если согласиться с данной точкой зрения, то вступление России в новую стадию развития требует продолжения реформ и, прежде всего, в области взаимоотношений государства, рынка и общества. Российское государство с его беспомощным государственным аппаратом должно трансформироваться в государство, соответствующее условиям и потребностям рынка XXI века. Требуется и новый уровень анализа экономической наукой проблем переходной экономики, ибо известных концепций для их решения и обоснования недостаточно. Требуются новые теории, подходы. Оче¬видно, что необходимо широко использовать весь арсенал современных направлений и школ экономической теории.
Все большее число экономистов-теоретиков склоняются к той мыс¬ли, что адекватно отреагировать на быстрые изменения общественного бы¬тия, продиктованные логикой переходного периода, в состоянии новая ин¬ституциональная экономическая теория как синтез неоклассической мик¬роэкономики и институционализма, начало которой положил Рональд Коуз. Именно институциональное направление способно опреде¬лить как будущее экономической теории, так и ее применение в самых разных областях хозяйства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и закономерностей переходной экономики в России и различных странах. Используя идеи институционалистов, а также сохра¬няющийся «золотой фонд» арсенала экономических знаний, попытаемся ос¬мыслить суть переходных обществ, характер и особенности преобразова¬ний в переходной экономике России, то есть ответить на вопросы, является ли общеисторический прогресс содержанием переходной экономики и мож¬но ли в этой связи любые перемены в экономике, независимо от содержания и результатов, связывать с ее переходным состоянием.


