ДИПЛОМ

Особенности психического развития младших школьников


ВУЗ - МГУ им.Ломоносова
Объем работы - 60 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ПЛАН

Введение 3
Глава I Теоретический аспект: психическое развитие в младшем школьном возрасте 7
1.1 Особенности психического развития младших школьников 7
1.2 Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу 9
1.3 Основные виды трудностей, испытываемых первоклассником 13
1.4 Проблема соотношения обучения и развития 17
Глава 2. Материалы и методы экспериментально - психологического исследования психического состояния школьников младшего возраста 32
2.1. Цель и задачи исследования 32
2.2. Характеристика испытуемых и методики исследования 34
2.3. Исследование эмоционального состояния младших школьников 43
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Введение
Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся поднимался неоднократно. И, тем не менее, он возникает вновь и вновь. Особенно остро этот вопрос встает в настоящее время.
Решение столь важных задач возможно лишь совместными усилиями педагогов и психологов при более действенной опоре в практической педагогической деятельности на комплекс имеющихся психологических знаний, прежде всего на закономерности возрастного и индивидуального психического развития ребенка. Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания — в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе.
Однако у нас еще мало исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка, этого мощного резерва повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а, следовательно, и решения в значительной степени проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.
Приступая к изучению проблемы, будем исходить из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии ребенка, должно на определенном уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование интеллектуальной сферы учащихся, особенностей их личности, создавать условия для эмоционального благополучия. Можно предположить, что недостаточная сформированность одной из указанных сфер психического развития нарушает его гармоничность, вследствие чего возможны неблагоприятный путь формирования личности, возникновение учебной перегрузки учащихся.

Глава I Теоретический аспект: психическое развитие в младшем школьном возрасте

1.1 Особенности психического развития младших школьников

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленными учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.
Изучение сенсорно-перцептивных процессов, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и психомоторных характеристик позволило выявить ряд особенностей младших школьников. Закономерности формирования учебной деятельности и специфики ее развития, характерные для этого возраста, выявлены многими исследованиями; показаны особенности развития личности младшего школьника: мотивационной сферы, самосознания и самооценки, характера, нравственных сторон, социальных ориентаций.
Исследование психических состояний в учебном процессе, возрастных особенностей, а также влияния состояний на продуктивность учебной деятельности позволило установить ряд закономерностей. Так, были показаны особенности влияния психических состояний учителя на эффективность его труда, обнаружена специфика саморегуляции состояний учащихся и педагогов, выделены феноменологические картины психических состояний разных возрастных групп, рассмотрены изменения состояний учителя и учащихся в процессе их взаимоотношений на уроке.
1.2 Психологическая перестройка, связанная с поступлением
ребенка в школу
При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему общественных отношений. Специфика учебной деятельности связана с необходимостью ориентации на жесткие социально заданные нормы. Поведение на уроке должно подчиняться строго фиксированным правилам (нельзя действовать по первому побуждению, надо поднять руку и ждать разрешения учителя; нельзя отвлекаться и заниматься посторонними делами и т. д.). Новую форму коллективных отношений приобретают взаимодействия со сверстниками, нормативно регламентированы отношения с учителями. Готовность к школе — это, прежде всего, готовность к овладению высокоопосредованными, «внеситуационными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами.
Новый уровень регуляции деятельности, необходимый для вхождения в учебную деятельность, основывается на сформированности определенных мотивов поведения, побуждающих к соблюдению норм и правил школьной жизни, что должно находить отражение в адекватных эмоциях, которые могли бы противостоять чисто ситуационным эмоциональным проявлениям, препятствующим осуществлению деятельности в заданном направлении.
1.3 Основные виды трудностей, испытываемых первоклассником

Наиболее часто наблюдается три типа трудностей.
Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выполнять своевременно и т.д.). Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство семилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованными а другие - развинченными (дома же они могут быть совсем другими). Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомиться с другими детьми, чувствует себя в одиночестве.
1.4 Проблема соотношения обучения и развития

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах.

Глава 2. Ма¬те¬риа¬лы и ме¬то¬ды экс¬пе¬ри¬мен¬таль¬но - пси¬хо¬ло¬ги¬че¬ско¬го ис¬сле¬до¬ва¬ния психического состояния школьников младшего возраста
2.1. Цель и задачи исследования

Цель проведенного исследования заключается в сравнительном изучении мотивов учения младших школьников в зависимости от системы обучения.
2.2. Характеристика испытуемых и методики исследования

В качестве примера возьмем трех учеников с наиболее яркими показателями.

2.3. Исследование эмоционального состояния младших школьников

Для изучения эмоционального состояния младших школьников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек».

Заключение

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленными учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.
Список использованной литературы


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 2005. – 345 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 376 с.
3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М., 2004. – 290 с.
4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л., 2006. – 479 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоле¬ния критических ситуаций. — М., 2004. – 610 с.
6. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 2004. – 255 с.
7. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 3. — Л., 2003. – 529 с.
8. Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. М., 2005. – 410 с.
9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 165 с.
10. Журавлев А.Л. Психология и управление.- М.: Знание, 2006. – 121 с.
11. Лебедев В.И. Психология управления. М., 2005. – 200 с.
12. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 2004. – 456 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Кн.1: Общие основы психологии. – 480 с.
14. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд – во «Речь», 2002. – 298 с.
15. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 2005. – 410 с.
16. Психология менеджмента/Под ред. Никифорова Г.С. СПб., 2006. – 240 с.
17. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 2004. – 355 с.
18. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. М.: Экономика, 2004. – 390 с.
19. Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 2004. – 310 с.
20. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. – М., 2006. – 458 с.
21. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Учебно-методический коллектор «Психология». – 2006. – 670 с.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 2005. – 674 с.
23. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 2004. – 246 с.
24. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.-изд-во, 2004. – 390 с.





Подобные готовые работы:

Особенности психического развития младших школьников

Особенности физического воспитания в школе и особенности физического и психического здоровья детей

Особенности памяти произвольной и непроизвольной,кратковременной и оперативной у детей с задержкой психического развития

Концепции понимания психического здоровья личности

Структурные и динамические характеристики психического здоровья личности.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Психологическое консультирование родителей первоклассников с задержкой психического разви

Отношение к себе и самооценка у младших школьников с задержкой психического развития

. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

Общение с родителями как фактор риска нарушения психического здоровья детей

Преодоление нарушений связанной речи у первоклассников с задержкой психического развития в условиях КРО

Коррекция нарушений словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Уголовно-правовая характеристика обстоятельств исключающих преступность деяния (необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, физического и психического принуждения, обоснованно

Уголовно-правовая характеристика обстоятельств исключающих преступность деяния (необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, физического и психического принуждения, обоснованно

Особенности реформирования государственных предприятий.Особенности финансового оздоровления и реструктуризации предприятия на основе выделения центров финансовой ответственностиРеструктуризация предприятий посредством вертикальной (горизонтальной) интегра