ДИПЛОМ

Должностные преступления


ВУЗ - Удмуртский гос. университет
Объем работы - 70 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.


СОДЕРЖАНИЕ:

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды должностных преступлений по уголовному законодательству РФ…………………………………………………………5
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных видов должностных преступлений……………………………………………… 21
2.1 Объективные признаки должностных преступлений...……………… 21
2.2 Субъективные признаки должностных преступлений……………... 31
2.3 Квалифицированные и особо квалифицированные виды должностных преступлений……………………………………………………………….. 41
Глава 3. Криминологическая характеристика должностных преступлений……………………………………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………. 65
Список использованной литературы……………………………………….68

ВВЕДЕНИЕ

В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Наиболее простое определение коррупции или должностных преступлений - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.
Сегодня коррупция, и, прежде всего, должностная преступность как наиболее опасная ее часть, стали представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Коррупция успела «заполнить» освобожденные государством ниши социального управления прежде, чем это смогли сделать институты гражданского общества.
Несмотря на значительный размах коррупции в нашей стране, существует немало впечатляющих мифов об этом социально-правовом явлении. К их числу относятся:
Первый. Россия является единственной в мире крупной страной, имеющей критически высокий уровень коррупции в системе публичной власти.
Второй. Противоречивый евроазиатский менталитет народов России не приемлет жестких антикоррупционных стандартов европейской цивилизации.
Третий. Российская коррупция «поразила» всю систему государственной и негосударственной службы, в том числе всех чиновников федеральных органов власти.
Четвертый. Российское государство ничего не предпринимает для борьбы с коррупцией.
Пятый. В России нет сколько-нибудь развитого законодательства о борьбе с коррупцией.
Некоторые из мифов прочно утвердились в общественном сознании и нередко выдаются за аксиому. Что, конечно, не правильно.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы - раскрыть содержание должностных преступлений в соответствии с современным российским законодательством.
В задачи работы входит:
1. Дать понятие должностного преступления и определить их виды.
2. Охарактеризовать должностные преступления как разновидность преступлений с точки зрения современного российского уголовного законодательства; в том числе рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные их составы.
3. Дать криминологическую характеристику должностным преступлениям, выявить факторы, обуславливающие возникновение данного вида преступлений в современном российском обществе.
Теоретической основой работы послужили труды известных отечественных ученых таких, как Б.В.Волженкин, С.В.Максимов, П.С. Яни и др., законодательные и нормативные акты СССР и РФ, литература учебного и справочного характера, материалы периодической печати.
Эмпирическую базу составили материалы следственной и судебной практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлось раскрытие содержания должностных преступлений в соответствии с современным российским законодательством.
Для этого были поставлены задачи:
1. Определить понятие должностного преступления и их виды.
2. Охарактеризовать должностные преступления как разновидность преступности с точки зрения современного российского законодательства; в том числе рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные составы.
3. Дать криминологическую характеристику должностных преступлений, выявить факторы, обуславливающие возникновение данного вида преступлений.
Определить должностные преступления можно как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).
УК РФ 1996 г. кардинально изменил существовавшую в советском уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Отказавшись от самого этого термина и признав отличие между преступлениями лиц, привлеченных к отправлению публичных функций и лиц выполняющий управленческие функции в коммерческих организациях, не относящихся к публичным органам управления и власти, законодатель уже в названиях глав отразил их специфические особенности.
Глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» включает в себя 25 составов. Кроме этого составы с участием должностных лиц содержатся в других главах УК РФ.
Должностные преступления чаще всего называют коррупцией. В России это явление знакомо теоретически или практически каждому совершеннолетнему гражданину.
Анализ литературы и судебной практики показал, что способы совершения должностных преступлений во многом зависят от их разновидности, отрасли служебной деятельности, в которой совершаются эти деяния, характера должностного положения правонарушителя и его правомочий, а также сложившейся обстановки и личностных качеств правонарушителя. Большинство из них совершается путем различного рода действий, нарушающих должностные положения, инструкции, приказы и правила, объективно противоречащих установленным принципам и методам работы соответствующего аппарата и его отдельных звеньев. Часть из них совершается путем служебного бездействия, заключающегося в нарушении соответствующих должностных требований и принципов.
В данной работе автор исходил из нескольких принципов:
- должностная преступность объективно присуща всем моделям общественного устройства, при которых естественное право управления первоначально делегируется отдельным лицам или социальным институтам либо узурпируется последними при помощи обмана или насилия;
- явление коррупции многообразно;
- предупреждение должностной преступности должно иметь экономически и юридически обеспеченный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными);
- эффективная борьба с должностной преступностью предполагает использование системы экономических, политических (в том числе правовых) и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер;
- ключевой реалистической целью борьбы с рассмотренным видом преступлений является снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, не препятствующего развитию общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.
Внешне борьба с коррупцией обычно напоминает череду кампаний, приуроченных к политическим сезонам. Однако, в сущности, это непрерывный процесс. Признание феномена неискоренимости коррупции не должно порождать ощущения безысходности. Современное общество обречено на борьбу с должностными преступлениями хотя бы в силу естественного стремления к самосохранению.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Уголовный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г.)
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» // Российская газета. 2003. 31 мая.
4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в РФ». // СЗ РФ. 1998. № 2. ст.224.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» // Российская газета от 8 октября 2003 г. № 3316.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в ред. от 02.02.2006 г.) // РГ. № 162. 31.07.2004 г.