1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Переходный период- это период времени, когда страна переходит от одной исторической ступени развития к другой. Это время, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходный период - необходимый и закономерный этап в эволюции экономических систем. Это положение впервые было высказано К. Марксом в «Критике Готской программы»:
«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал К. Маркс, -лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»» (К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения Т. 19, с. 27.).
Проблемы переходного периода от капитализма к социализму рассматриваются в работах В. И. Ленина «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарина «Экономика переходного периода». Сейчас идет обратный процесс - переход от командной экономики к рыночной, так что теория того переходного периода не может быть перенесена на нынешний.
Содержанием переходного периода является «посткоммунистическая трансформация общества». Под этим термином понимаются глубокие преобразования во всех сферах жизни общества: в экономике, политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом ряду экономическая трансформация занимает центральное место, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в значительной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом. В экономической трансформации главную роль играют так называемые «институциональные преобразования», то есть реформа собственности и отношений между хозяйствующими субъектами. Основным методом преобразований выступает либерализация. Либерализм (в переводе с латинского - свободный) означает невмешательство государства без особой необходимости в экономическую жизнь предприятий и граждан. Кроме того, ограничивается государственное регулирование сферы отношений между экономическими субъектами, например, фирмами и банками, минимизируется
налогообложение и государственные расходы, обеспечивающие стимулы экономического развития и капитализацию доходов. Особое направление либерализации -разгосударствление экономики.
Какова продолжительность переходного периода, то есть время формирования рыночных институтов? Большинство ученых экономистов считает, что 10-20 лет. Это прогноз, но он основывается на практике постсоциалистической трансформации наиболее развитых стран Восточной Европы - Венгрии, Польши и Чехии. Основные преобразования в этих странах завершены в течение 10 лет, хотя переходный период еще не закончен. В России, где реформы идут значительно труднее, переходный период, по прогнозам заканчивается в 2010г., то есть продлится примерно 18 лет . Началом переходного периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991г. в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева.
В Венгрии некоммунистические силы пришли к власти в 1989г. в результате мирных парламентских выборов. В Польше, Чехословакии, Болгарии изменение политического строя в 1989-1990гг. сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило, как и в Венгрии, мирный характер.
По каким критериям можно судить о завершении переходного периода?
Во-первых, это возникновение цельной системы рыночных институтов. Применительно к России это означает завершение рыночных реформ: приватизации, рыночной реформы предприятий, структурной реформы, реформы государственных финансов, налоговой реформы, социальной и аграрной реформ.
Во-вторых, начало устойчивого экономического подъема.
В-третьих, интеграция в мировую экономику.
В-четвертых, формирование большого и сильного среднего класса.
В переходном состоянии находятся ныне национальные экономики бывших социалистических стран. Стартом переходных процессов в них стал «уход» от плановой, командной экономики. Преобразования осуществляются как на макро-, так и на микроуровне. Первые - главные, к ним относятся: либерализация цен, приватизация, макроэкономическая стабилизация, институциональная реформа. Но они не могут быть осуществлены без реформы на микроуровне, которая включает:
- изменение субъектов экономики, характера связей между ними;
- создание новых, рыночных субъектов;
- формирование предприятий на базе частной собственности;
- развитие средних и мелких предприятий, фермерских хозяйств.
По своему характеру это изменения не в функционировании экономики, а в ее развитии. Этим и обусловлены основные черты переходной экономики, характеризующие ее содержание.
• cсосуществование в этой экономике элементов старых и новых экономических отношений;
• особый характер противоречий - борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики;
• неустойчивость переходной экономики;
• альтернативный характер развития переходной экономики;
• появление и функционирование особых переходных экономических форм - форм собственности, видов предприятий, способов регулирования экономики;
• историчность, то есть переходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы;
• преобразование человека - экономического субъекта. Из человека - исполнителя, действовавшего по приказу свыше, он должен быть преобразован в активного субъекта рыночной экономики, ответственного за свое обеспечение (ликвидация патернализма);
В наиболее концентрированном виде содержание переходной экономики выражается в ее закономерностях. Это следующие закономерности.
1) Изменение роли государства. Это главная закономерность переходной экономики.
2) Вторая закономерность - стабилизация экономики. Стабилизация экономики - это предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.
3) Приватизация. Приватизация - это продажа государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц.
