РЕФЕРАТ

Физическая реабилитация при бронхиальной астме


ВУЗ - Тульский Государственный Университет
Объем работы - 20 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание:
1. Понятие о реабилитации: ее задачи, принципы, средства:
1.1. Задачи медицинской реабилитации. Понятие о физической реабилитации;
1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации;
1.3. Средства медицинской и физической реабилитации;
1.4. Составление реабилитационных программ;
2. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
3. Комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме с учетом физического развития и физической подготовки.
4. Лечебный массаж при бронхиальной астме.
5. Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме.
6. Заключение.
















1. Понятие о реабилитации: ее задачи, принципы, средства.
Термин «реабилитация» используется с давних пор в юридической практике применительно к лицам, восстановленных в правах, и происходит от латинского слова «reabilitatio» (восстановление). В медицине – это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановлении (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Несмотря на широкое использование этого термина в медицинской науке и практике, в отношении сущности реабилитации, а так же ее целей и задач до настоящего времени нет единой точки зрения. В одних странах под реабилитацией понимают только восстановление здоровья, в других – это понятие относится к восстановлению трудоспособности, а в третьих – к оказанию материальной помощи пострадавшим и т.д.
Реабилитация значительно шире, чем восстановление здоровья. Реабилитация является важным достижением современной медицины, призванной не только вернуть здоровье больным и инвалидам, но и сохранить их профессиональную трудоспособность.

1.1. Задачи медицинской реабилитации. Понятие о физической реабилитации.
Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни. Варианты реабилитации:
-адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
-реадаптация – работа на новом месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
-работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;
-при невозможности реабилитации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии;
-переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности;
Основные задачи реабилитации:
-ускорение выздоровления;
-улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;
-направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;
-предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;
-возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;
-возвращение в общество профессиональных кадров;
-значительный экономический эффект общества – вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.
Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но и подчас решающим фактором излечения.
Физический аспект реабилитации включает в себя все вопросы, относящиеся к применению физических факторов в восстановительном лечении больных. Сюда относятся лечебная гимнастика и другие элементы лечебной физкультуры, интенсивные тренировки, санаторно-курортное лечение и т.д.
Физический аспект являются частью медицинской реабилитации и предусматривает мероприятия по восстановлению трудоспособности больных путем применения лечебной физкультуры и проведения нарастающих по интенсивности физических тренировок.
Основное предназначение использования физических факторов – всемерное повышение физической работоспособности больных, инвалидов, лимитированной по болезни или инвалидности.

1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
Принципы медицинской реабилитации:
а) Реабилитация больных (инвалидов) – это многоплановый, неразрывный процесс – единый комплекс лечебных, реабилитационных, профилактических и оздоровительных мероприятий.
б) Реабилитация находится в органической связи с профилактикой заболеваний и составляет с ней единое целое. Действительно, в случае угрозы инвалидности реабилитационные мероприятия, применяющиеся в комплексе с лечебными, являются профилактикой инвалидности, а при ее наличии – становятся первым этапом борьбы с нею.
в) Необходимость использования комплекса различных реабилитационных мероприятий с участием медицинских работников, психологов, педагогов, специалистов физической культуры, юристов и т.д.
г) В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитаций, различающиеся между собой количеством этапов реабилитаций и длительностью лечения.
д) Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению таких вопросов, как установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий.
Принципы физической реабилитации:
а) Физические нагрузки – часть медицинской реабилитации, составная часть комплекса реабилитационных мероприятий. Одна физкультура без правильного питания, здорового образа жизни, полноценного отдыха, отказа от алкоголя и курения не может обеспечить хорошее здоровье.
б) Физическую реабилитацию следует начинать как можно раньше. Говоря о стратегии физического воспитания и развития человека, следует помнить о необходимости преемственности осуществляемых мер на протяжении всех периодов индивидуальной жизни человека. Решать проблему физического воспитания и физического развития населения необходимо с дошкольного возраста, а затем в школах, училищах, институтах, на предприятиях и т.д.
в) Перед тем как приступить к физическим тренировках, необходимо пройти серьезное медицинское обследование с использованием различных нагрузок. Ясно, что определение вида и интенсивности физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя специалист этого дела – врач. Врач, давая советы, должен учитывать не только фактическое состояние здоровья человека, но и степень его физической подготовленности, тренированности.
г) Во всякий труд нужно входить постепенно. Не следует сразу перенапрягать свои усилия, а необходимо, входя в работу, развивать свои усилия постепенно.
д) Необходим контроль за эффективностью использования физических нагрузок. Оценка эффекта или, напротив сигнал к отмене или изменению характера и режима физических нагрузок.
е) Оптимальный выбор вида, темпа, интенсивности и продолжительности физических нагрузок с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенности организма и уровня его тренированности.

1.3. Средства медицинской и физической реабилитации.
Под средствами медицинской реабилитации понимают медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое и другие виды лечения, которые наряду с лечением болезни способствуют скорейшему восстановлению тех функций организма, которые необходимы для возвращения к трудовой деятельности.
Под средствами физической реабилитации понимают физические упражнения, которые делятся на гимнастические, спортивно-прикладые и игры, естественные факторы природы, лечебный массаж, двигательный режим, трудотерапия, механотерапия.