2. Специальная литература

7. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность.-1997.-№ 6.
8. Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей.- М. «ЮрИнфоР. 1999.
9. Аснис А.Я. Служебное преступление: понятие и субъект. М., 2003.
10. Аснис А.Я. Использование служебного положения // Законность. 2004. № 3.
11. Бахрах Д.Н.Административное право России: Учебник для вузов.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2000.
12. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.- М., 1990.
13. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. М., 1998, с.212.
14. Волженкин Б.В. Коррупция.- СПб., 1998.
15. Волженкин Б.В. Служебные преступления. Спб. Юридический центр Пресс. 2005.
16. Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Российская юстиция. 2001. № 5.
17. Гордейчик С.А. Преступления управленческого персонала в коммерческих и иных организациях. Волгоград. 2000.
18. Гордейчик С.А. Злоупотребление полномочиями: вопросы и ответы // Российская юстиция. 2004. № 5.
19. Двинская уставная грамота 1397-1398 гг. // Российская законодательство Х-ХХ веков Т.3.- М.:Юрид. Лит., 1985.
20. Зубарев С. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны // Уголовное право. 2004. № 3.
21. Изосимов С.В. Кузнецов А.П. Ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Учебно-практический комментарий к главе 30 УК РФ. Н. Новгород. 2002.
22. Государственное управление. Основы теории и организации. Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002. С.329.
23. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Курс лекций.- Минск, 2000.
24. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского.- М.:БЕК, 1998.
25. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ.- М.:Наука. 1997.
26. Макаров С. Д. Изменение квалификации служебных преступлений в суде // Законность. 2003. № 10.
27. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность.- М.:ЮрИнфоРм. 2001.
28. Максимов С.В. Предупреждение коррупции: Лекция. - М.: Московский институт МВД России. 1994.
29. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 1997
30. Преступность в России: Аналитическое обозрение.- М., 2006.
31. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учеб.пос.-М.:Юрист, 2001.
32. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской федерации. М. 1997.
33. Пекарев В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях. М. 2003.
34. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник.- М.:Спарк, 1997.
35. Уголовное право. Особенная часть. Учебник в двух частях. Ч.2. /Под ред. Н.А.Беляева.- СПб.: СПБГУ. 1995.
36. Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:Юрист, 1999.
37. Уголовное право. Учебник. Под ред. В.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М. 2005.
38. Цветков С.И. Международная коррупция и «отмывание денег» //Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей.-М.:ЮрИнфоР», 1999.
39. Яни П.С. Актуальные проблемы квалификации служебных преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией.- М.:ЮрИнфоРм, 1999.
40. Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997.
41. Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция.2001. № 7.

3. Следственно-судебная практика

42. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" (ред. от 10.02.2000) // Сборник постановлений по уголовным делам. М., 2004.
43. Уголовное дело Тихоокеанского военного суда по обвинению Х. // Московский комсомолец.1998. 27 февраля(№ 38).
44. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. № 4.
45. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ за 2001 г. // БВС РФ. 2002. № 10.
46. Уголовное дело по обвинению Эйдуса // Бюллетень Верховного суда РФ. 2002. № 7.
47. Постановление Президиума Верховного суда РФ № 253п2001 по делу К. и др. Из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за3 квартал 2001 г. // БВС РФ. 2002. № 4. с.11
48. Уголовное дело по обвинению Джамукова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 7.
49. Постановление Президиума Верховного суда РФ № 51п2003 по делу Зайкова. Из Обзора судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2003 г. // БВС. 2003. № 12.
50. Уголовное дело по обвинению И. // Бюллетень Верховного суда. 2003. № 5.
51. Постановление Президиума Верховного суда РФ № 411п03 по делу Переведенцева. Из Обзора судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2003 г. // БВС РФ. 2004. № 3. с.11
52. Судебная практика по уголовным делам. Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004.