4) Трансформационный спад. Термин «трансформационный спад» был введен в переходную экономику Я. Корнай. Он отмечал, что при переходе от плановой экономики к рыночной экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще.
5) Интеграция в мировое хозяйство. Одна из важнейших задач России в переходный период в экономической сфере - определить свое, соответствующее ее масштабам и потенциалу, место в мировом хозяйстве.
Теоретическое обоснование содержания переходной экономики основывается на положениях о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также теории социалисти¬ческой революции. Основными чертами теории экономики переходного периода являлись следующие: во-первых, теория экономики переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических сис¬тем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отно¬шений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, явля¬ется революционная замена капиталистических отношений новыми, со¬циалистическими. Во-вторых, многоукладность экономики рассматрива¬лась как свойство, присущее лишь этапу переходной экономики. Не до¬пускалось наличие укладов в развитой системе. Задача переходного пе¬риода — превращение экономики в одноукладную социалистическую сис¬тему. В-третьих, особая роль и значимость отводились в переходный пе¬риод государственной и политической власти как проводнику и гаранту преобразований. Это нашло выражение в положении о диктатуре проле¬тариата как организующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.
Таким образом, теория экономики переходного периода — крайне радикальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой. Исторический опыт и уроки такого варианта показыва¬ют, что, несмотря на концентрацию сил всего общества на построении но¬вой системы, на создании отечественной индустрии, форсированном пре¬образовании сельского хозяйства на путях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразования общества были исключи¬тельно велики. Это выразилось в устранении рыночных отношений, ого¬сударствлении экономики, однобокой ее структуре, разрушении произво¬дительных сил в сельском хозяйстве. Эти и другие факторы подорвали по¬тенциал самосовершенствования социальной системы в будущем.
Переходный период - это период глубоких изменений в системе институтов. Одни институты командной экономики прекращают свое существование, другие трансформируются в рыночные институты, а третьи возникают впервые. Поэтому о переходном периоде говорят как о периоде институциональной трансформации. Эта трансформация включает:
• изменение формальных (договор) и неформальных условий хозяйствования;
• изменение отношений собственности (приватизация);
• возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.);
• структурные изменения в экономике (появление и развитие малого предпринимательства).
Значение институциональной трансформации в переходный период состоит в том, что рыночное поведение хозяйствующих субъектов может опираться только на рыночные институты. Если они не созданы, то экономические субъекты будут вести себя не как субъекты рыночной системы, а как субъекты административно-командной системы. Поэтому институциональная реформа, и прежде всего разработка «правового поля» деятельности экономических агентов, первична по отношению к другим экономическим реформам (структурной, аграрной, налоговой и т.д.). Особенно важно, чтобы рыночные институты образовывали цельную и связанную систему. Изолированные одиночные рыночные институты не только не эффективны, но и не всегда работают по законам рыночной экономики. Даже в рамках административно-командной системы иногда допускалось существование рыночных институтов. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако агарные отношения строились все-таки по законам командной экономики, потому что именно эта система определяла «правила игры».
Для того чтобы понять институциональные изменения, нужно, прежде всего, понять следующие четыре принципа: ,
1. стабильность институциональных характеристик;
Основная функция институтов - обеспечение стабильности с помощью сглаживания изменений относительных цен. Эта институциональная стабильность делает возможным сложный обмен во времени и пространстве. Необходимое условие эффективности рынков - существование всевозможных каналов обмена, как экономических, так и политических, которые способствуют появлению устойчивых соглашений. Это условие поддерживается сложным набором ограничений, которые формируют институты
2. источники изменений;
Источником институциональных изменений является изменение мировосприятия людей, которое отражается в изменении относительных ценностей и/или в изменении предпочтений. Исторически так сложилось, что фундаментальные изменения в относительных ценах, например, в соотношении земля/труд как следствие прироста или снижения численности населения, являются ключевым источником институциональных изменений. Упадок «манориализма» связан со снижением населения вследствие эпидемии чумы в XIV веке. А упадок феодализма был связан и с другими фундаментальными изменениями относительных цен - это, прежде всего, изменения в военной технологии (пика, арбалет, лук, и конечно, порох). Эти изменения способствовали пересмотру жизнеспособного размера и финансовых потребностей государства.
3. действующую силу изменений;