1.4. Составление реабилитационных программ.
а) Необходимо как можно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны быть неотъемлемой частью лечебных мероприятий, органически их дополнять.
б) Необходимо выбрать те реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего и возвращение его в коллектив, к основному общественно полезному труду. Разумеется, что выбор осуществляется с учет состояния больного (инвалида), характеристики и тяжести болезненного процесса и переносимости того или иного реабилитационного воздействия.
в) Реабилитационные мероприятия должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно.
г) Важным условием эффективности реабилитации больных (инвалидов) является ее индивидуальность. В реализации этого положения решающая роль принадлежит врачебно-трудовой экспертизе, во время которой устанавливается степень функциональной недостаточности и трудоспособности. В зависимости от состояния больного (инвалида) в динамике вносятся соответствующие коррективы в объем реабилитационных мероприятий.
д) При составлении плана реабилитационных мероприятий следует учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и течение у него болезненного процесса, в том числе его психосоциальные, биологические особенности и связи с трудовым коллективом, возраст, образовательный ценз, специальность, семейно-бытовую обстановку.
е) Планируя реабилитационные мероприятие, необходимо соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические рекомендации, особенно при проведении трудотерапии и профессиональной подготовки, требования по охране труда, санитарно-эпидемиологические нормы и условия лечебно-профилактической помощи.
Наряду с этими принципами большое значение имеет оптимальное дозирование средств лечебной физкультуры – установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и всего комплекса упражнений. Нагрузка достигается выбором исходных положений, подбором упражнений, их продолжительностью, числом повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, эмоциональностью занятий, их плотностью.















2. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной отдышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол. В результате возникает задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, вдох замедлен, затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.
Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества, пыль и т.д.
Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, регулирующих функций гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужением их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких. Во время приступа у больного намечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами.
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
5) обучение удлиненному выдоху.
В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;
3) упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;
4) диафрагменное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.














3. Комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме с физического развития и физической подготовки
Первый комплекс упражнений:
Часть занятия Исходное положение Описание упражнений Дозировка Методические указания
Вводная Сидя на стуле Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Темп средний
Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз То же
Основная Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати Дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке Наклоны туловища в стороны 4-6 раз При наклоне выдох, темп средний
Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, правая рука на груди, левая – на животе Диафрагменное дыхание 4-6 раз На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается
Стоя, в руках набивной мяч Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз Выполняется на выдохе
Стоя Отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки
Заключительная Стоя Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное
Сидя на стуле, кисти к плечам Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей
Сидя на стуле Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз Дыхание свободное

Второй комплекс упражнений:
Часть занятия Исходное положение Описание упражнений Дозировка Методические указания
Вводная Сидя на стуле Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Темп средний
Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз То же
Основная Стоя 1-руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. 4-6 раз Темп медленный
Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди Руку в сторону - назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох. 8-10 раз в каждую сторону Темп средний
То же Полное дыхание 4-5 раз В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка
Стоя боком к гимнастической стенке 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону - выдох 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный
Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4-и п. - выдох 4-6 раз Темп средний
Стоя, в руках волейбольный мяч Броски мяча от груди 8-10 раз Бросать мяч на выдохе
То же Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой
То же Броски мяча из-за головы 8-10 раз Броски делать на выдохе
Основная стойка Руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками - выдох 4-6 раз На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей
Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. - выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону
Стоя, руки к плечам 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – и.п. - выдох по 6-8 раз в каждую сторону Темп средний
Заключительная Стоя Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное
Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить - выдох 4-6 раз Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей
Стоя, правую руку на грудь, левую на живот Полное дыхание 4-6 раз На выдохе брюшную стенку втягивать


4. Лечебный массаж при бронхиальной астме
а) Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру. Проводится сильный массаж мышц спины на кушетке с приподнятым изножьем. Продолжительность массажа 10-15 минут. Курс лечения 15-20 процедур.
б) Больной сидит расслабив мышцы. Массажист стоит или сидит позади больного. Вначале в течении 2-3 мин. воздействуют на область спины, заднюю поверхность шеи, боковые передние отделы грудной клетки, применяя поглаживание, легкое растирание. затем в течении 8-10 минут избирательно воздействуют на мышцы спины, межреберья, заднюю поверхность шеи и надлопаточную область.
в) Разведенные и установленные на межреберья пальцы по команде или произвольно при выдохе больного (чаще через рот при сжатых губах) производят толчкообразные движения от позвоночника к грудине, усиливая давление, делая 5-6 движений. Затем массажист располагает свои ладони на передней брюшной стенке около мечевидного отростка и осуществляет толчкообразные движения вверх в момент удлиненного выдоха больного. Дыхательный массаж повторяют 3-4 раза. Завершают процедуру поглаживанием по спине, грудной клетке в течение 3-5 минут, растиранием, чередуя его с похлопыванием, поколачиванием. Больного следует обучить правильному дыханию и следить, чтобы во время процедуры он не задерживал дыхания. Продолжительность процедуры – 12-15 минут, курс лечения – 16-18 процедур, ежедневно.
г) Воздействуют на зоны гипертрофии тканей в области проекции верхней доли левого легкого и нижней доли правого легкого, применяя растирание, разминание и прерывистую вибрацию. Затем воздействуют на левую половину грудной клетки спереди с последующим переходом на правую половину поясничной области и спины до угла правой лопатки. Заканчивают на левой лопаточной области.

5. Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме.
Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.



















6. Заключение
От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.
В данной реферативной работе были рассмотрены методы физической реабилитации при бронхиальной астме. Предложенные гимнастические упражнения и лечебный массаж могут помочь больному научиться справляться с первыми признаками приступа удушья, уметь дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью, а так же могут помочь руководителю по физической реабилитации правильно сформировать реабилитационные мероприятия для проведения занятий физкультуры.


















7. Список литературы
1. Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье – М.,2000
2. Васичкин В. Большой справочник по массажу – Невская книга. Эксмо, 2002.
3. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура – М, 1988.
4. Машков А. В. Основы лечебной физической культуры. – М., 1994
5. Прибылов К. Н. Лечебная физкультура – М, 1988.
6. Попов С. Н. Лечебная физическая культура – М, 1988.