КУРСОВАЯ

Теории переложения налогов


ВУЗ - Волгоградский государственный университет
Объем работы - 50 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание:
Введение
Глава 1. Налог как политико-экономическая категория
1.1. Сущность и принципы налогообложения
1.2. Классификация налогов
Глава 2. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества
2.1. Роль и функции системы налогообложения
2.2. Роль налогов и сущность налоговой системы РФ
Глава 3. Эволюция и характеристика основных теорий переложения налогов
3.1. Абсолютные, оптимистическая и пессимистическая теории переложения
3.2. Теории переложения национальных финансовых школ второй половины XIX века
3.3. Маржинализм (математическая теория переложения, американская финансовая школа)
Заключение
Библиография
Приложения







Введение
Рыночная модель хозяйствования объективно потребовала, наряду с изменением базисных отношений и институтов общества, создания соответствующих механизмов государственного регулирования на микро- и макроуровнях, важной составляющей которых является налоговая система. Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную деятельность традиционно находится в центре внимания экономической науки, сама же налоговая система представляет собою сложную, исторически сложившуюся и эволюционирующую совокупность различающихся по субъектам, объектам и источникам форм обложения.
Одним из важных вопросов при конструировании наиболее рациональной системы налогообложения остается проблема переложения налогового бремени. Так, еще М. Фридман подчеркивал, что «вопрос о том, несет ли налог его юридический плательщик, или последний может перенести податную тяжесть на других лиц, является необходимой предпосылкой для решения вопросов о налоговой справедливости, прогрессивности и пропорциональности обложения» [43, c.12]. Поэтому исследование эволюции теорий обложения и в современных условиях сохраняет свою актуальность.
В ранние эпохи переложение имело характер откровенного принуждения, вся же последующая история переложения налогов вплоть до конца 19 века связана с противостоянием экономических интересов. В этот период наиболее существенный вклад в развитие теорий переложения внесли Д. Локк, А. Смит, Д. Риккардо, Д. Милль (абсолютная теория переложения), Н. Канар, А. Тьер (оптимистическая теория переложения), П. Прудон, Ф. Лассаль (пессимистическая теория переложения), К. Рау (эмпирическая теория переложения), а также другие представители немецкой экономической школы – Р. Майер, К. Виксель.
В конце XIX века наиболее ценный концептуальный вклад в разработку проблем переложения привнес американский экономист Э. Селигман, а в 20-м веке – А. Маршалл, Р. Мюсгрейв, М. Фридман и др.
Определенный вклад в развитие теорий переложения внесли представители русской экономической школы – В. Твердохлебов, Д. Боголепов, Ф. Меньков и др.
Цель курсовой работы – проследить эволюцию теорий переложения.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть сущность налога как политико-экономической категории;
 исследовать принципы налогообложения;
 раскрыть критерии классификации налогов;
 обосновать функции и роль налогообложения в экономической системе общества;
 раскрыть эволюцию и исследовать особенности основных теорий переложения налогов.
Теоретико-методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, политической экономии, налогообложения и финансов, а также нормативно- законодательные акты (в т.ч. Налоговый Кодекс, законы и комментарии к ним).
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований, и приложений.







Глава 1. Налог как политико-экономическая категория

1.1. Сущность и принципы налогообложения
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " [14, с.171]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре¬мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за¬кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по¬требностей [4, c.189]. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу¬чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу¬дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря¬док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначе¬ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша¬лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:
1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения;
2) налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);
3) каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его;
4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.) [38, с.240 – 241] …

Глава 2. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества

2.1. Роль и функции системы налогообложения
В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, – это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на схеме. 4 [см. сх.4 прилож.2].
Думается, что только конкретизация экономических характеристик того или иного налога позволяет определить и уточнить выполняемые им функции, отвечающие определенным принципам. В каждом налоге возможно в полной мере проявление четырех основных функций налогов: фискальной, регулирующей, социальной и стимулирующей [16, с.54].
Существуют различные подходы к дифференциации налоговых функций. Так, например, Л.Ф. Черкасова предлагает выделять, с одной стороны, интегральные функции налогов – фискальную, регулирующую и социальную, которые неразрывно взаимосвязаны, относятся к одному уровню налоговой системы, и дифференциальные, такие как функции организации, мобилизации, аккумуляции, аллокации, планирования, учета, контроля, анализа, стимулирования, социализации, субординации, координации, социальной дифференциации, солидаризации и т.д., причем интегральные функции налога воплощаются в дифференциальных функциях налоговой системы таким образом, что между ними возникает общее соответствие, нарушение которого приводит к снижению эффективности [46, с.12 – 13]. …