Действующей силой изменений является предприниматель - политический или экономический. До сих пор мы не рассматривали организации и предпринимателей, а определение институтов основывалось скорее на правилах игры, чем на самих игроках. Мы не учли целенаправленные действия экономических агентов для достижения каких-то своих целей, что, в свою очередь, ведет к изменению существующих ограничений. Организации состоят из фирм, профсоюзов, политических партий, регулирующих органов, церкви и так далее. Организации и обучение экономических агентов изменяют выбор и полученные результаты.
4.направление изменений.
Институциональные изменения, следовательно, являются так называемым возрастающим процессом, в ходе которого возможность получения прибыли в краткосрочном периоде способствует возникновению долгосрочных изменений. Долгосрочные последствия не являются заранее определенными и преднамеренными по двум причинам. Во-первых, предприниматели редко бывают заинтересованы в очень больших (не имеющих непосредственно к ним отношения) последствиях, но направление их инвестиций непосредственно затрагивают уровень образования, запас знаний и навыков, а также способствуют росту или снижению мобильности факторов производства. Во-вторых, имеет место существенное различие между фактическими результатами и теми результатами, которых хотелось бы достичь. Это отклонение фактического от желаемого возникает, прежде всего, в результате ограниченных способностей экономических агентов и сложности проблем, которые надо решать.
«Зависимость от выбранной траектории» или «зависимость от выбранного маршрута» - это термин, который первоначально был призван объяснять, как специфическое технологическое развитие формировало впоследствии выбор технологии. Здесь же этот термин мы используем для того, чтобы объяснить характеристику институционального устройства, связанную с тем, что институты формируют институциональный выбор и, как следствие этого, усложняют изменение управления экономикой, как только выбран какой-то один институциональный маршрут. Причиной этого является тот факт, что экономические организации и группы интересов, которые возникают с помощью этих организаций, являются лишь следствием ограниченных возможностей, которые диктуются непосредственно существующей институциональной структурой. В результате экономия от масштаба и внешние эффекты отражают символическую взаимозависимость между существующими правилами, дополнительными неформальными ограничениями и интересами членов организаций, созданных вследствие функционирования существующих институтов. На самом деле институты создают организации и группы интересов, чье благосостояние непосредственно зависит от функционирования этих же институтов.
Упадок коммунизма в Восточной Европе в 1989 году - это отражение коллапса, краха законного обоснования существующей системы веры и системы ценностей и последовательного снижения роли поддерживающих организаций. В результате имело место разрушение большинства формальных институтов, но многие неформальные ограничения выжили. Политические деятели столкнулись не столько с проблемой реструктурирования всего общества в целом, но с достаточно грубым инструментом, присущим всем политическим изменениям, который способствует изменению не только формальных правил, но также изменяет связанные с ними общепризнанные нормы и даже может влиять на эффективность проводимой политики. Относительный успех политических мер (таких как продажа на аукционе государственных активов и учреждение заново всей юридической системы) в Республике Чехия сравним с Россией. И в Чехии, и в России этот успех следовал из наследия неформальных норм от докоммунистической (и нацистской) эры, которые способствовали гармоничному насаждению новых правил в прежней стране. В России (и в других республиках бывшего Советского Союза) не было даже намека на наследие рыночной экономики или демократии, там не было норм, которые могли бы обеспечить хорошую основу для учреждения новых формальных правил в таком государстве.
Основная наша проблема была в недопонимании политической экономии. Мы просто не знаем, как создать эффективные политические рынки. Они влекут за собой непросто набор формальных правил, но и дополнительные нормы, которые будут поддерживать эти правила, а также механизмы управления и контроля (такие как законодательство или правовые нормы). Ничего из этого не существовало в России и других республиках, в результате это привело к высоким трансакционным издержкам, неполной спецификации прав собственности и регулированию экономического процесса мафиозными группировками. По сути, не существует подходящих теоретических моделей для стран Третьего Мира, для экономик переходного периода или других экономических систем. Связующее звено между экономикой и политикой все еще находится на примитивном уровне в наших теориях, но его развитие является достаточно существенным и необходимым, если мы хотим осуществлять политику в соответствии с нашими идеями.
Важная историческая дилемма заключалась в трудности перемещения от политической экономики, основанной на персонифицированном обмене, к экономике, основанной на безличном неперсонифицированном обмене. В равной степени сложным является движение от командной экономики к рыночной. В обоих случаях необходимые институциональные изменения (экономические и политические) являлись основным препятствием для развития, и до сих пор являются таковыми для экономик переходного периода. Вся сложность заключается в том, что система веры и ценностей, которая сформировалась на основе прошлого опыта, не может помочь экономическим агентам решать новые проблемы. Поэтому опять же «зависимость от выбранного маршрута» является важным фактором в ограничении наших способностей изменить ситуацию к лучшему в краткосрочном периоде.



















2. КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Каждая страна уникальна и своеобразна. Тем не менее, в теории и на практике проведения рыночных реформ можно выделить две концепции, выражающие противоположные подходы к проведению реформ. Одна из них называется «градуализм» (в буквальном переводе с английского - «постепенный»), а вторая получила название «шоковой терапии». Это выражение заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.
Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, шаг за шагом. Но не только это отличает данную концепцию. Двигателем рыночных преобразований эта теория считает государство. Именно оно, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно заменять командную экономику рыночной. Градуалистский подход предполагает смягчение экономических и социальных последствий реформ, стремится избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Это переход не революционного, а эволюционного характера. Его основные черты:
- рыночные отношения начинаются с насыщения потребительского рынка товарами и услугами путем развития частного сектора производства и сбыта;
- только после достижения равновесия на потребительском рынке проводится медленная либерализация цен. При этом сохраняется государственный контроль над ценами в монополизированных отраслях;
- проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции.
Практика показала, что эволюционный путь целесообразно применять в тех странах, где:
- имеется довольно развитые сельское хозяйство и кустарное производство, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства. Это дает возможность быстро увеличивать предложение на рынке.
• сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно ВПК;
• стабильна финансовая система;
• среди политической и хозяйственной элиты преобладают люди, заинтересованные в проведении реформ.
К преимуществам градуализма по сравнению с «шоковой терапией» можно отнести то, что он снижает риск возникновения тупиковой ситуации вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа не принесет успеха, можно вернуться на предыдущий этап, закрепиться и затем попробовать снова. Градуализм также снижает возможность чрезмерного обострения социально-экономической ситуации в стране как реакции общества на перемены во всех сферах жизни.
Основной недостаток градуализма по сравнению с «шоковой терапией» состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса прочности в экономике и обществе, который позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода времени перемен.
Примерами успешной реализации градуалистского подхода являются Венгрия и Китай.
В Венгрии рыночные преобразования начались в конце 60-х годов прошлого века. Тогда они не предполагали смены политического строя. В течение 20 лет, вплоть до конца 80-х годов венгерское руководство постепенно расширяло поле для свободного ценообразования и частного предпринимательства. Коммерческие условия деятельности шаг за шагом вводились и в государственном секторе. В течение последующих десяти лет преобразования были ускорены путем платной приватизации и создания сильного банковского сектора. В последние годы в Венгрии успешно проводятся программы реформирования предприятий и привлечения иностранного капитала.
Однако следует отметить, что медленные реформы обусловили длительный период застоя в венгерской экономике. Так, экономический рост здесь прекратился еще в 1986г. и возобновился только почти десять лет спустя - в середине 1990-х годов. Венгерское государство несет высокие социальные расходы, которые часто превышают финансовые возможности бюджета. Поэтому Янош Корнаи назвал Венгрию «преждевременно родившимся государством всеобщего благоденствия». Бремя высоких социальных расходов провоцирует инфляцию и заставляет венгерское правительство периодически принимать программы жесткой экономии.
Удачным считается градуалистский опыт Китая. Действительно, с начала 1980-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Благодаря быстрому росту экономики- до 10% в год - Китай вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы догонит передовые страны Запада . Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагматизм». Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым.
Рыночными стали и сельское хозяйство, где даже в годы Мао Цзе Дуна сохранялось частное землевладение, и мелкая и средняя городская промышленность.
Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию экономики. В Китае понятие «рыночная экономика» не противопоставляют государственному регулированию как таковому; это понятие считают несовместимым с командно-распределительным механизмом, обслуживавшим отношения между экономическими агентами в социалистических странах.
Ведущим признаком китайского градуализма в российской и зарубежной литературе считается отказ от одномоментной либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. В самом же Китае сущностью градуализма считают так называемую «двухколейность».
«Двухколейный» подход означает строительство рыночной колеи параллельно плановой. Это касается всех сфер и секторов экономики: структурной реформы, снятия контроля над ценами, рыночной реформы предприятий, регионального развития, фискальных отношений между Центром и местными органами самоуправления. «Освобождение» цен при этом подходе осуществляется путем:
- открытия свободного рынка без изменения при этом объема государственных поставок по более низким плановым ценам;
- постепенного изменения плановых цен с целью выхода на уровень рыночных цен. На поставки, планируемые по плановым ценам, обычно устанавливается квота, если их объем со временем снижается. Такой подход введен в конце 1978г. при быстрой и всеобщей либерализации сельскохозяйственного сектора, в то время как промышленный сектор продолжал существовать в условиях традиционного планового управления.
Реформирование китайской экономики шло по пути, который прежде использовали Япония, Тайвань, Южная Корея для перехода от потрясенной войной или неразвитой экономики к рыночной. Этот путь предполагает:
- создание государством основных институтов, включающих права собственности, юридическую систему, надежную валюту, коммерческие и инвестиционные банки, правила коммерческой деятельности, бухгалтерию, страхование, финансы и рекламу;
- создание конкурирующих городских и сельских предприятий;
- правительство, которое обладает активностью и стабильностью на вех уровнях - национальном, областном, городском, районном и сельском. Сильное и активное правительство должно играть главную роль в осуществлении переходных мероприятий путем оказания помощи в создании институтов рыночной экономики. Речь идет, прежде всего, о правилах, законах, рамках экономической деятельности хозяйствующих субъектов, включая систему социальной безопасности. В качестве особых мер правительство может проводить активную экспансионистскую политику, охватывающую: погашение задолженности по заработной плате и пенсиям; инвестиции в инфраструктуру; реструктуризацию государственных и приватизированных предприятий и т.д.
Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались чрезвычайно успешными. Так, главным мерилом экономического успеха являются темпы роста: Китай переживает бум со среднегодовыми темпами роста около 10%, начиная с 1985г. Самый большой в мире устойчивый прирост ВВП в одной из крупнейших стран - это хороший показатель. А текущие темпы роста промышленной продукции - 13%, что быстро превращает Китай в ведущую индустриальную страну мира. Другим показателем экономического успеха является уровень инфляции. В последние четыре года годовые темпы инфляции в Китае находились на уровне 6% .
Третьим мерилом являются инвестиции. Темпы прироста инвестиций в Китае огромны. Инвестиции идут за счет использования, как внутренних крупномасштабных направлений, так и массового притока капитала со всего мира. Это характерная черта китайского градуализма и китайской модели модернизации экономики, носящей название «политики открытости». Использование Китаем многообразных форм территориальной внешнеэкономической открытости позволило привлечь в народное хозяйство страны за 1979-2000гг. примерно 250 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Речь идет о специальных экономических зонах . Их появление и развитие позволило Китаю накопить опыт привлечения капиталов из-за рубежа и опыт собственно экономических реформ, таких как реформа системы цен и заработной платы в 80-е годы, создание фондового рынка, реформа системы социального страхования и пенсионного обеспечения в 90-е годы.
В целом весьма успешное функционирование специальных экономических зон сыграло важную роль в популяризации в Китае идеи рыночных преобразований, в налаживании взаимодействия экономики Китая с мировым хозяйством.
Четвертым показателем экономического успеха является реальная заработная плата и уровень жизни, которые возрастают в Китае, создавая не существовавший в Китае средний класс и расширяя внутренний рынок.
Вместе с тем подавляющее число ученых-экономистов в Китае не абсолютизируют и не идеализируют принципы градуализма и тем более не считают его универсальным рецептом, применимым в любой ситуации. Открыто признается, что градуализму на практике присущи серьезные недостатки: был упущен ряд возможностей для более эффективного проведения реформ; длительное сосуществование старых и новых институциональных структур в рамках «двухколейной экономики» неизбежно усиливало инфляционное давление на экономику, подхлестывало распространение незаконных способов обогащения и общее усиление неравенства в распределении доходов; большие региональные различия; коррупцию; неэффективность государственных предприятий и т.п. И, тем не менее, плюсы постепенности преобразований все же перекрыли ее минусы и побочные издержки.
Выбор шокового варианта является обычно вынужденным. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от командно-административной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. Концепция «шоковой терапии» позволяет провести изменения хотя и болезненно, но быстро. Быстрое достижение той стадии реформ, когда изменения необратимы, - преимущество этой теории по сравнению с градуализмом.
Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Монетаризм часто называют Чикагской школой, потому что эта теория в основном разработана в Чикаго американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями.
Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Он способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства - поддержание устойчивой финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаристской доктрины. Основным инструментом антиинфляционной политики монетаристы считают одномоментную либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов.
Именно этот чрезвычайно болезненный для экономики акт и называют «шоковой терапией». Сторонники монетаризма считают, что он обеспечивает быстрое восстановление равновесия в финансовой системе, укрепление денежной единицы, формирование частного каптала и на этой основе - переход к экономическому росту.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» должна обеспечивать так называемые жесткие бюджетные ограничения. Это означает, что предприятия могут тратить только то, что зарабатывают сами. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
Доктрина «шоковой терапии» была впервые разработана для практического применения американским ученым Джеффри Саксом и успешно опробована в середине 80-х годов в латиноамериканских странах, переживавших чудовищную инфляцию и развал экономики. Поэтому и в странах с переходной экономикой, парализованных огромной инфляцией и распадом государственной власти, «шоковая терапия» была принята в качестве экономического курса на ранних этапах преобразований.
В наиболее последовательном виде доктрина «шоковой терапии» реализована в Польше в 1990-1991гг. первым некоммунистическом правительством под руководством премьер-министра Лешека Бальцеровича. Основными элементами этого курса были: либерализация цен и валютного курса, замораживание заработной платы, повышение ставки банковского процента, сокращение государственного финансирования промышленности и социальной сферы, либерализация внешнеэкономической деятельности. Правительству Бальцеровича удалось решить основную задачу - подавить инфляцию.
Если в 1990г. цены выросли на 250%, то в 1991г. - только на 60%, а в последующие годы инфляция опустилась до 20-30% в год . Укрепление денежной системы в сочетании с быстрым ростом частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три-четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.
Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах, например, в Польше, Чехии и Эстонии, этот опыт был вполне успешным.
В России «шоковая терапия» смягчилась тем, что правительство не ограничивало заработную плату, и это привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены - заработная плата». Кроме того, уже с весны 1992г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года. Если в 1992г. инфляция составляла 2500%, то в 1996г. она опустилась до 22%. Такой длительный период стабилизации позволяет утверждать, что полномасштабной «шоковой терапии» в России не было .
Борьба с инфляцией растянулась на несколько лет и в других странах с переходной экономикой, например, в Армении и на Украине. Следует подчеркнуть, что и в этих странах правительство было вынуждено в конце концов прибегнуть к жестким мерам антиинфляционного регулирования, так как быстрый рост цен на протяжении нескольких лет не оставлял народному хозяйству шансов на стабилизацию и оживление.
























3. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Общая концепция перехода России к рыночной экономике — это концепция стратегического взаимодействия с Западом. Путь, по которому Россия реально могла пойти к новым переменам, во многом зависит от характера и степени участия Запада в этих процессах.
Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла. В 1947 г. Государственный секретарь США Дж. Маршалл впервые выступил в Гарварде с обращением, в котором он бросил вызов европейским государствам. В нем говорилось, что если эти страны смогут совместно разработать план того «как поставить на ноги экономику Европы», то США окажут им поддержку и предоставят свой финансовые ресурсы для такого плана действия в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным.
И хотя этот факт затерялся на страницах исторических исследований, среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи в то время, был Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил это предложение и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику.
Идея Маршалла в США была встречена со скептицизмом. Одни говорили, что после пяти лет войны ограниченные ресурсы страны в первую очередь должны быть направлены на решение внутренних проблем. Другие находили странной мысль о том, что доллары, необходимые Америке, могут пойти в страны, среди которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских солдат. И может быть, самым невероятным для специалистов было предположение, что страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.
Тем не менее, Маршалл продолжал верить, что интересы Америки требуют по-настоящему скоординированной работы с европейскими странами в деле строительства их будущего. Он был убежден, что тесное сотрудничество европейских государств, обусловленное щедрой помощью Америки, может сделать реальным мир и процветание, о котором прежние поколения едва ли могли даже мечтать. В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием «Согласие на шанс». Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, М. Задорновым и др.
В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.: во-первых - легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности; во-вторых - приватизация большей части государственных предприятий; в-третьих - демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т. п.; либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке; нормализация внешней торговли, включая кон¬вертируемость валюты.
За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гаранти¬рующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны.
Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления.
Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза; за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.
Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переложить тенденцию дезинтеграции СССР.
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.
Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться Сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса. У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики.
Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:
• 1991-1993 гг. — период создания юридических и эконо¬мических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;
• 1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения».
Итак:
• Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
• Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная
законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.
• Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права
частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
• Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые
отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
• Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.
Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством
большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение
антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.
• Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита
государственного бюджета.
Программа экономической реформы должна заменить командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических преобразований, безусловно, требовали экономического сотрудничества с Западом.
Основным принципом этого сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии с уже принятыми в СССР решениями. Помощь должна была предоставляться шаг за шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало заранее согласованной программе реформ. Сама поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи. Наиболее вероятными участниками такой программы были индустриально развитые де¬мократические страны и некоторые страны МВФ, Мировой Банк и Европейский Банк реконструкции и развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих помощь, и международными финансовыми организациями. Эта помощь должна была быть масштабной, учитывающей резкое падение производства на начальной стадии перехода к новой экономической системе, и достаточной, чтобы обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.
Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при проведении политики фундаментальных изменений. Программа поддержки Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки реформ будут использованы эффективно.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над своей курсовой работой, я преследовал целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.
Переход к рынку, как я уже отмечал, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут заметные простому человеку положительные результаты реформ Российской экономики, однако, первые видимые результаты постсоциалистических реформ уже есть:
Таблица 1.
Темпы роста (падения) ВВП (к предыдущему году) .
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
-5 -14,5 -8,7 -12,7 -4,1 -3,5 0,4
Инфляция (на конец года)
161 2506 840 204,4 128,6 21,8 10,9
Отношение широких денег к ВВП
70,1 68,4 37,4 21,4 16 13,9 13,1 14,2