Глава 3. Эволюция и характеристика основных теорий переложения налогов

3.1. Абсолютные, оптимистическая и пессимистическая теории переложения
Знакомство с историей вопроса о переложении необходимо, чтобы оценить выводы финансовой науки ко времени ее расцвета в конце XIX – начале XX в. и чтобы осознать, как долог путь к решению сложных задач, потому что и к концу XX в. финансовая наука еще не решила всех проблем переложения налогов.
Теории переложения возникли одновременно с налоговыми теориями, и можно сказать, что теории переложения как таковые являются составной частью общей теории налогов.
При изучении теорий переложения важно помнить, что их научность определялась степенью развития – фундаментальной для финансовой науки – политической экономии и самой финансовой науки. Эволюция теорий переложения показывает, что по мере накопления научного потенциала в них изменялось соотношение политического и экономического начала в пользу последнего [32, с.150].
Политическая экономия, в рамках которой долгое время развивалась финансовая наука, впервые поставила проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости. Используя имеющийся у нее тогда инструментарий – априорный метод, наука пыталась с абсолютной точностью определить степень переложимости того или иного налога и с той же категоричностью, определить конкретных носителей налога. Теории переложения, разработанные на такой методологической основе, позднее были названы «абсолютными».
Первая, более или менее обоснованная теория переложения налогов, принадлежит знаменитому английскому философу эпо¬хи меркантилизма Д. Локку, который в 1692 г. сделал вывод, что все налоги, в том числе и налоги на потребление, в результате падают на собственника земли. Д. Локк полагал, что торговцы и посредники перелагают налоги на потребителя – рабочего, кото¬рый не в состоянии платить налогов, рабочий в свою очередь пе¬ребрасывает их на арендатора, последний – на собственника зем¬ли, понижая арендную плату. Если заработная плата рабочего не увеличивается, то рабочий не в состоянии прокормиться, в этом случае содержать его придется церкви, а последний черпает свои доходы от обложения земель. Следовательно, налоговая тяжесть ляжет на собственника земли или в открытой форме поземельного налога, или в скрытой форме уменьшенной арендной платы. Д. Локк настаивал на замене всех налогов одним по¬земельным, считая, что он является наиболее выгодным для землевладельцев, так как при множественности налогов землевладельцы посредством переложения отягчаются значительно большим бременем, чем при прямом обложении.
Физиократы воскресили забытую теорию Д. Локка о переложении всех налогов на плечи земледельца, исходя из своей теории чистого дохода. Теория физиократов о переложении всех налогов на чистый доход с земли вела к установлению единого налога на землю как единственно непереложимого.
Классическая школа приняла эстафету у физиократов и стала развивать абсолютную теорию переложения в том же направлении, с той же категоричностью. А. Смит считал, что большинство налогов перелагаются или на земельного собственника, или на богатого потребителя. Он считал непереложимыми налогами: по¬земельный, на переход недвижимости, на роскошь [38, c.56]. …





Заключение
Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за¬кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по¬требностей.
К основным принципам налогообложения относятся, во-первых финансовые принципы (нейтральность, достаточность, эластичность), во-вторых, принципы справедливости (всеобщность, равномерность), в-третьих, принципы налогового управления (определенность, экономность, контролируемость, удобность), и, в-четвертых, народно-хозяйственные принципы (выбор источника и сочетание налогов).
Классификация налогов в общем виде включает: 1) федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц и т.д.); 2) региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на недвижимость и т.д.); 3) местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и т.д.).
Базовыми функциями налогообложения в современных условиях являются: 1) фискальная – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до¬ходов; 2) регулирующая, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись; 3) социальная (перераспределительная) – с помощью налогов госу¬дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до¬ходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли¬тельными сроками окупаемости затрат; 4) стимулирующая – с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра¬бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Процессы совершенствования налоговой системы всегда находились в центре внимания экономической науки. В этом плане особый интерес представляет исследование эволюции теорий переложения налогов. …

























Библиография:
1) Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге. – Харьков, 1870. – С. 135 – 136.
2) Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки. – М.: Пролетарий, 1929. – С. 2 – 45.
3) Боброва А.В. Концептуальная модель теории налогов // Финансы и кредит.- № 23.- 2005. – С.35-48.
4) Большой экономический словарь / Под ред. Азримяна А.Н. – Институт новой экономики, 2001. – 900 с.
5) Брызгалин А.В. Основные принципы российского налогового права // Налоговое планирование. – 1998. – № 3. – С. 29 – 32.
6) Валова Л.А. Проблемы реформирования налоговой системы РФ. Диссертация. – Н – к.: НГАЭУ, 1999. – 128 с.
7) Гулев В.И. Налоги – состояние, проблемы и решения //Финансы. – № 3. – 1999. – С. 40 – 51.
8) Злобина Л.А. Оптимизация налогообложения субъекта: учебное пособие. – М.: Акад. Проект, 2003. – 235 с.
9) Иванова Н.В. Местное налогообложение в системе налогового федерализма. Автореферат диссертации. – В – д.: ВолГУ, 1998. – 25 с.
10) Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
11) Кейнс Дж. Избранные произведения. – М.: Мысль, 2004. – 307 с.
12) Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. – М., 1931. – С. 102 – 125.
13) Малис Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы. – 2003. – № 2. – С. 28 – 35.
14) Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономики. Книга 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. – Маркс К. и Энгельс Ф. – Соч., изд-е 2. – М.: Госуд. изд-во политической литературы, 1961. – Т. 21, с. 171.
15) Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. В 2-х томах. – М .: Республика, 2000. – Т. 1, 399 с.; Т. 2, 400 с.
16) Мартынов А.В. Совершенствование налогообложения прибыли в период рыночной трансформации российской экономики. Диссертация. – В – д.: ВолГУ, 1998. – 175 с.
17) Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. – М., 1924. – С. 60 – 122.
18) Миляков Н.В. Налоги и налогообложение – М.: ИНФРА-М, 2003. – 350 с.
19) Митрофанова И.А. Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта и «налоговые эффекты»: политико-экономический подход // Материалы научной сессии. Вып. 2. – В – д.: ВолГУ, 2004. – С. 274 – 280.
20) Митрофанова И.А. Деление налогов на прямые и косвенные: эволюция критериев классификации // Материалы научной сессии. Вып. 4. – В – д.: ВолГУ, 2005. – С. 379 – 383.
21) Налоги. Учебное пособие / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.
22) Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Ана¬литика-Пресс, 2003. – 520 с.
23) Налоги и налогообложение / Под. ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 487 с.
24) Налоги и налогообложение. 3-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Вруцблевской. – СПб.: Питер, 2002. – 540 с.
25) Налоговый кодекс Российской Федерации. – М., 1999. – С. 18 -19.
26) Налоговый кодекс Российской федерации (проект) //Экономика и жизнь. – апрель 2004. – № 17 – 18. – С. 3 – 80.
27) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: новая редакция. – М.:ЭКМОС, 2003. – 527 с.
28) Озеров И.Х. Основы финансовой науки. – Рига, 1923. – 544 с.
29) Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: АО Финстатпром, 1996. – 222 с.
30) Павлов В.А. История российской политэкономии. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 256 с.
31) Пархачева М.А. Упрощенная система налогообложения: 50 вопросов и ответов – Ростов-на – Дону: Март, 2003. – 204 с.
32) Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 256 с.
33) Рассказов А.В. Налоговый кодекс: вопросы остались // Финансы. – № 4. – 1998. – С. 26 – 27.
34) Рыночная экономика. 200 терминов. Популярный словарь / Под общ. ред. Г.Я. Кипермана – М.: Изд-во политической литературы, 2001. – 224 с.
35) Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения. Соч. в 3-х томах. – М., 1955. – Т. 1, 360 с.
36) Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: НПП Экотехсервис, 1992. – 156 с.
37) Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. Вып. 8 / Пер. Эфруси Б.О. – М.: Изд-е К.Т. Солдатенкова, 1897. – 292 с.
38) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Прогресс, 1989. – 557 с.
39) Твердохлебов В.Н. Теории переложения налогов. – СПб., 1914. – С. 3 – 30.
40) Твердохлебов В.Н. Финансовые очерки. – М., 1916. – С. 5 – 49.
41) Финансы / Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 530 с.
42) Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 518 с.
43) Фридман М.И. Конспект лекций по науке о финансах. Налоги. Вып.2. – СПб., 1910. – 112 с.
44) Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 190 с.
45) Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки. – СПб., 1913. – С. 40 – 151.
46) Черкасова Л.Ф. Становление налогообложения физических лиц как фактора рыночных преобразований в России. Автореферат диссертации. – В – д.: ВолГУ, 1996. – С. 12 – 13.
47) Черник Д.Г., Павлова Л.М., Князев В.Г. и др. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2001. – 405 с.
48) Эеберг И.Т. Очерки финансовой науки. – Петроград, 1923. – С. 99 – 100.
49) Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 429 с.
50) Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. – СПб., 1904. – 389 с.