По данным этой таблицы видно безоговорочное оздоровление экономики России. Для продолжения реформ россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия, чтобы они осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. В общем, успешное развитие экономики зависит от совместных действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для вывода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим детям.
Я бы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Барчук И.Д. Америка: рыночная экономика и образ жизни: увлекательные факты, размышления/ И.Д. Барчук. – М.: Маркетинг, 2001. – 172с.
2) Басс А.Я. Антиинвестиции и переходная экономика/ А.Я. Басс// ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. – 2006. - № 7. – с.3-27
3) Бурмисторова Т.В. Основные тенденции антимонопольного регулирования в условиях переходной экономики России/ Т.В. Бурмистров, Г.И. Мартыненко// Право и экономика. – 2003. - №5. – с.10-15
4) Крушинский М. Мы и бизнес/ М. Крушинский// Российская кооперация.- 29/11/2003. - №48. – с.3
5) Курс экономической теории. Общие основы. Микроэкономика. Макроэкономика. Переходная экономика: учебное пособие/ рук авт. коллектива и ред. А.В. Сидорова. – М.: ДИС, 1997. – 735с.
6) Лукинов И.И. в. Эволюция экономических систем. - М.: Экономика 2002.
7) Медведев Ж. Долгожительство и рыночная экономика/ Ж. Медведев// ЭКО. – 2005. - №3. – с.178-190
8) О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики. Маневич В.А., 1993 г ., № 3
9) Обучение рынку / Авт. Кол.: А.В. Бузгалин, С.Ю. Глазьев и др.; Под ред. С.Ю. Глазьева. - М.: Экономика, 2004.
10) Проблемы развития экономики нашей страны. Борисов Е. Ф., Социально -политический журнал 1993 г., № 3
11) Переходная экономика: аспекты, российские проблемы, мировой опыт/ отв.ред. В.А. Мартынов. – М.: Экономика, 2005. – 719с.
12) Радыгин Б.Л., Махмудова М.М.. Переходная экономика. Тюмень, 2003.
13) Соловьев А. Почему жители Томска отдают предпочтение кооперативному рынку?/ А.Соловьев// Российская кооперация. – 20/1/2005. - №3. – с.3
14) Соловых Н.Н. Переходная экономика: Лекция/ Н.Н Соловых, МУПК. – М.: МУПК, 2003. – 54с.
15) www.finansy.ru- материалы по социально-экономическому положению и развитию России.





Подобные готовые работы:

Концепция перехода к рыночной экономике

Ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике

Проблемы перехода кредитных организаций на МСФО

Ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике

Основания возникновения и перехода права собственности

Ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике

Ван Геннеп Эссе по книге Обряды перехода

Договор страхования в условиях перехода к рыночной экономике

Договор поставки в условиях перехода к рыночному хозяйству

Договор страхования в условиях перехода к рыночной экономике

Договор страхования в условиях перехода к рыночной экономике

Договор поставки в условиях перехода к рыночному хозяйству

Условия перехода и методы взимания Единого сельскохозяйственного налога

Развитие форм бухгалтерского учёта в условиях перехода на МСБУ

Развитие менеджмента в период перехода от планогосударственной экономики в к рыночной